Первое впечатление и точность интерпретации

В работах, посвященных проблеме первого впечатления, основное внимание уделяется точности первого впечатления. В предыдущем параграфе мы говорили о том, какая информация о поведении и внешности человека формирует его образ. Однако возникает парадоксальный вопрос – а бывает ли первое впечатление действительно первым?

По законам апперцепции, в первом впечатлении всегда в какой-то степени присутствует наш прошлый опыт, наши знания, которые, преобразуясь в установки, делают наше восприятие избирательным. Возможно, именно в этом смысле с определенной долей преувеличения и гиперболизации можно говорить о профессиональной деформации личности как о влиянии профессионального опыта личности на складывающийся образ другого человека.*

* При отсутствии лонгитюдных исследований, надежно объясняющих, какие нежелательные черты личности действительно развились – а не обострились – под влиянием профессии, термин «профессиональная деформация личности» можно считать литературной метафорой.

А. А. Бодалев рассматривает первое впечатление как сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты, присутствует эмоциональное отношение, а также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. В книге «Восприятие и понимание человека человеком» (Бодалев, 1982) заключительная глава посвящена закономерностям формирования первого впечатления и факторам, повышающим его точность (до сих пор описание А. А. Бодалевым данного феномена считается наиболее полным и глубоким).

Итак, рассмотрим, какие факторы являются определяющими при формировании первого впечатления, что в облике другого человека может служить подсказками и ориентирами для оценки его внутреннего мира, склонностей и личностных черт.

Типичные ошибки первого впечатления

К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Эффект ореола – это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: