Понятие и функции общения

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностью в совместной деятельности.

Общение - взаимосвязь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимовнимании.

Общение – это одна из первичных потребностей человека.

1. Без общения невозможна совместная деятельность.

2. Через общение человек удовлетворяет важную потребность – потребность в познании (получение новой информации).

3. Общение возникает из-за потребности в эмоциональном благополучии (поддержке, безопасности и т.д.)

4. Благодаря общению удовлетворяется потребность в эстетическом наслаждении, красоте (опосредованно, т.е через картины, музыку и пр.).

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет

5. Бессознательный (или сознательный) выбор человеком конкретных средств, фраз, которыми будет пользоваться, решение как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно оказывается неэффективным.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность —способность устанавливать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Коммуникативная компетентностьрассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Функции общения:

¾ аффективная - эмоциональное благополучие;

¾ информационная – познание и самопознание;

¾ регулятивная - регулирование совместной деятельности людей;

¾ общение как средство центральной общности между людьми, основное условие становления личности.

2. Структура общения. В общении выделяют:

¾ содержание (это информация – вербальная и невербальная, - которая передается при общении),

¾ цель (то, ради чего человек прибегает к общению),

¾ средства (способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации при общении).

В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения:

¾ обмен предметами и продуктами деятельности,

¾ обмен знаниями,

¾ обмен психическими или физиологическими состояниями (радость, грусть),

¾ обмен интересами, потребностями,

¾ обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

В зависимости от целей выделяют следующие виды общения:

¾ биологическое (связано с удовлетворением основных органических потребностей, необходимых для поддержания организма),

¾ социальное (здесь цель – расширить и укрепить контакты между людьми).

В зависимости от средств, используемых в ходе общения, выделяют следующие виды общения:

1) Непосредственное (с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки, туловище). Непосредственное общение может быть: межиндивидуальным (два человека), камерным (один обращается к небольшой группе) и массовым (один - к большому числу малознакомых или незнакомых людей).

2) Опосредствованное (связано с использованием специальных средств: природных (камень, палка) или технических (печать, радио)).

Общение также зависит от особенностей деятельности, в процессе которой люди вступают между собой в контакт. В данном случае речь идет о таком понятии как профессиональное общение. Один из его видов – педагогическое общение (это система способов взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания).

Выделяют позитивные и негативные стили педагогического общения.

К позитивным стилям относятся:

¾ устойчиво-положительный (стабильное положительное отношение к ученикам, забота и помощь, деловая реакция на недостатки, любят профессию и детей),

¾ пассивно-положительный (добросовестно выполняют работу, но свойственна сухость в обращении, только требовательность и отсутствие неофициального общения),

¾ неустойчивый (в общем у них эмоционально-положительная установка к учащимся, но отношения зависят от сложившейся в данный момент ситуации, от настроения).

К негативным стилям относятся:

¾ ситуативно-отрицательный,

¾ устойчиво-отрицательный.

В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).

1.Общение как обмен информацией.

В первую очередь, общение – это передача информации, которая может быть вербальной и невербальной. Основным средством вербального общения, обмена информации является язык, речь человека. Язык – это средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта. Язык представляет собой систему словесных знаков. Язык начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения. Пользоваться этими звуками было удобно, особенно когда руки были заняты предметами труда, на значительном расстоянии между общающимися, в темноте, тумане и т.д. Язык человека отличается от языка животных. Животные в своем языке лишь выражают эмоциональные состояния, но не обозначают звуками определенные предметы, как это делает человек.

Речь – это процесс общения с помощью языка (вербальная коммуникация). Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь позволяет человеку рассуждать о вещах и в их отсутствие, анализировать связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира, позволяет выражать свои мысли и воздействовать на других людей.

Виды речи:

а) Внешняя речь: устная (диалогическая и монологическая) и письменная (это речь с использованием письменных знаков, например, книги, газеты, письма и т.д.).

Письменная речь в истории человечества появилась много позднее устной (как и в жизни каждого человека). Она возникла как результат потребности между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии (когда мысль передавалась условными схематическими рисунками) до современного письма. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, т.к. при передачи его с помощью устной речи он мог подвергаться искажениям и даже исчезать полностью.

Механизм внешней речи:

Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре головного мозга замыкаются временные связи между различными раздражителями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов. Важную роль в функционировании речи играет вторая сигнальная система. Выделяют следующие этапы речевого общения:

1.Программирование речи (построение смыслового костяка того, что человек хочет сказать).

2.Построение синтаксической структуры предложения (прогнозируется конструкция фразы, грамматическая форма, подбираются нужные слова и звуки).

3.Реальное звучание речи (коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче, а собеседник декодирует полученную информацию, т.е. переводит звуки слышимой речи в значения слов).

Иногда имеют место различные расстройства речи. Афазия – человек понимает речь, но не может построить фразу. Дизартрия – человек правильно подбирает слова, но нарушается членораздельность речи. Иногда человек может высказываться, но утрачивает возможность воспринимать речь.

б) Внутренняя речь (это речь, реализующая процесс мышления в стадии действия во внутреннем плане). Эта речь сопровождается лишь микродвижениями речевого аппарата. Характеризуется свернутостью и фрагментарностью.

Помимо вербальных (речевых) средств общения важно выделить также и невербальные (неречевые) средства. К ним относятся: оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическая система (система вокализации – тембр голоса, диапазон, тональность), экстралингвистическая система (паузы, смех, слезы, покашливание, темп речи), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение («контакт глаз»). Также информацию дает внешний облик и т.д. (см. тетрадь для практических занятий). У каждой нации свои вербальные средства общения (свой язык). Хотя иногда, общаясь на одном языке, люди все равно не понимают друг друга. Существуют четыре уровня непонимания:

1. Фонетический.

2. Семантический.

3. Стилистический.

4. Логический.

2. Общение как взаимодействие.

Вступая в общение люди не только обмениваются информацией, но и взаимодействуют, воздействуют на другого человека (осознанно или неосознанно). Партнер по общению, вступая в контакт, выражает согласие или оказывает сопротивление такому воздействию, т.е. взаимодействует.

Интерактивная сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, воспримем ли мы партнера по общению, как человека доброго, понимающего и заслуживающего доверия, либо мы с первых моментов общения отнесемся к нему отрицательно.

В зависимости от личностных свойств собеседника (темперамента, свойств характера) выделяют следующие типы собеседников:

Доминантный тип: напористый, жесткий, легко перебивает, но умеет взять на себя ответственность, в любой момент может повысить голос, не дает перебивать себя, если объясняет – то «втолковывает», если выслушивает – задает уточняющие вопросы; если между вами разлад – он язвителен, насмешлив, резок, груб; ему нелегко признать свою несправедливость.

Недоминантный тип: уступчивый, терпеливо сносит, когда его перебивают; возможно он знает больше собеседника, но из-за нерешительности может быть сбит с толку; ссора тяготит и пугает его; но если он в ярости, то может бросаться в атаку, правда потом жалеть об этом; если решается возражать, то мирно и спокойно, но если это неприятно партнеру, то заберет свои слова обратно; его нужно чаще подбадривать.

Мобильный тип: торопливый, пропускает слова, не заканчивает фразы, стиль высказывания – неряшливый, торопит вас с ответом; если вы отвечаете многословно, то не может скрыть скуки; продолжительная беседа на одну тему тяготит его; если с ним обсуждают какую-либо проблему, то у него много версий, которые он тут же отвергает; в беседе с ним необходимо подстраиваться к его темпу и постепенно замедлять скорость реплик.

Ригидный тип: слушает внимательно, говорит вдумчиво, иногда тягуче и скучно, мысль излагает подробно, в деталях, фразы строит понятно и точно; испытывает сложности при общении с мобильным собеседником.

Изучение позиций в процессе общения осуществляется в концепции трансактного анализа Эрика Берна (эти позиции описаны в его книге «Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры»). Взаимодействие в процессе общения зависит от того, какую позицию человек занимает по отношению к партнеру (свысока, на равных, как подчиненный).

Согласно данной концепции, внутри каждого человека живет три формы выражения «Я». Свое «Я» человек может выражать как:

а) часть зависимая, доверчивая, обидчивая (позиция «ребенка»),

б) часть независимая, доминирующая, берущая ответственность на себя (позиция «родителя»),

в) часть, умеющая считаться с ситуацией, понимать интересы других, распределять ответственность между собой и другими (позиция «взрослого»).

Человек в зависимости от ситуации может занимать различные позиции. Правильный выбор позиции, общение на равных – условие конструктивного общения.

3)Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Общение включает не только передачу информации и оказание воздействия на собеседника, но и восприятие, понимание собеседника. Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут дать отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Первоначально воспринимается лишь внешний облик других людей, их поведение, поступки и приходится проделывать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляет собой собеседник. На формирование представлений о другом человеке, о его внутреннем мире влияют следующие механизмы межличностного восприятия:

1. Идентификация (от позднелат. identifico – отождествлять) - это способ понимания другого человека через уподобление его самому себе, т.е. люди строят предположение о мыслях другого человека, представляя себя в таких ситуациях.

2. Рефлексия (от позднелат. refflexio – обращение назад, отражение) осмысление своих действий и состояний, осознание индивидом того, как он воспринимается собеседником; условие постоянной коррекции собственного поведения.

3. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание)- способ эмоционального отклика на переживания другого человека, проникновение в чувства другого (я чувствую, понимаю, на своё поведение могу строить по-своему); эмпатия развивается с детства.

4. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо существенных оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известным явлениям, т.е. социальным стереотипам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом (разновидность социальной установки).

Объяснение причин поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения на основе стереотипа носит название каузальной атрибуции (от лат. causa – причина, atributio – придаю, наделяю).

Например, существует несколько механизмов такого приписывания по внешним признакам:

¾ аналитический: каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности.

¾ эмоциональный: качества личности приписываются в зависимости от эстетической привлекательности внешности.

¾ социально-ассоциативный: человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности.

¾ перцептивно-ассоциативный: человеку приписываются качества другого человека, внешне на него похожего.

Предвзятое отношение к другому человеку может проявляться в следующих эффектах.

1. Эффект ореола: общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, или предварительная положительная информация о нем, приводит к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны непосредственно в восприятии.

2. Эффект первичности: на мнение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывает информация, услышанная первой. Потом изменить мнение сложно, т.н. «первое впечатление».

3. Эффект новизны: новая (чаще негативная) информация о давно знакомом человеке способна необъективно изменить мнение о нем.

3. Стили, стратегии и виды общения. Стиль общения - образ действий, который соответствует одному из видов ситуаций общения (межгрупповая, межличностная, целевая).

Выделяют следующие стили общения:

¾ Ритуальный (порождается межгрупповой ситуацией).

¾ Манипулятивный (вызывается целевой ситуацией).

¾ Гуманистический (в межличностных ситуациях).

Часто ошибки во взаимоотношениях возникают из-за неправильного выбора стиля общения.

Ритуальный - главная задача данного стиля общения - поддержание связи с обществом, подкрепление представлений о себе, как члене той или иной социальной группы. При таком общении заранее устанавливается «маска» и роль со знаниями правил игры. Основная цель - подкрепление связей с данной группой. Манипулятивный - стиль общения, при котором к партнёру сформировано отношение, как к средству достижения личных целей, получения выгоды. Основной механизм восприятия - стереотипизация.

Гуманистический - в большей степени личностное общение. Предполагает искреннее взаимодействие, интерес к собеседнику, эмоциональный контакт.

Стратегии общения:

1) открытое - закрытое общение;

2) монологическое - диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Можно выделить следующие виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор жестов, стандартных фраз, мимика лица, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В местах скопления людей (на улице, в транспорте и т.д.) контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общениедрузей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нужную мысль»: 7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Тема 7. Межличностные отношения в группах и коллективах

1. Понятие и виды групп.

2. Динамические процессы в малых группах.

1. Понятие и виды групп. Понятие «группа» впервые появилось в Европе в конце 17в. В то время французскими художниками был завезен на родину из Италии технический термин из сферы изящных искусств «groppo» или «gruppo», обозначавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения. В настоящее время этот “технический” налет полностью отброшен и понятие “группа” утвердилось в таком виде.

Группа – это определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных с системой отношений, регулируемых некоторыми общими ценностями и нормами. Человек в процессе жизни постоянно общается, и исторические условия жизни привели к тому, что это общение происходит в различных группах. Человек как личность формируется именно в процессе взаимодействия в группе.

В социальной психологии можно выделить следующие классификации групп:

¾ условные и реальные;

¾ постоянные и временные;

¾ большие и малые.

Условные группы: люди в них не имеют прямых либо косвенных взаимоотношений друг с другом, но которые выделены в данную группу на основе какого-то признака и имеют поэтому общие социальные или психологические характеристики.

¾ условные статистические группы: половые, возрастные, национальные (мужчины, женщины, школьники, студенты).

¾ условные исследовательские группы: создаются в исследовательских целях (лабораторные, группы неуспевающих студентов).

Реальные группы: сложноорганизованные группы, вовлеченные в ту или иную деятельность.

Большая группа – социальная группа, включающая значительное число лиц, как правило расположенных на большой территории, не обязательно знающих друг друга и не обязательно находящихся друг с другом в деловых и личных контактах. Регулятором поведения людей в больших группах являются общественные отношения, создающие определенные традиции, нравы, обычаи, а также интересы, ценности и потребности.

¾ большие организованные группы: государства, нации, этнические общности, партии, общественные движения, профессиональные объединения, коллективы больших предприятий.

¾ большие неорганизованные группы: аудитории средств массовой коммуникации (демонстрации, митинги, болельщики).

Малая группа – немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. Минимальная граница – два человека. Эффективность деятельности группы зависит от понимания людьми целей группы, наличия общих интересов, ценностей, норм.

Различают следующие виды малых групп:

а) по месту в обществе:

¾ профессионально-трудовые (производственная бригада, студенческая группа, коллектив учителей),

¾ общественно-политические (первичные молодежные организации, профсоюзные организации),

¾ территориально-бытовые (семья, комната студенческого общежития, соседи),

¾ любительские (рыбаки, охотники, пенсионеры);

б) по характеру структуры:

¾ формальные (официальные) – это группы, в которых четко, официально заданы все позиции членов группы; создаются они на основе устава, приказа; в группе преобладают деловые отношения; организовывать деятельность официально назначен руководитель,

¾ неформальные (неофициальные) – группа возникает стихийно на основе какой-то единой психологической мотивации (интересы, потребности, склонности), симпатий; преобладают личные взаимоотношения; структура складывается стихийно; организует деятельность человек, обладающий определенными качествами – лидер.

В официальной группе тоже могут быть неформальные группировки и, как правило, кроме руководителя есть лидер.

в) по характеру отношения личности к нормам и ценностям группы:

¾ группы членства (человек входит в нее реально),

¾ референтные группы (группа, нормы и ценности которой совпадают с нормами и ценностями личности, человек может не принадлежать к ней реально, но стремится в нее попасть; референтная для каждой личности группа определяется с помощью референтометрии);

г) по степени близости отношений между членами группы:

¾ первичные (семья, близкие друзья),

¾ вторичные (учебные, производственные контакты);

д) в зависимости от тех прав, которые предоставляются участникам группой:

¾ паритетные (все члены группы имеют равные права),

¾ непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей);

е) по характеру целей совместной деятельности:

¾ диффузная (конгломерат) – случайное скопление людей (на улице, экскурсия),

¾ кооперация – группа, объединенная общей целью совместной деятельности, не выходящей за рамки этой группы, не совпадающей с целями общества, т.е. работающей для себя (например, частные предприятия),

¾ корпорация – характеризуется наличием жесткой дисциплины, четкой организации, единой общей цели, не совпадающей с целями общества и вступающей в противоречия с уголовным кодексом,

¾ коллектив – группа с социально-значимыми целями, где межличностные взаимодействия опосредствованы общественно-ценным и личностно-значимым содержанием; это высшая стадия развития организованной общности людей.

Например, А.В.Петровский выделил три критерия оценки группы как коллектива:

1. Выполнение коллективом основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда).

2. Соответствие группы социальным нормам.

3. Способность группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития.

Группа не сразу становится коллективом, а проходит определенные стадии. Не всякая группа превращается в коллектив. Любая новая группа на первой стадии развития является конгломератом, а далее ее развитие либо идет к полюсу «коллектив», либо «антиколлектив».

2. Динамические процессы в малых группах. Каждый человек одновременно включен в достаточно большое количество малых групп. Поэтому необходимо четко изучить процессы, которые происходят в них. Все эти вопросы рассматриваются в разделе социальной психологии – изучение групповой динамики.

Важнейшие процессы, которые происходят в малых группах следующие: образование малых групп, групповое давление, сплоченность, лидерство и руководство.

Один из основных процессов – образование малых групп. В любом обществе ежедневно возникает множество малых групп. Их становление и развитие происходит по двум направлениям:

1. По пути принятия членами группы уже существующих норм групповой жизни. Последствием этого пути является феномен группового давления (т.е. как группа влияет на принятие личностью определенных решений). В этой связи выделяют понятия конформизма и нонконформизма.

Конформизм (конформность) – это позиция индивида по отношению к позиции группы, проявляющаяся в принятии им или отвержении определенного стандарта, мнения, свойственного группе, а также мере подчинения индивида групповому давления.

Различают подлинный и мнимый конформизм. Подлинный проявляется во внешнем и внутреннем согласии с группой и связан с понятием внушаемости. Мнимый выражается во внешнем согласии индивида с группой при внутреннем несогласии.

Нонконформизм (негативизм) – противостояние индивида группе, но это противостояние не связано с подлинной независимостью индивида. Такой человек зависит от общества, но делает все наоборот.

2. Постепенное становление групповых норм и ценностей. Последствием развития по этому пути будет групповая сплоченность.

Сплоченность – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Но это единство не предполагает совпадений оценок и позиций членов группы во всех отношениях (в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов). Здесь имеется ввиду единство в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности (отечественный подход).

Определить групповую сплоченность, а также статус каждого члена группы (положение в системе межличностных отношений) позволяет методика, разработанная амер. психологом Якобом Леви Морено, которая называется социометрия. Хотя следует отметить, что социометрия фиксирует лишь внешнюю сторону связей (симпатии и антипатии в группе) и не выясняет причин предпочтений, не используется в группах, где более сорока человек. Помимо социометрического подхода существуют и другие методы для определения сплоченности.

Управление группой осуществляется через официально назначенных лиц – руководителей и через неофициальных лиц, которые пользуются авторитетом – лидеров.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. В различных конкретных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но т.к. именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек им обладающий, становится лидером. Мера влияние лидера на группу не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться. Лидер – это наиболее референтное для группы в целом лицо.

Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице.

Руководитель оказывает влияние на членов группы. Совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется руководитель, называется стилем руководства. Выделяют три основных стиля:

1. Авторитарный: дела в группе планируются заранее во всем объеме, голос руководителя решающий, он делает краткие распоряжения суровым тоном, делает запреты без снисхождения, похвала и порицание субъективны. Позиция руководителя – «над группой».

2. Либеральный: дела в группе идут сами собой, руководитель не дает указаний, тон безразличный, отсутствуют и наказания, и вознаграждения. Позиция руководителя – «в стороне от группы».

3. Демократический: мероприятия планируются заранее с обсуждением в группе, ответственность несут все члены группы, инструкции от руководителя поступают в форме предложений, тон товарищеский, распоряжения, запреты, похвала идут с обсуждениями и дискуссиями в группе. Позиция руководителя – «внутри группы».

Наибольшее предпочтение отдается демократическому стилю. Но каждый из стилей имеет свои преимущества и недостатки и не всегда уместно использовать демократический стиль, а лучше комбинировать. Так, при авторитарном руководителе объем выполняемой работы увеличивается, но будет низкой мотивация, повысится агрессивность и тревожность, будет меньше дружелюбия. При либеральном руководителе уменьшится объем работы и снизится ее качество, но также снизится уровень тревожности и агрессивности. А, например, демократический стиль не подходит для диффузных групп, т.к. приводит к появлению конфликтности, уменьшению продуктивности (здесь лучше использовать авторитарный стиль, т.к. он вносит организованность).

Тема 8. Конфликт

1. Понятие и функции конфликта.

2. Классификация конфликтов.

3. Классификация конфликтных личностей.

4. Управление конфликтами.

1. Понятие и функции конфликта. Конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Одна из главных человеческих потребностей - это потребность принадлежать к общности себе подобных. Вместе с тем, индивидуальные различия, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между людьми, обострение которых и следует называть конфликтом.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – психическое явление, заключающееся в столкнове­нии противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека (внутриличностный конфликт).

Другими словами, это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тен­денций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимоотношениях или межличностных действиях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

В структуре конфликта можно выделить следующие элементы: конфликтная ситуация, предмет и участники конфликта, инцидент и условия протекания конфликта.

Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Бесконфликтность - это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.

Конфликтная ситуация складывается, как правило, постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытого столкновения дело ещё не доходит. Сос­тавляющими конфликтной ситуации являются участники и предмет, т.е. суть разногласий. Участники могут занимать как минимум две взаимоисключающие позиции на предмет конфликта, но их может быть и больше. Участники конфликта занимают определённую иерархию, где выделяются свои лидеры, инициаторы и их более или менее пассивные сторонники.

Конфликт всегда предполагает открытое, осознаваемое его уча­стниками столкновение, т.е. инцидент. Смысл инцидента заключён в овладении предметом конфликта. Инцидент проявляет, делает конфликт зримым, а его участников более активными, чем при конфликтной си­туации.

Конфликтная ситуация не всегда может заканчиваться инцидентом, но сам по себе предмет конфликта при этом остаётся.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп. Конфликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой конфликт способствует прогрессивным изменениям.

Конфликт - прогнозируемое явление, он может быть регулируемым. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем людей служит для них одновременно и связующим звеном (чем более зависимы отношения, тем более они чреваты конфликтом). Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем созидательных и разрушительных тенденции, быть добром и злом одновременно.

Функции конфликта:

¾ стабилизирующая (укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности).

¾ активизирующая (взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации).

¾ сигнализирующая (выявляются факторы неудовлетворенности существующим положением вещей).

¾ эмоциональное отреагирование (открытое выражение своих мыслей и чувств позволяет людям получить эмоциональное облегчение).

¾ инновационная (конфликт - это средство содействия творческой инициативе).

¾ профилактическая (своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение).

2. Классификация конфликтов. Конфликты - явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально. В зависимости от основания выделяют следующие виды конфликтов.

По составу конфликтующих сторон:

¾ внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

¾ межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятель­ности взаимоисключающие цели;

¾ межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группиров­ка, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Заметим, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный, однако ос­трота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.

По источникам и причинам возникновения:

¾ объективные и субъективные;

¾ деловые и личностные.

По коммуникативной направленности:

¾ горизонтальные;

¾ вертикальные;

¾ смешанные.

По функциональной значимости:

¾ конструктивные;

¾ деструктивные.

По формам столкновения:

¾ открытые;

¾ скрытые.

По масштабам и продолжительности:

¾ общие и локальные;

¾ кратковременные и затяжные.

По способам урегулирования:

¾ антагонистические

¾ компромиссные.

3. Конфликтные типы личности. Осознание причин конфликта связано с осознанием природы как общества, так и человека. Исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере три: сами люди; социальные связи и отношения; условия функционирования организации.

Сущность человека - главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волей, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам.

Ролевой конфликт представляет собой результат противоречий, возникших между различными позициями людей в определенной социальной группе. Потенциально противоречивы и конфликтны отношения между начальником и подчиненным, преподавателем и студентом, водителем и сотрудником ГАИ, продавцом и покупателем, родителем и ребенком.

В организациях конфликты чаще всего возникают из-за неадекватных условий их функционирования (отсутствие справедливых правил совместной деятельности, их незнание или непринятие членами группы).

Чаще всего выделяют следующие пять типов конфликтных личностей.

¾ Демонстративный (хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, любуется своими страданиями, сильно выражены эмоции при слабом проявлении разума, планирование поведения и жизни осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает. не уходит от конфликтов, в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо).

¾ Ригидный (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, часто не учитывает изменения ситуации, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на недоброжелательное отношение других сильно обижается, повышенно чувствителен к мнимым или действительным несправедливостям).

¾ Неуправляемый (импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, часто не обращает внимания на общепринятые нормы общения, во многих своих неудачах склонен обвинять других, из прошлого опыта извлекает мало уроков).

¾ Сверхточный (скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе, предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так. что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается, обладает повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, расплачивается за них болезнями (бессонница, головные боли).

¾ «Бесконфликтный» (неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, ориентируется на сиюминутный успех в ситуации, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли).

4. Управление конфликтами. Существует множество методов управления конфликтами, которые можно разделить на следующие группы:

¾ внутриличностные;

¾ межличностные;

¾ структурные.

Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения. Важно помнить о том, что мы подвержены эмоционально реагировать на острые ситуации. Поэтому важно научиться высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Даже если партнер находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, ни в коем случае не стоит поддаваться действию психологического закона заражения. Полезно для регуляции собственного эмоционального состояния «проговорить» свои чувства собеседнику без высказывания обвинений в его адрес (так называемый способ «Я-высказывание»). Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в конфликтной ситуации является занижение их самооценки. Такое поведение объясняется одним из механизмов психологической зашиты - регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента.

Межличностные методы предполагают создание определенных условий взаимодействия, с наибольшей вероятностью приводящих к конструктивному исходу конфликта.

В конфликтной ситуации противоборствующие люди, с одной стороны, особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе. При этом полезно руководствоваться следующим психологическим законом общения: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию. Основное же содержание эффективных межличностных методов управления конфликтом сводится к соблюдению определенных правил.

¾ Определить проблему в категориях целей, а не решений.

¾ После определения проблемы выявить решения, которые приемлемы для обеих конфликтующих сторон.

¾ Концентрировать внимание на говорящем, его сообщении, а не на его личных качествах.

¾ Уточнять, правильно ли я понял то, что хотел сказать собеседник.

¾ Сообщать другой стороне в перефразированном виде смысл принятой информации.

¾ В процессе приема информации не перебивать говорящего, не давать советы, не критиковать, не подводить итог, не отвлекаться на подготовку ответа. Это лучше сделать после получения информации и ее уточнения.

¾ Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходить к новым сообщениям.

¾ Поддерживать атмосферу доверия, взаимного уважения, проявлять эмпатию к собеседнику.

¾ Использовать невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание головы в знак понимания, благожелательное выражение лица и другие.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникших из-за неправильного распределения функции, прав и обязанностей, плохой системы стимулирования. К таким методам относят:

¾ Разъяснение требований к работе (каждый работник должен четко знать, в чем состоят его обязанности, ответственность, права).

¾ Уточнение общеорганизационных целей (позволяет объединить усилия всех сотрудников организации).

¾ Создание обоснованных систем вознаграждения.

Тема 9. Темперамент

1. Понятие и физиологические основы темперамента.

2. Психологические характеристики типов темперамента.

3. Темперамент и общение.

4. Связь темперамента с характером и способностями.

1. Понятие и физиологические основы темперамента. Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие мед­лительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скры­тен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности чело­века находит выражение его темперамент - свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Психологи выделяют два основных показателя динами­ки психических процессов и поведения: активность и эмо­циональность. Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедлен­ность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной сте­пенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью.С.Л. Рубинштейн подчер­кивал, что для темперамента особенно существенны впе­чатлительность человека и его импульсивность и что впе­чатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью пере­хода от побуждения к действию.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. Каковы же научные основания темперамента?

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов - это способность нервных кле­ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо­жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле­ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла­бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов. Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нерв­ной системы быстро в ответ на требования условий внеш­ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор­можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1.Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2.Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

3.Холерик - сильный, неуравновешенный, со слабы­ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4.Меланхолик - слабый.

Рис.5 Связь свойств нервной системы и типов темперамента

Тип темперамента не оказывает существенного влияния на форми­рование мотивационно-ценностных ориентации личности. Каж­дый тип темперамента имеет свои плюсы и минусы. Более того, он в «чистом» виде практически не встречается у людей: темпера­мент конкретного человека это совокупность «близких темпера­ментов» (холерика и сангвиника, сангвиника и флегматика, флег­матика и меланхолика).

2. Психологические характеристики типов темперамента. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; однако его ра­дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей:

«Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П. Павлов заме­чал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчи­вый и упорный труженик жизни». Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик - человек быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Бо­евой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся».

С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. И.П. Пав­лов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

3. Темперамент и общение. Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в зна­чительной степени определяет психологическую совмес­тимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, спе­циально изучающий динамические характеристики пси­хики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепитель­ных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенно­сти течения психической жизни разных людей)». Здесь пред­ставлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут по­рознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повсед­невной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных лю­дей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водово­роты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою само­ценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные сто­роны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты нередко воз­никают вследствие того, что люди не учитывают особенно­сти темперамента как своего, так и другого человека, та­кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра­лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

4. Связь темперамента с характером и способностями. Тип темперамента не может быть «хорошим» или «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. В одной из психологических книг описана очень выразительная жиз­ненная ситуация, раскрывающая специфические особен­ности поведения представителей разных темпераментов.

Четыре друга опоздали в театр.

Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проник­нуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место.

Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лест­нице.

Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Пер­вая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта».

Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особен­ности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегма­тика - в глубокой сосредоточенности. Каждый темпера­мент имеет свои положительные и отрицательные сторо­ны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, ак­тивность, энергия; сангвиника - подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика - глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика - спокой­ствие, отсутствие торопливости.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангви­ник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, и темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу.

Б.М. Теплов писал, что при любом темпераменте воз­никает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать челове­ка к несдержанности, резкости, склонности к постоян­ным «взрывам». Сангвинический темперамент может при­вести человека к легкомыслию, склонности разбрасывать­ся, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхо­лическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружать­ся в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к про­исходящим вокруг него событиям.

Свойства темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента могут быть сформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности. Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо­ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. В.С. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которого состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холе­рику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Темперамент не имеет отношения к таланту и ода­ренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Кры­лов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суво­ров - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангви­ники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайков­ский - меланхолики.

В темпераменте каждо­го ребенка и взрослого есть свои индивидуальные осо­бенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуаль­ными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим чертам, в сочетании нескольких типов темпераментов.

Тема 10. Характер

1. Понятие характера.

2. Структура характера.

3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

4. Формирование характера.

1. Понятие характера. Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различ­ные отношения выражаются в поведении, в поступках че­ловека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб­разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер (от греч.charakter - печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обуславливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.

Характер человека как бы накла­дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза­имоотношения с другими людьми, является определен­ным признаком его личности. Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Известно, что между поведением человека и его харак­тером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности харак­тера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя - совершает определенные действия, поступки по отноше­нию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: