Урок обучения чтению

Сценарий урока обучения чтению

паспорт сценария

Дата проведения урока: 3.12.2012

Класс: 1 «Б»

Система учебников: УМК «Школа России»

Автор учебника: В.Г.Горецкий и др.

Учителя: …...... (учитель начальных классов)

…...... (логопед)

Тема урока: «Согласные звуки [г], [г,] и буква, которая их обозначает».

Тип урока: бинарный (учитель + логопед). Урок открытия новых знаний.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; выражать положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные (МПР):

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- уметь осуществлять самопроверку по эталону;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- характеризовать звуки [г], [г’];

- знать правильное название буквы, которая обозначает звуки [г], [г’];

- группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки.

коммуникативные:

- составлять рассказ по сюжетным картинкам;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные (П):

- выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [г], [г,] в словах и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица» (у каждого ученика), карточки с изображением гномов, учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки зеленого и синего цвета (для обозначения звука), электронное приложение к учебнику «Азбука».

Дата проведения: 3 декабря 2012 г.

Этап урока Деятельность учителя и логопеда Деятельность учеников Формируемые умения
I. Организация начала урока Учитель: Прозвенел уже звонок Начинается урок. На гостей вы посмотрите, И на нас теперь взгляните. Потихонечку садитесь. На уроке не ленитесь. Посмотрите–ка сейчас: Все ль на парте есть у вас? Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. (Л): Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II. Дыхательная и артикуляционная разминка Логопед: Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок. 1). Релаксация и дыхательная гимнастика. «Раз-два-три, за мною повтори» (слайд 1) Посмотрите на рисунки. Девочка поет «А-а-а», волк поет «У-у-у», мышка пищит «И-и-и», певец поет «О-о-о», медведь ревет «Ы-ы-ы» (Инструкция: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выходе) 2) Логопед произносит эти звуки, а дети угадывают, кто это произносит. 3) Артикуляционная гимнастика. - Статические упражнения для языка: “чашечка”, “грибок”, “горка” (чередование). - Динамические упражнения для языка: “мячик”, “лошадка” (по 6 раз). - Массаж языка: «Расческа» (по 6 счетов).   Выполнение дыхательной гимнастики Выполнение артикуляционной разминки   Готовят артикуляционный аппарат к чтению
III. Актуализация знаний Учитель: - Вспомните, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? - Как мы произносим гласные звуки? - На какие группы можно разделить гласные звуки? - Назовите буквы гласных звуков, которые мы уже изучили. (хором) - На какие группы можно разделить согласные звуки? - Как произносим согласные? - Назовите буквы согласных звуков, которые мы изучили.   На гласные и согласные Без преграды, свободно, их можно петь и тянуть Ударные/безударные А, О, У, Ы – обозначают твердость согласного звука И, Е, Я – обозначают мягкость согласного звука Твердые/мягкие, звонкие/глухие С преградой. Н, М, Л, Р, Б, В,Д, З – обозначают звонкие звуки П, К, Т, С – обозначают глухие звуки   (П): уметь группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки
IV. Мотивация учебной деятельности, постановка темы и целей урока Учитель: Сегодня к нам на урок пришли музыкальные гномики. Посмотрите на свои листочки, которые лежат на парте. Зовут наших гостей Гога и Гига. (слайд 2) Они очень похожи, но все же отличаются друг от друга. Посмотрите на них внимательно. Найдите отличия. - Посмотрите, гномы напечатали свои имена. Найдите и назовите одинаковые буквы. - С какого звука начинается имя первого гнома? - С какого звука начинается имя второго? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учитель вывешивает на доске тему урока). - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели с моей помощью. Познакомиться с … Учиться читать… - Молодцы, а теперь приступим к работе.   Дети находят отличия. Cо звука [г] Со звука [г’] Тема нашего урока – «Звуки [г] [г’] и буква, которая их обозначает» С новыми звукам и буквой, которая их обозначает. Слова слоги, слова, предложения с новой буквой.   (Л): Развитие наблюдательности (П) Формулирование темы и целей урока под руководством учителя
V. Работа по теме урока Сравнительная характеристика звуков [г], [г’] Физ.минутка Дифференциация звуков [г], [г’] Знакомство с буквой. Чтение слогов с новой буквой Физ.минутка Развитие слогового анализа и синтеза Развитие связной речи Логопед: Произнесем слово Гога, выделяя в нем первый звук (г-г-гога) -Назовите первый звук (Это звук [г]) При произнесении звука [г] губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, задняя часть спинки языка приподнята. Учитель: Дадим характеристику звуку. Закрасьте синим цветом колпачок у гнома, в имени которого в начале слышится твердый согласный звук. Логопед: - Произнесем слово Гига, выделяя в нем первый звук (Д: Г’г’г’г’ига) - Назовите выделенный звук. (Это звук [г’]) Учитель: Дадим характеристику звуку. Закрасьте зеленым цветом колпачок у гнома, в имени которого в начале слышится мягкий согласный звук. Логопед: Давайте отдохнем и попробуем повторить ритм мелодии за нашими героями. Логопед: Наши гномы любят играть на разных музыкальных инструментах. Послушайте их любимые мелодии и на слух определите музыкальный инструмент. (Звучат аудиозаписи игры на этих музыкальных инструментах) (Гитара, пианино, гармонь, треугольник) Если в названии музыкального инструмента есть твердый согласный [г], то поднимите синюю карточку, если мягкий [г’], то зеленую. Учитель: А кто из вас знает, какая буква обозначает звуки [г], [г’]? (Учитель вывешивает образец печатной буквы) – Выложите из счетных палочек букву Г. - На что похожа эта буква? (слайд 3) 1) Букву на плечах носил, На лугу траву косил. 2) Г – крючок обыкновенный, Но в труде помощник верный. 3) И подобно кочерге, Горбит спину буква Г. - По слоговой таблице попробуем прочитать слоги с новой буквой. га аг гаг гам го ог гог гер гу уг гуг гил гы ыг гыг гов ги иг гиг гул ге ег гег гын гя яг гяг Учитель: (слайд 4) Гномики-то пришли к нам в гости на урок не простые, а музыкальные. Их любимые инструменты – гитара, гармонь и пианино. Первый ряд будет играть на гитаре, второй – на гармони, третий – на пианино. - Покажите, как вы будете это делать. - Итак… Когда в мелодии услышите гармонь, какой ряд будет играть? А пианино? Гитару? (Учитель включает аудиозапись) Учитель: Гномики приготовили для нас задание. (Раздаю конверты со слогами) Нужно в парах из слогов собрать слова. Они хотят вас проверить: знаете ли вы, какие слова связаны с музыкой и есть ли в конверте лишнее слово. (Нота, музыка, песня, гусли, куплет, доска) - Посмотрите на слайд (слайд 5). Читаем по одному слову. Есть ли у вас такое? - Какое слово лишнее? Почему? Учитель: Гога и Гига устали от музыки и решили отдохнуть. А куда они отправились, вы узнаете, собрав предложение из слов. (Слова на доске) - Какое предложение получилось? Гномы идут в гости к Гоше и Глаше. Логопед: А кто такие Гоша и Глаша? Давайте посмотрим мультфильм про них и узнаем, кто они такие и чем занимаются. (Учитель включает мультфильм из электронного приложения к учебнику) - Рассмотрите картинки из мультика и составьте по ним рассказ. 1. 2. 3. 4. Выделяют первый звук в слове Согласный, твердый, звонкий Согласный, мягкий, звонкий Выполнение физ.минутки Выполнение задания. Моделирование Заранее подготовленные дети читают стихотворения «На что похожа буква Г» Чтение слогов по цепочке: ученик вслух читает слог, класс повторяет за ним хором (Затем столбики слогов читают слабые ученики) Имитация движений игры на музыкальных инструментах Дети собирают слова: нота, музыка, песня, гусли, куплет, доска Работа в парах Восстановление предложения Составление рассказа   (П): уметь выделять изучаемый звук в слове, давать ему характеристику Осуществляют профилактику утомления Уметь на слух определять, есть ли изучаемый звук в слове (П) Знать правильное название буквы, которая обозначает звуки [г], [г’]; Уметь читать слоги с новой буквой Осуществление профилактики утомления (К): уметь формулировать собственное мнение и позицию, выполнять правила работы в паре. (Р): уметь осуществлять самопроверку по эталону (Л): развитие связной устной речи (К): уметь составлять связный рассказ по сюжетным картинкам
VI. Рефлексия - С какими звуками знакомились? - Какая буква эти звуки обозначает? - Какие цели ставили? - Каких достигли? - Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Понравился ли вам урок? Почему? - Спасибо за урок. Ответы на вопросы (Р): уметь отвечать на итоговые вопросы урока
VII. Самооценка   Дети оценивают свою работу на уроке (Р): уметь оценивать свои достижения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: