Лекция № 3
В негосударственном регулировании экономики большую роль играет саморегулирование и саморегулируемая организация. Согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.01 № 1Э4-ФЗ, саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.
Многие профессиональные объединения предпринимателей определяют саморегулирование следующим образом: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности или негосударственными пенсионными фондами, и содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и указанных правил и стандартов».
Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности или негосударственных пенсионных фондов в саморегулируемые организации и рассматривается как эффективный механизм, способный дополнить, а в ряде случаев и заменить государственное вмешательство в экономику.
Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено создание двух уровней документов — технических регламентов и национальных стандартов взамен ранее действовавших государственных стандартов. Закон изменяет отношение к степени обязательности применения стандартов: обязательные требования переходят в содержательную масть технических регламентов, а добровольные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ пли оказания услуг остаются в текстах национальных стандартов.
Государство будет осуществлять контроль (надзор) только и соблюдением требований и правил подтверждения соответствия, изложенных в технических регламентах, т.е. создает минимальные необходимые фильтры для продукции, поступавшей на рынок. Национальные стандарты на потенциально опасную продукцию и процессы служат аргументом при подтверждении соответствия продукции установленным требованиям.
Требования к качеству выпускаемой продукции, выполняемым процессам и работам, оказываемым услугам (не содержащим риска для потребителей), установленные в национальных стандартах, носят добровольный характер. Согласно действующему ФЗ, разработчиком стандартов может быть любое лицо. Как правило, инициаторами разработки национальных стандартов становятся субъекты рынка, заинтересованные в производстве высококачественной продукции, работ и услуг. При создании добровольных национальных стандартов саморегулируемые организации и общественные объединения предприятий становятся активными регуляторами рыночных отношений.
Стандарт отражает научно-технический уровень продукции, процесса, работы или услуги и с помощью механизма оценки соответствия (например, добровольной сертификации) создает дополнительные барьеры для вхождения в рынок представителей бизнеса, не способных достичь заданного уровня качества. Стандарт становится инструментом создания условий для конкуренции на рынке и способствует разделению предпринимателей на добросовестных и недобросовестных.
Наряду с национальными стандартами применяются стандарты организаций (корпоративные стандарты), которые обеспечивают более высокие или дополнительные по отношению к установленным в национальных стандартах показатели качества продукции, работ и услуг. Корпоративные стандарты устанавливают степень информационной прозрачности осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности, а также порядок непрерывного контроля их соблюдения.
Российское техническое законодательство содержит принципиально новые для России решения в области технического регулирования, связанные с расширением функций саморегулируемых организаций и объединений предпринимателей и потребителей (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей
| Новые решения законодательства в области технического регулирования | Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей |
| Переход к созданию технических регламентов взамен государственных стандартов на продукцию, представляющую опасность (риск) для жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений | Участие в работе экспертных комиссий по техническому регулированию на приоритетных началах наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений потребителей |
| Разработка национальных стандартов, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг | Финансирование работ по стандартизации, обеспечивающих установление норм и требований, отражающих современный уровень научно-технического развития |
| Создание национальной системы стандартизации. Формирование национального органа по стандартизации на базе неправительственной саморегулируемой структуры | Участие отраслевых саморегулируемых организаций и профессиональных объединений предпринимателей в качестве соучредителей национального органа по стандартизации |
| Соиздание национальной системы аккредитации. Формирование национального органа по аккредитации на базе неправительственной саморегулируемой структуры | Участие отраслевых саморегулируемых организаций и профессиональных объединений предпринимателей в качестве соучредителей национального органа по аккредитации, органов по сертификации и испытательных лабораторий |
| Новые решения законодательства в области технического регулирования | Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей |
| Усиление роли технических комитетов по стандартизации, создаваемых национальным органом РФ по стандартизации с целью разработки национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций | Участие в составе технических комитетов по стандартизации научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений предпринимателей и потребителей на паритетных началах и добровольной основе наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти |
| Создание условий для добросовестной конкуренции среди производителей однородного вида продукции, процессов, работ и услуг | Разработка стандартов организаций с целью повышения качества продукции, процессов, работ и услуг; совершенствования производства; распространения знаний в области исследований, измерений и разработок |
| Повышение роли добровольной сертификации для предоставления объективной информации об участниках рынка | Создание систем добровольной сертификации по инициативе саморегулируемых организаций, объединений предпринимателей и потребителей. Объектами добровольного подтверждения могут быть продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги |
Закон дает право создавать при участии саморегулируемых организаций добровольные системы сертификации и выдавать участникам системы сертификаты соответствия и знаки соответствия. Таким образом, в экономике России созданы весомые предпосылки к тому, чтобы саморегулируемые организации стали наряду с государством активным субъектом регулирования российского рынка.
Цели технического регулирования по реализации экономических функций государства, достигаемые путем как государственного регулирования через технические регламенты, так и саморегулирования на основе национальных стандартов и корпоративных стандартов, представлены на рис. 1.9.
Добровольная форма регулирования обеспечивается хозяйствующими субъектами рынка самостоятельно, без вмешательства государства. Для этой формы регулирования государство только определяет «правила игры». Ключевая роль здесь отводится стандартизации — деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленной на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции».

Рис. 1.9. Цели технического регулирования: - прямое регулирующее воздействие; ---косвенное регулирующее воздействие






