Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Именно здесь впервые совершен переход к рабовладельческому строю. Государства Древнего Востока — деспотические. Власть деспота обосновывалась, Утверждалась и укреплялась религией.
Изучение письменных памятников Древнего Востока (надписи на пирамидах, саркофагах, папирусы и др.) дает нам представление о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи.
К числу первых письменных источников, в которых мы находим упоминания о речевых расстройствах, относятся: папирус Эдвина Смита (Египет), медицинские трактаты «Аюрведы» (Индия), «Нянь-цзин» (Китай), религиозные мифы и сказания (Библия, Талмуд, Коран).
В названных письменных памятниках Древнего Востока встречаются упоминание о речевых расстройствах в виде описания случаев потери человеком слуха, речи, контроля над движениями рук и ног (папирус Эдвина Смита); упоминание о расщелинах губы и твердого нёба, описание пластической операции при расщелине губы и деформации носа («Аюрведы»); упоминания о «заячьей губе» и особенностях высокого голоса китайцев («Нянь-цзин»).
|
|
В одном из самых древних медицинских трактатов (папирусе Эдвина Смита) впервые упоминается о головном мозге и локализации мозговых функций, управляющих речью и движениями человеческого тела.
В религиозных мифах и сказаниях (Библия, Талмуд, Коран) обнаруживаются: упоминания о разных речевых расстройствах (заикание, косноязычие, внезапная потеря речи, немота (с сохранным слухом), глухота (с сохранной речью), немота на почве нервного потрясения; описание причин, вызывающих заикание и косноязычие (Моисей), и описание «чудесных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос, Заратустра, Мухаммад).
Упоминаются речевые расстройства в религиозном эпосе наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Эти упоминания носят юридически-правовой характер с целью определения вменяемости человека,
Таким образом, мы можем полагать, что человек обращал внимание на неправильную речь с древнейших времен истории развития человеческого общества. Недостатки речи мешали общению человека с окружающими и обращали на себя их внимание. Это отразили лось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, порождали желание прежде всего понять их происхождение. Отсюда первое и единственно возможное в условиях жизни древнего человека — объяснить это влиянием сверхъестественных сил.
Появление специальных знаний, их накопление и систематизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Естественным было для древнего человека и к этому вопросу подойти вначале с позиции своего религиозно-мистического воображения, с позиции своей веры в сверхъестественные чудеса.