Все три закона содержат сумму категорий диалектики. Есть ещё 7 парных категорий- не основных законов диалектики.
1)Единичное и общее.
Понятия невозможны сами по себе, они едины. Единичное- уникально, общее- типично, особенное- специфично. По содержанию единичное богаче общего. Эти категории связаны с законом обратного отношения: чем шире объём, тем уже содержание. Индивидуальность- единичное.
Первая пара категорий единичное - особенное - общее.
Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее.
Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств.
Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.
Но во всяком отдельном, единичное (как в проявлении материи) есть черты которые повторяются - это общее.
Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее
Особенное - категория для обозначения таких признаков, которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (т.е. указывает на отличительные признаки).
Философы по разному рассматривают общее:
Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи.
Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.
Диалектика Е и О:
Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.
В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.
Единичное тесно связано с другим единичным.
Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.
Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.
Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему