Организация работы представительных органов местного самоуправления

Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления.

Деятельность представительного органа местного самоуправления определяется регламентом соответствующего органа, в котором устанавливается порядок созыва сессии, ве­дения заседания и принятия решений. Регламенты часто публи­куются местной прессой.

В советский период основной формой работы местных Со­ветов были сессии. Сессия (от лат. sessio — заседание) — это промежуток времени, в течение которого происходят пленарные заседания представительного органа и его комиссий. Регуляр­ность проведения сессий местных Советов жестко закреплялась союзным и республиканским законодательством. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 29 июля 1971 г. “О район­ном Совете народных депутатов РСФСР” (в ред. от 3 августа 1979 г.) сессии районного Совета народных депутатов проводи­лись не реже четырех раз в год. Связано это было с тем, что проекты решений спускались сверху, а на сессии проходило формальное утверждение уже готовых решений. Сессии созыва­лись исполнительными комитетами Советов и длились один день.

В настоящее время формы работы представительных органов местного самоуправления законодательно не определены. Орга­низационно-правовые формы работы предусматриваются в уста­вах муниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редко используется слово “сессия”, а говорится, как правило, о заседаниях.

Главной формой деятельности выборного представительного органа местного самоуправления является его работа в пленар­ном составе. Содержание и эффективность пленарной, сессион­ной деятельности во многом предопределяет результативность других организационно-правовых форм деятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собра­ний).

Пленарная, сессионная деятельность является главной, ос­новной формой их функционирования, поскольку только на сессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решают­ся вопросы исключительного ведения представительного органа муниципального образования. Это прямо закреплено в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган ме­стного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решается вопрос об избрании руководи­теля представительного органа, который в соответствии с уста­вом муниципального образования может быть главой муници­пального образования. Уставы некоторых муниципальных обра­зований предусматривают порядок утверждения структуры му­ниципального представительного органа, образования и упразд­нения постоянных комиссий и депутатских групп, принятия решений о досрочном прекращении полномочий представи­тельного органа местного самоуправления и его депутатов.

По отдельным направлениям своей деятельности представи­тельный орган местного самоуправления образует постоянные комиссии — основные рабочие службы. В комиссиях проходит вся подготовительная часть по выработке решений представи­тельного органа.

В уставе муниципального образования или в регламенте ра­боты представительного органа указывается периодичность про­ведения заседаний (сессий) представительного органа. Напри­мер, сессии Совета депутатов Подольского района созываются не реже одного раза в два месяца, а председатель Тверской го­родской Думы назначает заседание не реже одного раза в квар­тал.

Комиссии (комитеты) представительных органов местного самоуправления.
Занимаясь повседневными делами, представительные органы местного самоуправления могут образовывать комиссии (комитеты), которые бывают постоянными и временными, обязательными и факультативными, а также отраслевыми, функциональным и территориальными. Постоянные комитеты формируются сразу же после избрания данного представительного органа и функционируют в течение всего периода его полномочий или какого-либо иного фиксированного срока (в Великобритании, например, комитеты формируются на один год). Временные (специализированные) комитеты и комиссии создаются по мере необходимости для решения или изучения какой-либо конкретной проблемы и распускаются после выполнения своей задачи. Обязательные комитеты назначаются в соответствии с требованиями законодательства той или иной страны. Шведские муниципалитеты, например, должны формировать комитеты по образованию, окружающей среде и охране здоровья, строительству, а также комитет по выборам и комитет социального благосостояния.

Отраслевые комитеты создаются по какому-либо конкретному направлению муниципальной деятельности (здравоохранение, образование и т. п.), в то время как функциональные комитеты выполняют обслуживающие функции по отношению к другим комитетам совета и решают комплексные, специальные вопросы (юридический, финансовый, кадровый комитеты и т. п.). Территориальные же комиссии объединяют членов совета, избранных от какого-либо определенного района, и отвечают за его общее развитие.

Кроме того, могут образовываться различные консультативные комиссии, в состав которых входят не только муниципальные советники, но и представители населения. Во Франции, например, такие комиссии называются "внемуниципальными". Они позволяют членам местных советов и простым гражданам обмениваться мнениями по различным актуальным проблемам. Эти комиссии не считаются официальными органами коммуны и являются средством вовлечения населения в рассмотрение различных вопросов местного самоуправления.

В странах с англосаксонской моделью местного самоуправления (особенно в Великобритании) практикуется образование "комитета всего совета". Это дает совету возможность провести свое заседание (или его часть) в качестве комитета и не руководствоваться строгими правилами, предписываемыми для ведения заседаний муниципальных советов, что позволяет более оперативно рассмотреть тот или иной вопрос. В таком случае мэр обычно покидает свое председательское кресло, и заседание ведет лицо, временно избранное советом.

В странах с континентальной моделью местного самоуправления компетенция комитетов чаще всего ограничивается только подготовительными и контрольными функциями, в то время как в странах с англосаксонской моделью комитеты могут наделяться и распорядительными функциями. В Великобритании, например, комитеты руководят многими направлениями муниципальной работы, фактически выполняя роль исполнительных органов - совет просто передает (делегирует) им многие свои полномочия. Процедура заседаний местного совета здесь зачастую сводится к заслушиванию отчетов соответствующих комитетов и принятию или же отклонению подготовленных ими рекомендаций.

Комитетская система, при которой основная работа проводится в комитетах, имеющих при этом достаточно широкие полномочия, имеет ряд достоинств, к которым в первую очередь следует отнести следующие:

она позволяет совету организовывать работу сессий более рационально, т. е. не перегружать ее обсуждением деталей, а сконцентрироваться на решении общих вопросов;

система комитетов налаживает разделение труда между членами совета, обеспечивая специализацию советников по конкретным вопросам жизни общины в зависимости от их интересов;

при осуществлении контрольных функций комитетами, члены которых специализируются в той или иной области, значительно повышается эффективность контроля.

Вместе с тем не стоит забывать и о том, что деятельность многочисленных комитетов зачастую снижает роль самого совета как ядра, основы всего механизма муниципального самоуправления, приводит к распылению его властных полномочий, способствует навязыванию комитетами своей воли совету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: