Галлы, Пикты

Не секрет, что Римская империя охватывала достаточно большую территорию, во всех направлениях. И на этой территории исконно обитали те или иные племена, со сложившейся более или менее культурой, со своим вероисповеданием и со своим видением устройства мира. Что часто приводило к конфликтам между аборигенами и римлянами. Тех, кто находился, вне Апеннинского полуострова поделили на провинции и во главе поставили наместника. Но как не старались римляне нести свои правила на завоеванные территории, племена продолжали существовать по своему принципу, веря в своих богов и празднуя свои праздники. Но «нет худа, без добра», если бы не римляне, то вряд ли мы когда-нибудь узнали об этих племенах так подробно. Одним из таких племен были Галлы, населявшие территорию нынешней Франции, Швейцарии и северной Италии.

Вообще Галлы это обобщённое название Кельтских племен, которое ввели в обиход римляне. Интересно, что таким словом римляне называли только континентальных кельтов и никогда островных, их они именовали бритонцы. Есть предположение, что слово Галлы произошло, от греческого названия местности Галатия которое находилось на месте нынешней Турции в IV-III веке до н.э. Или из-за цвета кожи представителей кельтских племен, gala-от греческого молоко, так как они отличались «молочной» белизной кожи. Тем не менее, есть еще пара версий происхождения этого слова, но мы в это углубляться не будем.

Кельтских воинов описывали так: «Идя в бой, они не надевали ни какой одежды, а тело покрывали синей краской и искусными татуировками, на волосы наносили белую известь, от чего их волосы начинали походить на жесткую конскую гриву». Хотя в более поздних источниках, уже упоминается одежда, состоящая из штанов и плащей. Украшать свое тело рисунками могли только мужчины. Татуировка у древних кельтов была наделена глубоким смыслом, и не одна спиралька или завиток не были сделаны случайно. Их смысл надо искать в мировоззрении древних племен. Их верования были анимистическими и политеистическими, т.е. вера в одушевленность всей природы и многобожие. Древние кельты верили, что человеческий дух, является частицей мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Кельтские орнаменты - это символические карты Пути. Поэтому законы кельтов, строго запрещали менять ключевые детали орнамента, считая, что их дали боги.

Каждый орнамент был составлен из отдельных узоров. Каждый узел создается из отдельной нити – нити Жизни. Нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом через множество переплетений возвращается обратно. Здесь можно увидеть символ непрерывности, и связи всех вещей во вселенной. Один самых древних кельтских символов – это лабиринт. Он символически обозначает человеческий путь. Кельтские лабиринты ведут к центру, т.е. духовному началу, которое присутствует во всем. Изображение креста мы встречаем во многих культурах, но у кельтов он особенный, он имеет окружность вокруг центра. Его можно интерпретировать как гармонию, вселенский порядок, встреча небесного и земного. Для них не существовало противоположностей, у них не было добра или зла, но есть то и другое одновременно. Человек в понимании кельтов живет не только в реальном мире, но и находится в потустороннем. И символы иного мира могут помочь человеку в продвижении по земному пути. Еще одно изображение креста – это трилистник. Древнейшее изображение троичности, т.е. объединение земного, человеческого и небесного. Но еще задолго до трилистника существовал древний знак «трискеле», что можно перевести как три ноги. Он изображался в виде трех бегущих ног, исходящих из одной точки и символизировал гармонию с природой, а также переплетение трех стихий – огня, воды и воздуха. Позже он начал изображается в виде спиралей, образующий в центре треугольник.

Древний солярный символ – это круг с точкой в центре. Любое пересечение и соединение, является источником духовной силы, огненным центром, который способен рождаться и возрождаться.

Так же кельтские орнаменты могли означать реальные события. С помощью узора мастер мог передать, что происходило в жизни отдельного человека или целого народа. Создавая узор, в честь какого либо события, мастер мог вписать в изображение, сколько людей участвовало в этом событии, кто им помогал, кто им препятствовал. Но прежде чем начинать наносить узор на какую либо поверхность, мастер сначала моделировал его из веревки, а потом уже переносил на материал.

Часто встречаются изображение птиц. Они символизируют посланников, свободу Духа, освобождению от земных связей и общению с небесными силами. Птицы помогают людям в их духовных и земных путешествиях. Так ворон – символ предзнаменований, утка – это некий мост который соединяет земные воды с океаном небесных сил. Голуби – птицы духовной жизни, любви и гармонии, цапля – птица бдительности. Так же можно встретить изображение дельфинов и собак, змей и зайцев и т.д.

Следующее по значимости и искусным татуировкам, являлось племя пиктов, которые населяли Британию. Уже островную часть Европы.

Римский поэт Клавдий Клавдиан так писал про пиктов: «Легионы обуздали диких скоттов и изучали стального цвета рисунки на лицах убитых». В этой фразе мы видим убедительное доказательство того, что древние пикты татуировали свое тело. Хотя и тот факт, что пикты могли просто раскрашивать свое тело перед битвой, имеет право на существование. Именно так поступали их соседи. Тем не менее, пикты являются загадочным народом. До сих пор не ясно само происхождение их названия. Кто-то настаивает, что так их назвали римляне от лат. Picti - раскрашенные. Либо, это слово самоназвание племени. Как бы то ни было, мы знаем точно, что эти племена населяли территорию нынешней северной и центральной Шотландии. По мнению некоторых ученых пикты происходили от кельтов, но по непонятным причинам в I тысячелетии до н.э. они выделились в самостоятельную ветвь. По отношению к пиктам родственным народом можно считать Ирландцев.

Они представляли собой союз воинствующих племен, которые не оставляли в покое своих соседей на юге. К VI веку было сформировано Королевство пиктов, в том же веке они были обращены в христианство. Расцвет государства пришелся на VIII век, когда последние успешно остановили продвижение англов на север.

Исидор Сивильский, архиепископ Севильи и вестготской Испании, основатель средневекового энциклопедизма, так писал про пиктов: «Племя пиктов получило свое название из-за своих тел. Они иглами делают уколы, куда втирают сок местных растений. Впоследствии этой процедуры на коже остаются отметины, которые говорят о положении своего хозяина в обществе. Узоры наносятся на конечности, чтобы показать свое знатное происхождение». Некоторые ученые считали труды Исидора выдумкой, но, насколько можно предположить, что подробную информацию по нанесению татуировки, он мог получить от бриттов, которые переселились в Испанию. Так как на их родине шла война.

У пиктов были распространены мотивы животного мира. Римский историк III века Геродиан, так пишет про это: «Они татуируют на своем теле не только изображение животных всех видов, но и различные рисунки». Изображение животных возможно служили и как тотемы для того или иного племени. Также эти животные были и персональными тотемами того кто их наносил. Таким способом воин хотел приобрести необходимые качества, которыми обладал тот или иной зверь. Так в городе Бурхеде, было обнаружено примерно 30 различных изображений быка.

Символика пиктов была очень разнообразна, на сегодняшний день известно примерно, 50 различных символов. Часто они напоминали камни - символы на которых изображались животные. Эти камни нынешние ученые подразделяют на три класса. И уверяют, будто бы на самом деле на них нанесены не просто рисунки, а письмена, которые до сих пор ни кому не удалось расшифровать. Вообще символика пиктов богата и разнообразна, но также абстрактна и сложна. Для современников такие символы были понятны с первого взгляда. И возможно они могли читать их без проблем.

В различных произведениях древних авторов, мы встречаем много упоминаний об узоры на коже у представителей племени пиктов. Но что самое странное, что ни один из авторов не упоминает, из чего была сделана краска, которая вводилась под кожу. При упоминании о синих рисунках на телах, все у того же историка Геродиана, можно предположить, что такую краску получали из растения Вайда красильная. Это растение относится к семейству капустных. И ее как раз широко культивировали для получения этой самой синей краски. Но после находки археологами в торфяниках останков мужчины пикта, предположительно погибшего в VI веке. Ученые сделали выводы, что у него татуировка была сделана глиной, с высоким содержанием меди, малахита и лазурита. Т.е. имела зеленоватый оттенок. Отсюда можно сделать вывод, что узоры на телах были разноцветные.

Но как это ни прискорбно, в 787 году татуировка была запрещена Калкухским синодом Нартумберленда. К слову, южные пикты приняли христианство в 450 году, а северные 565 году. Пиктская церковь присоединилась к церкви Нортумберленда в 717 году, а уже в 768 пикты проиграли войну шотландскому королю Каузантину МакФергюсону. Нортумбрия была ближайшим местом, куда могла эмигрировать, пиктская знать. А наплыв татуированных, пусть и знатных людей церковь не одобряла. Поэтому татуировка и была признана отметинами дьявола «Diabolo instinctu». Таким образом, искусство нанесения татуировки на тело, просуществовало с пиктами, на протяжении всей их истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: