Сценарий урока обучения чтению
паспорт сценария
Дата проведения урока: 3.12.2012
Класс: 1 «Б»
Система учебников: УМК «Школа России»
Автор учебника: В.Г.Горецкий и др.
Учителя: …...... (учитель начальных классов)
…...... (логопед)
Тема урока: «Согласные звуки [г], [г,] и буква, которая их обозначает».
Тип урока: бинарный (учитель + логопед). Урок открытия новых знаний.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные (МПР):
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- уметь осуществлять самопроверку по эталону;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- характеризовать звуки [г], [г’];
- знать правильное название буквы, которая обозначает звуки [г], [г’];
- группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки.
коммуникативные:
- составлять рассказ по сюжетным картинкам;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Предметные (П):
- выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [г], [г,] в словах и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование урока: «лента букв», «слоговая таблица» (у каждого ученика), карточки с изображением гномов, учебник В.Г. Горецкого «Азбука» (у каждого обучающегося), карточки зеленого и синего цвета (для обозначения звука), электронное приложение к учебнику «Азбука».
Дата проведения: 3 декабря 2012 г.
| Этап урока | Деятельность учителя и логопеда | Деятельность учеников | Формируемые умения |
| I. Организация начала урока | Учитель: Прозвенел уже звонок Начинается урок. На гостей вы посмотрите, И на нас теперь взгляните. Потихонечку садитесь. На уроке не ленитесь. Посмотрите–ка сейчас: Все ль на парте есть у вас? | Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | (Л): Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
| II. Дыхательная и артикуляционная разминка | Логопед: Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок. 1). Релаксация и дыхательная гимнастика. «Раз-два-три, за мною повтори» (слайд 1) Посмотрите на рисунки. Девочка поет «А-а-а», волк поет «У-у-у», мышка пищит «И-и-и», певец поет «О-о-о», медведь ревет «Ы-ы-ы» (Инструкция: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выходе) 2) Логопед произносит эти звуки, а дети угадывают, кто это произносит. 3) Артикуляционная гимнастика. - Статические упражнения для языка: “чашечка”, “грибок”, “горка” (чередование). - Динамические упражнения для языка: “мячик”, “лошадка” (по 6 раз). - Массаж языка: «Расческа» (по 6 счетов). | Выполнение дыхательной гимнастики Выполнение артикуляционной разминки | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
| III. Актуализация знаний | Учитель: - Вспомните, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? - Как мы произносим гласные звуки? - На какие группы можно разделить гласные звуки? - Назовите буквы гласных звуков, которые мы уже изучили. (хором) - На какие группы можно разделить согласные звуки? - Как произносим согласные? - Назовите буквы согласных звуков, которые мы изучили. | На гласные и согласные Без преграды, свободно, их можно петь и тянуть Ударные/безударные А, О, У, Ы – обозначают твердость согласного звука И, Е, Я – обозначают мягкость согласного звука Твердые/мягкие, звонкие/глухие С преградой. Н, М, Л, Р, Б, В,Д, З – обозначают звонкие звуки П, К, Т, С – обозначают глухие звуки | (П): уметь группировать и классифицировать все изученные буквы и звуки |
| IV. Мотивация учебной деятельности, постановка темы и целей урока | Учитель: Сегодня к нам на урок пришли музыкальные гномики. Посмотрите на свои листочки, которые лежат на парте. Зовут наших гостей Гога и Гига. (слайд 2)
Они очень похожи, но все же отличаются друг от друга. Посмотрите на них внимательно. Найдите отличия.
- Посмотрите, гномы напечатали свои имена. Найдите и назовите одинаковые буквы.
- С какого звука начинается имя первого гнома?
- С какого звука начинается имя второго?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Учитель вывешивает на доске тему урока).
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели с моей помощью.
Познакомиться с …
Учиться читать…
- Молодцы, а теперь приступим к работе.
| Дети находят отличия. Cо звука [г] Со звука [г’] Тема нашего урока – «Звуки [г] [г’] и буква, которая их обозначает» С новыми звукам и буквой, которая их обозначает. Слова слоги, слова, предложения с новой буквой. | (Л): Развитие наблюдательности (П) Формулирование темы и целей урока под руководством учителя |
| V. Работа по теме урока Сравнительная характеристика звуков [г], [г’] Физ.минутка Дифференциация звуков [г], [г’] Знакомство с буквой. Чтение слогов с новой буквой Физ.минутка Развитие слогового анализа и синтеза Развитие связной речи | Логопед: Произнесем слово Гога, выделяя в нем первый звук (г-г-гога)
-Назовите первый звук (Это звук [г])
При произнесении звука [г] губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, задняя часть спинки языка приподнята.
Учитель: Дадим характеристику звуку.
Закрасьте синим цветом колпачок у гнома, в имени которого в начале слышится твердый согласный звук.
Логопед: - Произнесем слово Гига, выделяя в нем первый звук (Д: Г’г’г’г’ига)
- Назовите выделенный звук. (Это звук [г’])
Учитель: Дадим характеристику звуку.
Закрасьте зеленым цветом колпачок у гнома, в имени которого в начале слышится мягкий согласный звук.
Логопед: Давайте отдохнем и попробуем повторить ритм мелодии за нашими героями.
Логопед: Наши гномы любят играть на разных музыкальных инструментах. Послушайте их любимые мелодии и на слух определите музыкальный инструмент. (Звучат аудиозаписи игры на этих музыкальных инструментах)
(Гитара, пианино, гармонь, треугольник)
Если в названии музыкального инструмента есть твердый согласный [г], то поднимите синюю карточку, если мягкий [г’], то зеленую.
Учитель: А кто из вас знает, какая буква обозначает звуки [г], [г’]?
(Учитель вывешивает образец печатной буквы)
– Выложите из счетных палочек букву Г.
- На что похожа эта буква?
(слайд 3)
1) Букву на плечах носил,
На лугу траву косил.
2) Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
3) И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
- По слоговой таблице попробуем прочитать слоги с новой буквой.
га аг гаг гам
го ог гог гер
гу уг гуг гил
гы ыг гыг гов
ги иг гиг гул
ге ег гег гын
гя яг гяг
Учитель: (слайд 4)
Гномики-то пришли к нам в гости на урок не простые, а музыкальные. Их любимые инструменты – гитара, гармонь и пианино.
Первый ряд будет играть на гитаре, второй – на гармони, третий – на пианино.
- Покажите, как вы будете это делать.
- Итак… Когда в мелодии услышите гармонь, какой ряд будет играть? А пианино? Гитару?
(Учитель включает аудиозапись)
Учитель: Гномики приготовили для нас задание. (Раздаю конверты со слогами) Нужно в парах из слогов собрать слова. Они хотят вас проверить: знаете ли вы, какие слова связаны с музыкой и есть ли в конверте лишнее слово.
(Нота, музыка, песня, гусли, куплет, доска)
- Посмотрите на слайд (слайд 5). Читаем по одному слову. Есть ли у вас такое?
- Какое слово лишнее? Почему?
Учитель: Гога и Гига устали от музыки и решили отдохнуть. А куда они отправились, вы узнаете, собрав предложение из слов.
(Слова на доске)
- Какое предложение получилось?
Гномы идут в гости к Гоше и Глаше.
Логопед: А кто такие Гоша и Глаша?
Давайте посмотрим мультфильм про них и узнаем, кто они такие и чем занимаются.
(Учитель включает мультфильм из электронного приложения к учебнику)
- Рассмотрите картинки из мультика и составьте по ним рассказ.
1.
2.
3.
4.
| Выделяют первый звук в слове Согласный, твердый, звонкий Согласный, мягкий, звонкий Выполнение физ.минутки Выполнение задания. Моделирование Заранее подготовленные дети читают стихотворения «На что похожа буква Г» Чтение слогов по цепочке: ученик вслух читает слог, класс повторяет за ним хором (Затем столбики слогов читают слабые ученики) Имитация движений игры на музыкальных инструментах Дети собирают слова: нота, музыка, песня, гусли, куплет, доска Работа в парах Восстановление предложения Составление рассказа | (П): уметь выделять изучаемый звук в слове, давать ему характеристику Осуществляют профилактику утомления Уметь на слух определять, есть ли изучаемый звук в слове (П) Знать правильное название буквы, которая обозначает звуки [г], [г’]; Уметь читать слоги с новой буквой Осуществление профилактики утомления (К): уметь формулировать собственное мнение и позицию, выполнять правила работы в паре. (Р): уметь осуществлять самопроверку по эталону (Л): развитие связной устной речи (К): уметь составлять связный рассказ по сюжетным картинкам |
| VI. Рефлексия | - С какими звуками знакомились? - Какая буква эти звуки обозначает? - Какие цели ставили? - Каких достигли? - Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? - Понравился ли вам урок? Почему? - Спасибо за урок. | Ответы на вопросы | (Р): уметь отвечать на итоговые вопросы урока |
| VII. Самооценка | Дети оценивают свою работу на уроке | (Р): уметь оценивать свои достижения |
Они очень похожи, но все же отличаются друг от друга. Посмотрите на них внимательно. Найдите отличия.
- Посмотрите, гномы напечатали свои имена. Найдите и назовите одинаковые буквы.
- С какого звука начинается имя первого гнома?
- С какого звука начинается имя второго?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Учитель вывешивает на доске тему урока).
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели с моей помощью.
Познакомиться с …
Учиться читать…
- Молодцы, а теперь приступим к работе.
2.
3.
4.






