Философия рационализма Р.Декарта: сомнение как принцип философствования, основные правила метода, интуиция, дедукция

На первое место выдвинул разум, самосознание и в своих методологических пристрастиях выступил как рационалист. В работах "Размышление о первой философии", "Рассуждение о методе" и др.

· Декарт акцентирует внимание на выявлении взаимоотношения философии и науки, на единстве научного знания. Он сравнивает философию с деревом, "корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к главным: медицине, механике и этике".

· Метафизику Декарт понимает как "познание истины по ее первопричинам" (аристотелевская традиция). Человеческая мысль, таким образом, движется от общих философских оснований к частным положениям физики и других конкретных наук. Такое движение мысли называется дедукцией.

· Главными двигателями научного познания у Декарта выступают опыт и математика. В отличие от Бэкона французский мыслитель разрабатывает рационалистический метод познания.

· Декарт считает ясность и отчетливость суждений важнейшими критериями истины и особую роль отводит сомнению как главной характеристике мыслящего духа. "Во всем должно сомневаться", - пишет французский философ. Но не затем, чтобы абсолютно отрицать достигнутое, а для того, чтобы проверить и перепроверить его и идти дальше в поисках нового знания. Не вера и не догма, а сомнение размышляющего ума становится исходным пунктом декартовской гносеологии. Убедившись в правильности избранного пути – искать начало познания в разуме,

· Декарт обосновывает основополагающее значение принципа сомнения. Отметая в сомнении все, рассуждает он, мы приходим к выводу о том, что несомненным остается только факт сомнения. А поскольку сомневается только мыслящее "Я", то сомневаться это и значит мыслить. И тут же Декарт дополняет этот тезис следующим: "Мыслить, значит существовать". Так он приходит к умозаключению, что самым несомненным, достоверным, непосредственно данным является "Я", а не внешний мир. И тем самым открывает "мыслящую" субстанцию.

· Наряду с " мыслящей" субстанцией, Декарт вводит понятие материальной, телесной субстанции, понимая под ней природные тела, наделенные такими свойствами, как протяженность, величина, делимость, определенное расположение, перемещение в пространстве, которые изучаются механикой.

· Две субстанции – материальная и духовная – признаются как равноправно существующие и независимые друг от друга начала. Это - дуализм. Если говорить строго, то обнаружится, что Декарт, обосновывая существование двух субстанций, рассматривает их как созданные Богом, интерпретируя его иначе, чем в теизме. Бог, скорее, выступает гарантом существования мира, его функции минимизированы: он приводит природу в движение, устанавливает ее законы, а затем предоставляет ее своему течению. Деизм Декарта как бы отвоевывает определенное пространство у Бога, выводит природу из-под власти Создателя и находит силы, способные распутать хаос, в самой природе, – механические силы. Но Бог выполняет еще одну важную роль: соединяет две субстанции и гарантирует истинность наших знаний о природе, безошибочность человеческого разума.

· В познании Декарт выделяет три вида идей: "врожденные", те, которые приходят из чувств, и "изобретенные" - появляются в результате размышлений. Он отстаивает наибольшую важность "врожденных" идей - доопытных принципов и понятий, которые, якобы, потенциально заложены в уме человека и "открываются" ему в соответствующих условиях как самоочевидные. Их отличают ясность, отчетливость, простота. С "врожденными" идеями Декарт связывает так называемую интеллектуальную интуицию – осознание "всплывших неожиданно и ясно в разуме истин". Он называет ее "светом разума", позволяющим непосредственно постигать истину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: