Разбор полетов

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕТОВ

Организация полетов, выступая конкретной функцией уп­равления боевой подготовкой авиационного полка, занимает одно из центральных мест в деятельности командира, штаба и всего руководящего состава. Многолетний опыт подготовки и проведения полетов показывает, что сложный и многогранный процесс организации полетов включает комплекс мероприя­тий: принятие решения нa полеты, постановку задач руково­дящему составу, планирование полетов и подготовку к полетам, организацию и проведение разведки погоды.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛЕТОВ

Решение командира — основа организации полетов. По своему характеру решение имеет творческое начало, предпо­лагающее не только высокую компетентность принимающего, решение но и определенный алгоритм его действий.

Выработке оптимального алгоритма принятия решения способствует предварительная классификация всех возмож­ных решений. В практике авиационного командира можно выделить решения на боевые действия, на планирование бое­вой подготовки, на полеты. Алгоритмы выработки указанных решений имеют сходства и различия. Они вызваны тем, что задачи на боевые действия авиационному полку ставятся старшим начальником, а задачи летного дня (ночи) командир полка определяет сам. Поэтому при выработке решения на полеты, как правило, отсутствует такой элемент, присущий алгоритму принятия решения на боевые действия, как уясне­ние задачи. Следовательно, алгоритм выработки командиром полка решения на полеты включает: оценку обстановки, опре­деление задач на полеты, выбор оптимального варианта поле­тов, окончательное формирование решения.

Оценка обстановки проводится обычно в два этапа. На первом оцениваются факторы, влияющие на выбор целей по­летов, на втором—определяющие возможность и порядок

достижения выбранных целей полетов, т. е. определяющие основное содержание решения на полеты. Полеты могут пре­следовать одну или две цели:

— поддержание (восстановление) достигнутого на данный день уровня боевой готовности полка (эскадрильи);

— достижение уровня боевой готовности, определенного планом боевой подготовки (наращивание уровня боевой го­товности).

На первом этапеоценки о б с т а но в к и коман­дир полка лично или через своих заместителей изучает задачи оперативного характера, график распределения летных дней (ночей), планы-графики летной подготовки управления полка и летного состава эскадрилий на месяц (год) и выяв­ляет: подразделения, уровень боевой подготовки которых почему-либо снизился, экипажи (летчиков), которым тре­буется минимальное количество полетов для восстановле­ния нарушенного уровня боевой готовности подразделения (полка); экипажи (летчиков), которым необходимо дальней­шее обучение для наращивания уровня боевой готовности полка; дату полетов и время суток. Затем командир полка намечает возможные задачи полетов и дает указания замести­телям, начальникам служб и командирам авиационных эскад­рилий по подготовке предложений для окончательного выбора решения на полеты.

На втором этапе оценки обстановки коман­дир полка заслушивает и анализирует предложения для принятия решения. Командир полка с большим опытом управ­ления боевой подготовкой данной части оценивает обстановку сам, прибегая к помощи подчиненных в отдельных случаях. Содержание предложений может быть следующим.

Начальник метеослужбы полка сообщает: прогноз погоды в районе полетов, возможные запасные аэродромы, орнитоло­гическую обстановку, целесообразный порядок проведения радиолокационной и воздушной разведки погоды.

Начальник штаба полка докладывает командиру: возмож­ности по управлению полетами и контролю за летающими экипажами (летчиками); состав групп руководства полетами, расчетов командного пункта, порядок подготовки их к поле­там и очередные упражнения К.БП КП, которые необходимо запланировать расчетам КП; возможности по объективному контролю на КДП, РСП, КП; меры безопасности при управ­лении полетами; состояние аэродрома и возможности по ты­ловому обеспечению полетов; необходимость и тематику заня­тий по командирской подготовке; наличие, уровень подготовки и возможность привлечения руководителей занятий к обуче­нию личного состава при подготовке к полетам; состояние,.

возможности и порядок использования учебных классов; на­личие и состояние учебно-методического материала и литера­туры; распорядок дня.

Заместитель командира полка докладывает: содержание основных задач полетов в' интересах повышения боевой готов­ности полка, летно-тактической подготовки и обучения инст­рукторов; элементы тактической обстановки и тактические приемы, которые необходимо применять или освоить на пред­стоящих полетах; порядок согласования действий с силами и средствами подыгрыша; меры безопасности при полетах по упражнениям летно-тактической подготовки; необходимость и тематику методических занятий и тренажей с летным соста­вом; распределение инструкторов из числа руководящего лет­ного состава полка между авиационными эскадрильями;

выделение руководящего состава для оказания помощи и осу­ществления контроля за подготовкой к полетам в подразде­лениях; состояние и возможности сил и средств поисково-спа­сательного обеспечения полетов и объективного контроля;

характер вводных по летно-тактической подготовке при конт­роле готовности летного состава к полетам.

^Заместитель командира полка по летной подготовке изла­гает: результаты предыдущих полетов и очередные задачи (упражнения) летной подготовки; наличие экипажей, их укомплектованность, достигнутый и фактический уровень летной подготовки (соответствие уровня подготовки экипажей ожидаемым погодным условиям, наличие перерывов в поле­тах по видам летной подготовки); степень выполнения летным составом обязательных норм полетов и сроки очередных про­верок техники пилотирования, самолетовождения и боевого применения; возможную нагрузку па экипажи в летную смену с учетом индивидуальных качеств и установленных норм по­летов; состояние безопасности полетов и мероприятия по ее обеспечению в летный день; порядок выявления предпосылок к летным происшествиям; состояние и наличие учебно-методи­ческих пособий, методических разработок и моделей полетов;

необходимость и тематику занятий по аэродинамике, руковод­ству по летной эксплуатации самолета (вертолета) и вводные для контроля готовности летного состава к полетам; порядок подготовки материалов к полному разбору полетов.

Заместитель по инженерно-авиационной службе, как пра­вило, докладывает командиру: наличие исправных самолетов (вертолетов) и возможности по увеличению их количества к. летному дню; количество самолетов (вертолетов), которым требуется облет, и характер облетов; порядок подготовки авиационной техники к полетам и возможности ИАС; порядок объективного контроля и оценки работоспособности авиатехники; особенности эксплуатации самолетов (вертолетов) в' ожидаемых условиях; потребные силы АТО и порядок их.. использования; меры безопасности; вводные для контроля готовности экипажей к полетам.

Старший штурман полка докладывает: содержание задач полетов в интересах повышения качества навигации и боево­го применения бомб и управляемых ракет; уровень штурман­ской подготовки экипажей, его соответствие ожидаемым метеорологическим условиям и перерывы летного состава в выполнении самолетовождения; маршруты полетов; расчет­ную продолжительность полетов по маршрутам и до целей;

ограничения в районе полетов; возможности бортовых и на­земных радиотехнических средств навигации и порядок их использования; тематику теоретических занятий и тренажей' по штурманской подготовке с летным составом, расчетами КГГ и ГРП; порядок выполнения полетов на боевое применение (перехваты, пуски ракет, десантирование, бомбометание) и распределение полигонов, зон стрельб, площадок; порядок эшелонирования самолетов на маршрутах, в зонах, над ДПРМ; меры безопасности полетов в штурманском от­ношении; вводные для контроля готовности экипажей к по­летам.

Начальник воздушно-огневой подготовки полка излагает:

содержание задач полетов в интересах повышения уровня подготовки экипажей по боевому применению, его соответст­вие ожидаемым метеорологическим условиям и очередным задачам; перерывы в полетах на боевое применение; тематику и виды занятий с летным составом; готовность огневого и тактического полигонов, распределение целей между экипа­жами и подразделениями; характер мишенной обстановки;

требуемые временные интервалы между вылетами на полигон для отметки попадания по мишеням; особенности в создавае­мой тактической обстановке; порядок передачи вводных и действия по ним экипажей; порядок применения средств РЭБ;

предложения по объективному контролю и оценке боевого применения; меры безопасности при выполнении элементов боевого применения; вводные для контроля готовности лет­ного состава к полетам; возможности использования боепри­пасов с учетом их расхода и лимита.

Начальник связи и радиотехнического обеспечения поле­тов полка докладывает: уровень подготовки экипажей и, осо­бенно, воздушных радистов по радиосвязи; наличие и состоя­ние средств связи и РТО полетов на своем и возможных за­пасных аэродромах; особенности предполетного облета РТС;

требуемое для обеспечения полетов количество средств связи и РТО; возможности по обеспечению полетов на маршрутах,

полигонах, площадках, в зонах и порядок их использования;

•состояние аварийных источников питания на КДП, К.П и дру­гих пунктах управления; тематику и виды занятий с летным составом по радиосвязи; действия в условиях радиопомех;

порядок ведения связи с РЭС; вводные для контроля готов­ности экипажей к полетам.

Командиры эскадрилий заслушиваются по следующим вопросам: привлекаемые на полеты экипажи и уровень их подготовки; упражнения Курса боевой подготовки на летный день (ночь); требуемое количество боевых и учебно-боевых самолетов (вертолетов); потребность в инструкторском со­ставе из числа руководящего состава полкового звена; по­требность в боеприпасах (парашютах, грузах, фотопленках и т. д.) и горюче-смазочных материалах; необходимость исполь­зования полигонов, площадок, зон, мишеней; необходимость проведения межполетного контроля действий, летного состава и работы авиационной техники; потребная тематика занятий и тренажей.

Командир полка может при необходимости заслушивать, анализировать предложения и других должностных лиц. Сле­дует учитывать, что все предложения заслушиваются в корот­кие сроки. Поэтому каждый офицер должен готовить предло­жения предметно и тщательно.

Время докладов можно сократить путем дифференцирова­ния элементов обстановки по степени возможного их измене­ния с течением времени или по мере выполнения плана боевой подготовки. Элементы обстановки с малой степенью перемен­чивости можно отнести к разряду относительно постоянных (стабильных): график распределения летных дней (ночей);

Наличие летного состава, авиационной техники, зон, трасс, 'полигонов, средств управления и обеспечения полетов; со­стояние взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов (вертолетов); уровень подготовки групп

-руководства полетами, расчетов командных пунктов, группы объективного контроля и т. п. Докладывать командиру об этих данных следует только в случае существенных измене­ний. Кроме того, командир полка может сократить время и объем докладов, если конкретизирует содержание предложе­ний с учетом известных ему сведений.

Оценив влияние различных факторов на достижение целей полетов, командир полка приступает к определению задач на Полеты.

В первую очередь определяются задачи для поддержания (восстановления) достигнутого уровня боевой готовности. "Практически их может быть три группы: подготовить к бое­вым действиям...; восстановить утраченные навыки...; облетать

самолеты (вертолеты). Во вторую очередь определяются задачи для наращивания боевой готовности выполнением очередных упражнений Курса боевой подготовки в соответст­вии с планом летной подготовки. Такими задачами могут быть: подготовить к боевым действиям (обучить)...; проверить (по видам летной подготовки, на класс)...; поддержать уро­вень натренированности...; совершенствовать подготовку (умения, навыки)...; восстановить навыки...

Варианты полетов определяются по следующим призна­кам: общность задач полетов, характер метеорологических условий; время суток; продолжительность и количество стар­товых смен в летный день (ночь). В первую очередь коман­дир выявляет возможность проведения целевых полетов цик­лом в два-три летных дня (ночи). На выбор этого варианта обычно накладывает ограничение неравномерность уровня подготовки летного состава. Однако, как показывает опыт, даже при существенном различии обученности летчиков (эки­пажей) имеется возможность проведения целевых полетов. Другие варианты выбираются, исходя из основных задач полетов и указанных ранее признаков. Определив основные задачи и вариант полетов, командир полка формирует реше­ние окончательно.,

Решение на полеты как акт мыслительной деятель­ности командира в общем виде содержит: дату (даты) и время проведения полетов; распределение эскадрилий и само­летов по летным сменам; задачи полетов; порядок использова­ния воздушного пространства; содержание и порядок дейст­вий личного состава, управления, обеспечения; сроки готов­ности.

На основе принятого решения командир полка организует работу руководящего состава авиационной части, командиров эскадрилий и частей обеспечения по подготовке и проведению полетов. С этой целью он на специальном совещании или после предварительного разбора проведенных полетов ставит задачи указанным должностным лицам. При этом он доводит:

даты и время проведения полетов для каждой эскадрильи;

основные задачи полетов по летным сменам и дням в соот­ветствии с ожидаемыми метеорологическими условиями и ор­нитологической обстановкой; состав групп руководства поле­тами (руководителей полетов) на аэродроме, площадках це­левого назначения и полигонах по летным сменам и экипажи, осуществляющие предполетную разведку погоды и облет радиотехнических средств обеспечения полетов на каждую летную смену. После чего командир полка указывает: потреб­ное количество самолетов (вертолетов), горючесмазочных ма­териалов, необходимое количество и типы боеприпасов, расходных материалов (фото-, кинопленки и др.) и распределение их между авиационными эскадрильями.

При необходимости руководящему составу могут дово­диться: порядок использования маршрутов, воздушных трасс, зон, воздушных целей, полигонов, площадок целевого назна­чения; привлекаемые пункты управления (командные пункты, командно-диспетчерские пункты, стартовые командные пунк­ты, командные пункты полигонов, пункты управления инже­нерно-авиационной и других служб), потребные средства радиотехнического обеспечения, время готовности к работе пунктов управления и средств; порядок взаимодействия меж­ду пунктами управления (как осуществляется, с помощью каких средств и в какие периоды времени); потребные сред­ства аэродромно-технического обеспечения и сроки их готов­ности по летным сменам и дням; порядок поисково-спасатель­ного обеспечения полетов (экипажи и самолеты, вертолеты, поисково^еиасательной службы от своей части, место их на­хождения, степень готовности к вылету на оказание помощи, оснащение спасательными средствами, состав наземной поис­ково-спасательной команды, порядок поиска силами других авиационных частей объединения).

В заключение командир полка определяет: порядок взаи­модействия с другими родами авиации, сухопутными войска­ми, флотами и ответственных за его организацию—при не­обходимости (па совместных учениях, в ходе летпо-тактиче-ской подготовки); особенности использования бортовых и на­земных средств объективного контроля; сроки представления плановых таблиц полетов (кто, на какую летную смену, в ка­ком виде, на сколько вариантов, кому, где); порядок подго­товки к полетам летного состава, лиц групп руководства по­летами, расчетов командных пунктов и авиационной техники в зависимости от варианта полетов (дату, время и место по­ставки задач личному составу на полеты, самостоятельной подготовки, ориентировочную тематику и очередность трена-жей летного состава и групп руководства полетами, место и время индивидуального и группового контроля готовности к полетам и руководству ими, распределение руководящего со­става полка для оказания помощи и контроля подготовки, время предполетной подготовки летного состава и авиацион­ной техники).

В конце совещания командир полка может дать конкрет­ные указания отдельным офицерам в соответствии с их функ­циональными обязанностями.

На основании решения командира полка разрабатываются плановые таблицы полетов на каждую летную смену, состав­ляются и рассылаются заявки на полеты в РЦ ЕС УВД и

распоряжения на средства обеспечения полетов в соответст­вующие части.

Одним из наиболее ответственных элементов планирова­ния полетов является разработка плановой таб­лицы.

После уяснения задач, поставленных командиром полка, его заместитель проводит совещание разработчиков плановых таблиц в целях: конкретизации состава групп руководства полетами и групп обеспечения полетов; определения летчиков (экипажей) каждой эскадрильи, привлекаемых к полетам в каждую летную смену; уточнения самолетов (вертолетов), которые могут быть выведены на полеты, и распределение их между авиационными эскадрильями и управлением полка (особенно учебно-боевых самолетов); распределения между эскадрильями инструкторов из числа руководящего состава полка; определения резервных самолетов (вертолетов); опре­деления экипажей—доразведчиков погоды; распределения стартового времени между эскадрильями и по видам полетов (на полигоны, в зоны, по маршрутам, по системам посадки и т. д.); определения летчиков (экипажей), взлетающих первы­ми в каждую летную смену и др.

Затем командиры эскадрилий доводят до своих замести­телей и командиров звеньев (отрядов) решение командира полка на полеты. А они в свою очередь докладывают ему предложения по характеру полетных заданий на каждого летчика (экипаж) с учетом уровня подготовки, индивидуаль­ных качеств и результатов предыдущего летного дня (ночи). Командиры эскадрилий анализируют -предложения команди­ров звеньев (отрядов), дают указания своим заместителям и штурманам эскадрилий на разработку плановых таблиц по вариантам полетов и летным сменам.

Порядок разработки плановой таблицы полетов может быть следующим.

1. Заполняется служебная часть бланка плановой таблицы:

заносятся фамилия командира полка (командира, утверждаю­щего плановую, таблицу), номер войсковой части, дата и время полетов, данные естественного освещения, маршруты полетов с указанием продолжительности и высот полета, типы и бор­товые номера самолетов (вертолетов), фамилии летчиков (командиров экипажей), позывные, посадочные минимумы летчиков, даты последних полетов в ожидаемых на летный день (ночь) условиях.

2. Обозначается время предполетной воздушной разведки и доразведки погоды. Взлет разведчика погоды устанавли­вается, как правило, за 1,5—2 ч до начала полетов. При по­летах с использованием полигона, малых и больших высот следует предусматривать разведку погоды двумя экипажами, один из которых производит разведку погоды на полигоне и малых высотах, другой—на больших высотах. В случае не­устойчивой погоды может планироваться экипаж - доразведчик для дежурства в воздухе в направлении ожидаемого ухудше­ния метеорологических условий. При полетах по маршруту групп самолетов (вертолетов) впереди них на временной ди­станции 15—20 мин планируется вылет доразведчика погоды. В остальных случаях доразведка погоды совмещается с вы­полнением других полетных заданий. В частности, -рекомен-^ дуется планировать первым взлетающим в летную смену летчика (экипаж), допущенного к разведке погоды, для уточ­нения метеоусловий.

3, Планируются полеты на учебно-боевых- самолётах и облеты авиационной техники. При этом в первую очередь— полеты, направленные на достижение первой цели—поддер­жание (восстановление) уровня боевой готовности полка.

•Затем — вывозные и контрольные полеты на обучение по Курсу боевой подготовки, восстановление частично ут­раченных навыков по видам летной подготовки, проверку (очередную, специальную и'контрольную при подготовке на класс или подтверждении классной квалификации).

Во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы наиболее рационально использовать учебно-боевые самолеты (вертолеты). На них в первую очередь планируются вылеты летчиков, которым требуется наименьшее количество конт­рольных (вывозных) полетов, или полеты с наименьшей про­должительностью. В этом случае быстрее освобождаются «дефицитные» учебно-боевые самолеты (вертолеты). На мно- ' гоместных самолетах (вертолетах) с двойным управлением очередность контрольных (вывозных) полетов зависит от основных задач полетов или от необходимости скорейшего освобождения инструкторов (летчиков, штурманов, бортовых техников, радистов и т. д.).

4. Планируются тренировочные полеты: а) на подготовку к боевым действиям по упражнениям, выполняемым впервые;

по упражнениям специальных видов летной подготовки; по зачетным летно-тактическим упражнениям; б) на восстанов­ление частично утраченных умений и навыков; в) на совер­шенствование летной подготовки.

При исполнении пунктов 3 и 4 целесообразно руководство­ваться следующим. Командиру полка и его заместителю по политической части в первые и последние 30 мин стартового времени полеты ге планировать (по возможности). Это время используется для контроля начала полетов, решения сложных организационных вопросов, подготовки к предварительному

разбору полетов. Летчики (экипажи)—разведчики погоды полеты должны закончить не позднее чем через 7 ч после пер­вого своего взлета. При взлетах и посадках группы самоле­тов (вертолетов) временные дистанции между ними опреде­ляются параметрами боевого порядка и условиями безопас­ности полета.

Средний коэффициент использования авиационной техники в летную смену должен быть не менее установленного для каждого рода авиации (типа самолета). Не следует допускать одновременной работы на полигоне нескольких самолетов (вертолетов) с различных видов маневра. В плановой таблице можно выделять время, необходимое руководителю полетов на полигоне (площадке приземления) для отметки результатов. боевого применения и подготовки полигона к работе ночью. Тренировочные полеты днем летчикам, утратившим навыки в полетах ночью, желательно завершать не позднее чем за 10 мин до захода солнца; не использовать для посадок послед­ние 10 мин стартового времени, чтобы не выйти из стартового' времени в результате возможных ошибок летного состава в самолетовождении, неправильных действий лиц группы руко' водства полетами или других обстоятельств; строго соблюдать требования инструкций, наставлений и курсов боевой подго­товки по предельным нормам налета в летную смену, по безо­пасным временным дистанциям (интервалам) в боевых по­рядках, между одиночными самолетами (вертолетами), по количеству одновременно находящихся в воздухе самолетов (вертолетов), по порядку восстановления утраченных навыков и т. п.; при обозначении полетов использовать условные знаки, определенные НПП, или их комбинацию.

5. Определяется и заносится порядок межполетного конт­роля выполнения полетных заданий и работы авиационной техники. Правее условного знака, обозначающего полетное задание, проставляется волнистая линия обычно зеленого цвета, а над ней—позывной командира, выполняющего меж­полетный анализ материалов объективного контроля. Для повышения его качества целесообразно планировать летчикам (экипажам) звена (отряда) однотипные полетные задания.

6. На основе плановых таблиц эскадрилий и управления полка оформляется сводная плановая таблица полетов полка (нескольких эскадрилий). Заместитель командира полка по летной подготовке проверяет в представленных плановых таб­лицах правильность использования воздушного пространства, полетов, отсутствие «накладок» в распределении самолетов (вертолетов) и инструкторов, соответствие запланированных упражнений поставленным командиром полка задачам и только после этого разрабатывает сводную плановую таблицу. При оформлении графической части бланка плановой таблицы используют один из следующих способов:

— все запланированные летчику полетные задания пока­зываются в одной строке;

— полетные задания показываются ступенчато, в очеред­ности взлетов на их выполнение;

— смешанный способ.

Каждый способ имеет преимущества и недостатки. Так, преимуществами первого являются наглядность задач летного дня каждого летчика (экипажа), простота контроля за соблю­дением продолжительности перерывов между вылетами и на­грузки на летчика (экипаж). Недостатком данного способа оформления плановой таблицы является неудобство ее ис­пользования группой руководства полетами из-за сложности. контроля за динамикой выполнения полетных-заданий всеми летчиками (экипажами).

Второй способ удобен в тех случаях, когда планируются полеты подразделений в боевых порядках (на ЛТУ), а для группы руководства полетами подобное оформление плановой таблицы всегда предпочтительнее. В то же время этот способ заполнения графической части плановой таблицы неудобен для разработчика, так как требует постоянного удержания в памяти задач летного дня (ночи) всех экипажей на протяже­нии всего процесса разработки плановой таблицы. Сама же таблица существенно увеличивается в вертикальном размере, что усложняет ее использование.

7. Заносятся номера резервных самолетов (вертолетов), экипаж поисково-спасателыюй службы и условия поиска, экипажи самолетов-ретрансляторов.

8. Заполняется нижний сектор служебной части бланка плановой таблицы: состав группы руководства полетами, ито­ги планирования по количеству полетов и налету, воинское звание, и фамилия проверяющего, правильность составления плановой таблицы, состав группы обеспечения полетов, воин­ское звание и фамилия начальника штаба.

9. Анализируется и подписывается плановая таблица. По­скольку сводную плановую таблицу подписывают заместитель командира полка по летной подготовке и начальник, штаба полка, то вначале они должны ее проанализировать.

Заместитель командира полка по летной подготовке в ре­зультате анализа плановой таблицы определяет: соответствие,-содержания запланированных упражнений основным задачам полетов и уровню подготовки экипажей в соответствии с ожи­даемыми условиями; соблюдение последовательности прохож­дения задач (упражнений) летной подготовки, определенной

Курсом боевой подготовки; оптимальность распределения инструкторов между подразделениями и соответствие их уровня подготовки задачам обучения в летную смену; соблю­дение требований к количеству полетов в летную смену на летчиков (экипажи) с учетом их индивидуальных качеств и ожидаемых условий; полноту загрузки учебно-боевых само­летов (вертолетов); достижение требуемого коэффициента ис­пользования авиационной техники; соблюдение безопасных временных дистанций между самолетами (вертолетами) на различных этапах полета; правильность определения порядка межполетного анализа материалов объективного контроля;

правильность определения экипажа поисково-спасательной службы и условий поиска.

Начальник штаба авиационного полка, анализируя плано­вую таблицу, определяет: оптимальность состава группы руко­водства и обеспечения полетов; общую загруженность воздуш­ного пространства с учетом уровня подготовки лиц группы руководства полетами и возможностей радиотехнических средств; соответствие порядка предполетного облета средств связи и радиотехнического обеспечения полетов предложе­ниям начальника связи полка; правильность учета ограниче­ний в районе полетов; возможность аэродромно-технического обеспечения полетов и своевременной подготовки самолетов (вертолетов) к повторным вылетам.

Результаты анализа плановой таблицы заместитель коман­дира полка и начальник штаба докладывают командиру полка. Однако командир полка может и сам выполнить анализ плановой таблицы полетов. В этом случае все анализируемые заместителем и начальником штаба элементы целесообразно. распределить по следующим направлениям (блокам): выпол­нение основных задач полетов; соблюдение методики обуче­ния; обеспечение безопасности полетов.

Заслушав доклады заместителя и начальника штаба или выполнив анализ плановой таблицы лично, командир полка делает вывод о ее соответствии решению на полеты. При необходимости.он вносит в плановую таблицу свои коррективы.

ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТАМ

Подготовка к полетам — это процесс формирования у лет­ного состава знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения конкретных полетных заданий. По времени проведения и содержанию подготовка к полетам под­разделяется на общую, предварительную и предполетную."

Общая подготовка к полетам проводится в конце

каждого месяца, как правило, в течение двух дней для. каче­ственного выполнения полетов, предусмотренных планом-гра­фиком летной подготовки на очередной месяц. В ходе этой подготовки осуществляется: постановка задач командиром части руководящему составу; доведение командирами эскад­рилий до летного состава содержания и порядка выполнения заданий (упражнений), запланированных на месяц; усвоение (повторение) теории учебных дисциплин, выполнение необ­ходимых расчетов, разработку и моделирование новых полет­ных заданий, подготовку справочных данных в интересах выполнения планируемых на месяц полетов; изучение содер­жания и методики выполнения полетных заданий (групп уп­ражнений КБП); практические занятия на тренажерах и в кабинах самолетов (вертолетов); контроль со стороны руко-дящего состава за качеством подготовки экипажей.

Общая подготовка организуется начальником штаба по указанию командира полка и проводится под "руководством командиров эскадрилий. Ответственность за полноту и каче­ство общей подготовки экипажей возлагается на их непосред­ственных начальников.

Задачи руководящему составу на организацию и проведе­ние общей подготовки командир части ставит, как правило, после дачи указаний по планированию боевой подготовки на очередной месяц.

Первый день общей подготовки к полетам, как правило, начинается с постановки задачи летному составу командирами эскадрилий. При этом обычно доводятся: общие задачи под­разделения на месяц, запланированный общий и по сложным видам подготовки налет; даты, цели и время проведения лет­ных дней (ночей); полетные задания, выполняемые экипажа­ми впервые или после длительных перерывов в полетах; кон­кретные меры безопасности.

Особое внимание при постановке задачи уделяется рас­крытию наиболее сложных и выполняемых впервые полетных заданий, а также задач молодому летному составу. При этом более глубоко раскрывается содержание, объем и порядок выполнения предстоящих полетов. Молодым летчикам, кроме того, доводится, какое количество полетов и по каким упраж­нениям им будет планироваться в каждый летный день (ночь) месяца.

Главная обязанность командиров эскадрилий состоит не в том, чтобы изложить или зачитать известные положения из КБП, методических разработок, руководств и пособий, а по­казать учебную цель и основные условия выполнения полет­ного задания. Используя наглядные пособия, свой опыт и зна­ния, он должен кратко и ясно проанализировать особенности

предстоящих полетов для каждой категории летного со­става, их сложность, возможные ошибки, основные их причины и др.

Меры безопасности определяются применительно к запланированным заданиям, исходя из особенностей метеоусловий и других факторов.

В связи с тем, что обычно в авиационных частях уровень подготовки летного состава различен, существует необходи­мость тщательного планирования самостоятельных занятий. Командиры подразделений должны определять каждому летчику конкретные вопросы для самостоятельного изучения и необходимую литературу. Конкретизация зависит от уровня знаний летного состава и характера предстоящих полетов. Основными вопросами, которые выносятся для самостоятель­ного изучения, могут быть: содержание, условия и последова­тельность выполнения полетных заданий; техника выполнения наиболее сложных этапов полета; ошибки, допускаемые лет­чиками, и меры по их предупреждению; положения оператив­но-тактических, военно-технических и военно-специальных дисциплин; особые случаи в полете, их физическая сущ­ность, вероятность проявления в воздухе и действия при воз­никновении; меры безопасности; статьи наставлений, инструк­ций и других документов, определяющих основные правила и безопасность полетов.

Успех самостоятельной работы зависит не только от чет­кости индивидуальных планов, качества консультаций, но и от объема заданий. Определяя для изучения и конспектирования объем учебно-методического материала, следует помнить о том, что за один час человек в состоянии хорошо изучить и законспектировать 8—10 страниц, а на вычерчивание схем, графиков, производство расчетов потребуется больше времени. Поэтому конспектировать необходимо только самые важные и сложные теоретические положения, имеющие особую практи­ческую ценность. При этом схемы и графики должны отли­чаться простотой и наглядностью, конспекты и графические схемы целесообразно в первую очередь составлять по новым и наиболее сложным полетным заданиям. Использование в дальнейшем этих записей в процессе предварительной под­готовки к полетам уменьшает трудозатраты, повышает ее эф­фективность и качество.

Предварительная подготовка к полетами зависимости от сложности решаемых задач может проводить­ся к одному или нескольким летным дням, но не более чем к четырем. Ее содержание и продолжительность определяются командиром, организующим полеты, исходя из новизны и сложности выполняемых задач, уровня подготовки летного состава, методической подготовки руководящего состава, воз­можностей учебно-материальной базы. Большая часть време­ни предварительной подготовки должна отводиться на само­стоятельную подготовку и тренировку на тренажерах.

С учетом вышеизложенного в распорядке дня предварительной подготовки летного состава к полетам предусматри­вается: постановка задачи на полеты личному составу; само­стоятельная подготовка к полетам; тренировки на тренажерах и в кабинах самолетов; контроль готовности экипажей к поле­там, физическая подготовка.

Постановка задач на полеты— это сложный многоэтапный процесс, в котором непосредственные командиры последова­тельно определяют содержание, объем и порядок'действий подчиненных на земле и в воздухе, использования воздушно­го пространства, авиационной техники, средств управления и. обеспечения.

Весь личный состав, участвующий в полетах, по характеру деятельности можно распределить по трем большим группам:

выполняющий полетные задания (летный состав); управляю­щий действиями сил и средств (группа руководства полетами, расчеты командных пунктов, авиационно-диспетчерская служ­ба, пункты управления служб); обеспечивающий функциони­рование первых двух групп (специалисты частей связи и РТО, частей тыла, групп объективного контроля, поисково-спаса-телыюй, инженерно-авиационной и других служб).

В зависимости от категорий личного состава в каждой группе определяются этапы постановки задач на полеты. На первом этапе задачи ставит командир полка (командир, орга­низующий полеты), на втором—командиры эскадрилий, командиры частей обеспечения полетов; начальники команд­ных пунктов, руководители полетов, начальники служб; на третьем—командиры звеньев (отрядов), инженеры эскадри­лий, старшие расчетов командных пунктов, командиры под­разделений связи и тыла; на четвертом—командиры экипа­жей, старшие летчики, начальники групп авиационного об­служивания, начальники ТЭЧ звеньев (отрядов), старшие дежурных смен частей связи и тыла, старшие дежурных смен командных пунктов. Следует учитывать, что при проведении полетов одной эскадрильей первого этапа постановки задач летному составу может не быть. В этом случае его содержа­ние переходит во второй этап постановки задач.

Содержание постановки задач на каждом этапе зависит от информации, которая требуется подчиненному личному составу для качественной подготовки, проведения и обеспе­чения полетов. Данная информация, в свою очередь, опреде­ляется опорными сведениями, новизной решаемых задач и

условий, уровнем подготовки личного состава. В общем виде доводимая до личного состава информация формируется с учетом указанных факторов следующим образом.

Опорными сведениями, т. е. сведениями, которые доводят­ся до личного состава во всех случаях, являются: дата и время проведения полетов; ожидаемые метеоусловия; привлекаемый на полеты личный состав и решаемые им задачи; место и роль. каждого специалиста в летный день (ночь); средства, задей­ствованные на полеты, их состав и сроки готовности; порядок взаимодействия; воздушная, наземная обстановка и другие условия; распорядок дня.

Степень новизны задач и условии их выполнения можно классифицировать по четырем вариантам: 1) новизны ни в решаемых задачах, ни в условиях нет; 2) задачи «старые»,. условия новые; 3) задачи новые, условия «старые»; 4) задачи и условия новые. Наибольшее количество сведений личному составу потребуется в четвертом варианте, когда необходимо детально раскрыть содержание каждой задачи, порядок и сро-' ки выполнения, характеристику каждого элемента условий и. его влияние на действия личного состава по этапам выполне­ния поставленных задач. Наименьшее количество сведений по­требуется личному составу в первом варианте, когда необхо­димо довести лишь сроки и характер решаемых задач. Во втором варианте до личного состава доводятся решаемые задачи, раскрывается, в чем выражается их новизна, детально показывается порядок их выполнения. В третьем варианте де­тально порядок выполнения задач можно не раскрывать, но обязательно должно показываться, как влияют новые эле­менты обстановки на действия личного состава.

Уровень подготовки личного состава влияет на формиро­вание содержания постановки задач с обратно пропорцио­нальной зависимостью: чем ниже уровень подготовки, тем подробнее, объемнее постановка задач и наоборот. Молодым специалистам задачи ставятся по аналогии варианта макси­мальной новизны задач и условий. По мере накопления спе­циалистом опыта и совершенствования профессионального мастерства детализация элементов постановки задач сокра­щается. Следует также учитывать принадлежность специали­ста к той или иной группе личного состава, так как во всех группах, кроме первой, действия специалистов могут быть нг-правлены не только на обеспечение полетов, но и па собст­венное обучение. Отсюда и решаемые личным составом второй и третьей групп в летный день задачи разделяются соответст­венно на два вида: по обеспечению полетов; по выработке или совершенствованию собственных умений и навыков.

Наиболее ответственным в силу большей законодательности является первый этап постановки задач. Содержание

доклада командира полка (эскадрильи) при постановке за­дач зависит как от указанных факторов, так и от содержания постановки задач га последующих этапах.

Принципиально содержание постановки задач формирует­ся на каждом этапе таким образом, чтобы прямо или косвенно-были даны ответы на вопросы: 1. Что, когда и как должен выполнить тот, кому непосредственно ставятся задачи? 2. Что,. когда и как должны выполнить его подчиненные? 3. Что, когда и как должны выполнить подчиненные подчиненных? И т. д.. до самого низшего исполнительного звена. Такой подход пол­ностью применим для личного состава третьей группы, а для второй и первой необходимо также учитывать, что личный состав этих групп присутствует, как правило, на всех этапах. постановки задач.

Командир звена (отряда) при постановке задач на полеты указывает летчикам (командирам экипажей): мето­дические (технические) приемы выполнения отдельных эле­ментов полетного задания; действия в особых ситуациях, ко­торые могут возникнуть в данных полетах по опыту боевой подготовки; полетные и «боевые» задачи соседних экипажей звена (отряда) и порядок взаимодействия с ними; конкретное-содержание самостоятельной подготовки; перечень литерату­ры, руководств и пособий; содержание или особенности инди­видуального контроля готовности к полетам; порядок трена-жей в процессе предполетной подготовки и характер расчетов по конкретным данным. Начальнику ТЭЧ звена (отряда). командир звена (отряда) указывает общие задачи звена (от­ряда) на полеты, необходимое количество самолетов (верто­летов), количество и характер запланированных полетов на' каждом самолете, время проведения тренажей в кабинах са­молетов и их тематику, потребное количество боеприпасов и других материальных средств на каждый вылет, порядок предполетной подготовки авиационной техники.

Командир эскадрильи при постановке задач лет­ному составу на полеты указывает: общие задачи полетов эскадрильи и каждого звена (отряда); бортовые номера само­летов (вертолетов) и состав экипажей; время взлетов и но­мера выполняемых упражнений каждым летчиком (экипа­жем); расположение, характеристику целей (мишенной обста­новки, площадок приземления), по которым наносит удары эскадрилья, и их распределение между летчиками (экипажа­ми); расположение и тактику средств ПВО «противника», степень их поражения или подавления в результате обеспе­чивающих действий; последовательность выполнения 'полет­ных заданий; порядок взаимодействия между звеньями (отря­дами) и с силами, обеспечивающими полеты эскадрильи; по­рядок использования средств связи и РТО по этапам полета;

особенности использования средств объективного контроля в

ходе межполетного анализа качества полетных заданий и работы авиационной техники; меры безопасности при выпол­нении конкретных упражнений КБП и в районе цели; тема­тику, время и место проведения теоретических и тренировоч­ных занятий (порядок использования тренажной аппарату­ры); общий порядок самостоятельной подготовки (время и место для каждого звена, изучаемые дисциплины или их раз­делы, порядок оказания помощи и осуществления контроля);

время и место проведения индивидуального контроля готов­ности к полетам в звеньях (отрядах) и порядок доклада его результатов; детальный порядок предполетной подготовки (место и время медицинского контроля, порядок -отъезда на аэродром; особенности приема авиационной техники; темы трепажей в кабинах самолетов, вертолетов и порядок убытия на предполетные указания).

Начальнику штаба эскадрильи ставятся задачи на органи­зацию теоретических занятий с летным составом, контроль использования тренажеров, обеспечение летного состава учеб­ными пособиями, организацию сверки бортовых экземпляров документов аэронавигационной информации с контрольными, контроль самостоятельной подготовки летчиков (экипажей) к полетам, организацию доставки личного состава к местам за­нятий и на аэродром в день предварительной подготовки и в "дни (ночи) полетов.

Своему заместителю, по инженерно-авиационной службе командир эскадрильи указывает общие задачи полетов эскад­рильи, потребное количество учебно-боевых и боевых самоле­тов (вертолетов), общее количество и характер полетов, по­требное количество на каждое звено (отряд) горючесмазоч-ных материалов на первый вылет и на летную смену в целом, потребное количество, типы, распределение по вылетам бое­припасов и других расходных материалов, время и тематику тренажей в кабинах самолетов, время вылетов летчиков (экипажей)—разведчиков погоды, порядок предполетной под­готовки экипажей и авиационной техники.

Заместитель командира полка по летной подготовке ставит задачи группе руководства, раскры­вая примерно такие же положения, какие командиры звена (отряда) и эскадрильи указывают летному составу. Подробно порядок и содержание постановки задач на полеты группе руководства раскрываются в следующей главе учебника.

. Возможное содержание текста доклада командира авиационного полка при постановке задач личному составу на полеты и его зависимость от различных факторов показаны в табл.2.

Примечание. В таблице не указаны сведения, которые касаются только руководящего состава авиационного полка и частей обеспечения.

Основными критериями, определяющими содержание и объем раскрываемой командиром полка информации, являют­ся необходимость (спорность) и общность сведения для при­влекаемого на постановку задач личного состава. При состав­лении текста доклада командир полка должен учитывать

возможность получения информации личным составом из.других источников (см. табл. 1).

Для сокращения объема информации, доводимой коман­диром полка (командиром эскадрильи), и для лучшего вос­приятия этой информации целесообразно предзарительно ориентировать личный- состав о том, кто привлекается на по­леты и какие задачи решает. Это могут сделать командиры эскадрилий (командиры звеньев) в период подготовки коман­дира полка (командира эскадрильи) к постановке задач. В перспективе предварительное ориентирование можно будет

•проводить с применением компьютерной техники.

На постановку задач командиром полка (командиром эскадрильи) привлекаются все летающие экипажи, руководи­тели полетов и лица групп руководства полетами, начальники или представители служб, командиры или представители ча­стей обеспечения.

Командир полка может ставить задачи на полеты лично в полном объеме или предоставлять слово своим заместителям и начальникам служб по отдельным вопросам. Весь текст постановки задач на полеты записывается на магнитофон (диктофон).

После получения конкретных задач летный состав присту­пает к самостоятельной подготовке к полетам.

Самостоятельная подготовка является основной формой подготовки летного состава к полетам. Она организуется и осуществляется под руководством непосредственных команди­ров, роль которых заключается в определении объема и со­держания самостоятельной подготовки, изучаемых вопросов и источников получения знаний по ним, распределении времени на изучение полетных заданий, оказании помощи в подготов­ке и проверке готовности подчиненных к полетам.

Объем, содержание и продолжительность самостоятельной подготовки зависят от характера полетных заданий, условий их выполнения, уровня подготовки (теоретической и практи­ческой) летного состава и определяются командиром полка.

По изучаемым в процессе самостоятельной подготовки во­просам летный состав делает необходимые записи в тетрадях подготовки к полетам. В результате исследований выявлено отрицательное отношение летного состава к переписыванию ранее подготовленных заданий по выполнению отдельных упражнений и их элементов. В процессе самостоятельной под­готовки должны максимально использоваться результаты общей подготовки. Поэтому летный состав должен вносить в рабочие тетради только необходимые уточнения и новые дан­ные по выполнению упражнений, заданий и их элементов.

Изучение содержания, последовательности выполнения полетных заданий осуществляется, как правило, по курсам (программам) боевой подготовки, руководствам по летной эксплуатации самолета (вертолета), методическим пособиям, схемам выполнения упражнений, а также по записям в рабо­чих тетрадях общей подготовки. При этом рекомендуется

•следующая последовательность изучения: в КБП (программе, специальном задании) внимательно прочитать упражнение и осмыслить порядок его выполнения; по схеме выполнения

•упражнения проследить порядок его выполнения на данном аэродроме (полигоне, площадке) и районе полетов в различ­ных метеоусловиях; вычертить схему полета с последователь­ным выполнением его элементов; уяснить технику выполнения

•отдельных элементов полетного задания, возможные ошибки;

••и действия летчика (штурмана) по их предупреждению и устранению; изучить ошибки, имевшие место при выполнении

•аналогичных элементов у летчиков своей и других частей,.действия при возникновении особых ситуаций и меры безопас­ности; изучить (повторить) вопросы управления и взаимодей­ствия, практической аэродинамики, тактики, авиационной тех­ники, статьи НПП, разделы руководства по летной эксплуата­ции самолета (вертолета), методических пособий и других 'специальных дисциплин, необходимых для выполнения пред­стоящего полетного задания.

В процессе самостоятельной подготовки летчик (штурман, оператор) имеет право обратиться за разъяснением (консуль­тацией) по отдельным вопросам к соответствующим коман­дирам, начальникам служб или специалистам ИАС. Консуль­тации начальников служб и специалистов ИАС по особо сложным вопросам организует начальник штаба полка

•(эскадрильи). При отработке новых и сложных элементов техники пилотирования, самолетовождения и боевого приме­нения этими специалистами проводятся специальные за­нятия.

Самостоятельная подготовка летного состава эскадрильи проводится в классе, в котором необходимо иметь КБП, руко­водства по летной эксплуатации самолета (вертолета), мето­дические пособия, методические разработки по выполняемым

•полетам, НПП, регламенты и перечни аэродромов, схемы (ма­кеты) аэродромов и полигонов, учебники и учебные пособия,

•а также другие необходимые документы и наглядные пособия. Самостоятельная подготовка завершается оформлением по­летной документации и докладом непосредственному коман­диру (начальнику) о готовности к полетам.

Тренировки на тренажерах в день предварительной подго­товки в первую очередь следует планировать и проводить с теми летчиками (штурманами), которые приступают к выполнению новых упражнений, а также с допустившими в преды­дущих полетах ошибки. Тренировки в кабинах самолетов (вер­толетов) необходимо проводить после длительных перерывов в полетах и при переучивании па новый авиационный комп­лекс. При систематических полетах, а также если аэродром значительно удален от места самостоятельной подготовки летного состава, тренировки в кабине самолета (вертолета) целесообразно проводить в период предполетной подготовки. Однако один раз в неделю они обязательно проводятся вдень предварительной подготовки.

Порядок и продолжительность тренировок летного состава на тренажерах и в кабинах самолетов устанавливает коман­дир полка, исходя из наличия тренажеров и возможностей организации тренировок в кабинах самолетов. Командир эскадрильи определяет экипажам темы тренировок и органи­зует их проведение.

Для проведения тренировок необходимо полностью исполь­зовать имеющиеся тренажеры и организовать их работу таким образом, чтобы летный состав не терял времени на ожидание-своей очереди. В этих целях в плане предварительной подго­товки командир подразделения определяет время проведения тренировок для каждого звена (отряда)..

В процессе самостоятельной подготовки и тренажем и после их окончания проводится контроль готовности к поле­там. Основная его цель—; не допустить выпуска в полет непод­готовленного летного состава и обеспечить высокое качество выполнения полетных заданий и безопасность полетов.

Основными методами контроля являются: наблюдение, опрос, беседа,, проверка расчетов и записей, а также практи­ческих навыков на тренажерах и в кабинах самолетов.

Контроль готовности к полетам подразделяется-на инди­видуальный и групповой.,

Индивидуальный контроль является основной формой контроля готовности к полетам, им необходимо охватить весь летный состав. Он проводится в процессе самостоятельной подготовки непосредственными и прямыми командирами (на­чальниками) с привлечением начальников служб и специали­стов ИАС. Основным лицом, осуществляющим индивидуаль­ный контроль летного состава, должен быть непосредственный. командир. Руководящий состав части обязан проверять на выбор отдельных летчиков (штурманов, операторов), коман­диров звеньев (отрядов), командиров эскадрилий и их заме­стителей. Командир полка контролирует летный состав, уп­равления полка и командиров эскадрилий.

В зависимости от уровня подготовки летного состава и объема задач, выполняемых на предстоящих полетах, индивидуальный контроль может проводиться в классе, на тренажере или в кабине самолета (вертолета). При этом контроль эки­пажей соответствующие начальники должны осуществлять по 'принципу «сверху вниз», т. е. вначале контролируется началь­ник, а затем его подчиненные. Это позволяет своевременно. вскрыть недостатки в подготовке и устранить их до начала группового контроля готовности к полетам....

В процессе индивидуального контроля проверяющий дол­жен выяснить: усвоение летчиком (экипажем) поставленной перед ним задачи; знание содержания и последовательности выполнения полетных заданий по этапам и элементам полета, запасных аэродромов, полигонов, площадок, зон, радиотехни­ческих средств обеспечения полетов, вопросов безопасности полетов и действии при возникновении особых ситуаций в по­лете; умение эксплуатировать самолет, его системы, оборудо-' вание, использовать радиотехнические средства самолетовож­дения, принимать правильные решения в сложной обстанов­ке, грамотно применять тактические приемы в соответствии с обстановкой; правильность выполнения расчетов, подготов­ку карты, оформление, полетной документации.

Индивидуальный контроль молодых летчиков (штурма­нов), а также допускающих ошибки в выполнении отдельных элементов полета проводится, как правило, в кабинах само­летов (вертолетов) или на тренажере.

Групповой контроль готовности к полетам проводится при выполнении групповых полетов (полетов в общем боевом по­рядке), при проведении летно-тактических учений и упражне­ний. Основной формой группового контроля является розы­грыш полетов, который может проводиться в учебном классе или на специально подготовленной площадке методом «пеший по-летному». Метод розыгрыша определяет командир полка (эскадрильи), исходя из задач летного дня. На розыгрыш полетов привлекаются весь летный состав, участвующий в полетах, а также руководители полетов на аэродроме, поли­гоне (в зоне, площадке) и при необходимости весь состав ГРП, Проводят групповой контроль командир полка (заме­ститель командира) —при полетах двух и более подразделе­ний, командир эскадрильи—при полетах одной эскадрильи.

Подготовка к розыгрышу полетов включает: разработку плана розыгрыша; подготовку руководителя, необходимых учебных материалов и места проведения.

План розыгрыша разрабатывает заместитель командира •полка (эскадрильи) с привлечением начальников служб на специальных бланках или в журнале. В нем указываются:

этапы полета; оперативное и учебное время; содержание ввод­ной или контрольного вопроса; содержание ответа или действия отвечающего (в графе могут указываться наименования документов, пособия или страницы, параграфы, где имеется ответ на поставленный вопрос); фамилия отвечающего; оцен­ка, примечания.

Цели и содержание розыгрыша определяет руководитель, исходя из задач, поставленных на полеты. На основе их раз­работчик предусматривает з начале розыгрыша два-три тео­ретических вопроса по проверке знаний практической аэроди­намики, тактики, эксплуатации авиационной техники и других дисциплин, а также задания на полеты. После этого разраба­тываются вводные по этапам полета. При их формировании необходимо четко охарактеризовать этап полета и обстанов­ку, а также внешние признаки отказа, местонахождение, вре­мя, условия полета и др. Вводные для розыгрыша «пеший по­летному» необходимо подбирать и формулировать таким образом, чтобы ответы на них можно было дать в виде пока­за, короткого доклада или команды по радио.

Подготовку учебно-методических материалов и места проведения осуществляет штаб с привлечением начальников служб. В классе, где проводится розыгрыш полетов, необ­ходимо иметь классную доску, методические' разработки по выполнению упражнений, схемы выполнения различных ма­невров, учебные пособия, схемы аэродромов, полигонов, пла­каты по аэродинамике, тактике, авиационной технике, макеты самолетов, действующие стенды, а также аппаратуру (для показа кинофрагментов, диапозитивов, слайдов), обеспечи­вающую передачу замысла руководителя и воспроизведения обстановки по вводным.

Розыгрыш полетов «пеший по-летному» про­водится на специально оборудованной площадке или макете, на которых должен быть наглядно изображен район полетов (аэродром базирования, зоны, схемы заходов, маршруты, по­лигоны, запасные аэродромы, воздушные трассы и местные воздушные линии и др.). Если площадка розыгрыша не имеет необходимого оборудования для разбора теоретических во­просов, целесообразно теоретическую часть розыгрыша про­вести в классе, а затем продолжить его на площадке. При. проведении розыгрыша на площадке командирам экипажей (групп) и руководителю целесообразно иметь для ведения связи портативные радиостанции или мегафоны.

Розыгрыш необходимо проводить целеустремленно, соблю­дать динамику полета. Продолжительность его определяется командиром, организующим полеты, но она, как правило, не должна превышать одного часа.

Перед началом розыгрыша руководитель обязан конкрет­но определить условия розыгрыша, охарактеризовать метеообстановку, сообщить уточненные данные по свяаи и другие необходимые сведения.

Формулировка вводной должна быть четкой, предельно ясной, чтобы у летного состава не возникло двоякого понима­ния. После постановки вводной необходимо дать время для оценки обстановки и принятия решения. Оно должно соответ­ствовать времени, которым будет располагать летчик в реаль­ном полете. По истечении этого времени руководитель назы­вает летчика (члена экипажа), которому следует'доложить по поставленной вводной. Ответ рекомендуется заслушивать в следующей последовательности: оценка обстановки, принятие решения, показ действий с помощью макетов, моделей, схем или подачей команд. Такая последовательность приучает лет-^ ный состав логически мыслить и вырабатывает навыки четко и быстро действовать. Особое внимание при заслушивании до­кладов по вводным необходимо обращать на знание и умение применять на практике требования и положения КБП, НПП, руководства по летной эксплуатации самолета (вертолета) и других документов, регламентирующих летную работу, а так­же на время, затрачиваемое на принятие решения и действия. Во всех случаях превышение времени на принятие решения и действия по вводной следует оценивать как недостаточную подготовку к полетам. В зависимости от характера допускае­мых ошибок руководитель может объяснить их сущность и правильные действия, выделить дополнительное время на под­готовку и контроль или принять решение на отстранение летчика (экипажа) от полетов.

Для повышения эффективности контроля необходимо по каждой вводной заслушивать весь летный состав (ведущих, ведомых, членов экипажа) и лиц ГРП, задействованных в данном эпизоде. При выполнении полетов на тактическом фоне контролируется знание тактической обстановки, расположе­ния и тактико-технических данных средств ПВО противника, способов и маневров по их преодолению и др. Действия в особых случаях полета разыгрываются по его этапам.

По каждому ответу контролируемых следует сделать за­ключение, указать на допущенные ошибки и изложить пра­вильные и грамотные действия. -

При проведении розыгрыша методом «пеший по-летному» могут отыгрываться в зависимости от характера предстоящих полетов отдельные эпизоды плановой таблицы или этапов полета. Перед его началом экипажи занимают свои места согласно плановой таблице или боевому порядку на площад­ке розыгрыша. Действия экипажей и групп начинаются по сигналу руководителя объявлением оперативного времени и постановкой вводных. Весь летный состав и лица ГРП подают команды и действуют так, как бы они действовали на реаль­ных полетах при выполнении заданий. Руководитель в про­цессе динамики розыгрыша подыгрывает дополнительными командами (вводными) согласно плану. При небольших отклонениях (ошибках) летного состава он, не прерывая розы­грыша, разъясняет сущность ошибок и правильные действия. При грубых ошибках руководитель обязан прервать розы­грыш, дать соответствующие разъяснения и только после уяснения экипажами правильных действий продолжить его. Наиболее сложные и ответственные этапы полета могут разы­грываться повторно.

По окончании розыгрыша полетов руководитель оценива­ет действия летного состава, экипажей, групп и лиц ГРП, делает заключение об их готовности к выполнению постав­ленной задачи; при необходимости назначает дополнительное. время на подготовку к полетам и повторный контроль готов­ности или отстраняет экипаж (группу) от полетов.

Предполетная подготовка проводится непосред­ственно на аэродроме под руководством прямых и непосред­ственных начальников с привлечением специалистов ИАС и частей (подразделений) обеспечения. В результате ее прове­дения должны быть изучены, уточнены и доработаны все во­просы, которые не могли быть решены в процессе предвари­тельной подготовки.. ^

Предполетная подготовка включает: изучение и оценку командиром обстановки; контроль готовности аэродрома, КП, КДП, СКП, средств управления и обеспечения полетов; при­нятие решения на проведение предполетной подготовки, воздушной разведки погоды и указания командира руково­дящему составу; проведение разведки погоды; предполетную подготовку летного состава и авиационной техники; принятие решения командиром на открытие полетов.

Метеорологические условия и орнитологическая обстанов­ка являются одним из важнейших факторов, определяющих целесообразность полетов и их безопасность.

Оценивая метеорологическую и орнитологическую обста­новку, командир лично изучает синоптические и кольцевые •карты погоды, карты барической топографии, схемы и карты орнитологической обстановки; данные радиолокационной разведки погоды; совместно со всем руководящим составом полка заслушивает дежурного синоптика о прогнозе погоды и орнитологической обстановке на летную смену, а также предложения по проведению воздушной разведки погоды, При этом особое внимание обращается на наличие в районе, полетов явлений, неблагоприятных для проведения полетов ^(грозы, метели, туманы, пыльные бури, облачность ниже

установленного минимума, скорость и направление ветра, низкие и высокие температуры воздуха, большие стаи гнез­дующихся и перелетных птиц и др.).

Особое внимание следует уделить анализу состояния аэро­дрома, особенно в осеннее, весеннее и зимнее время, когда возможны заносы и гололед. Поэтому контроль готовности аэродрома, КП, КДП, СКП, средств управления и обеспече­ния полетов командир должен'осуществлять лично (осмотром) до начала оценки обстановки или поручать его РП.

Оценив метеорологическую, орнитологическую, воздущ-ную и наземную обстановку, командир полка предварительно определяет вариант полетов и принимает решение на. пред­полетную подготовку и воздушную разведку погоды. О при­нятом решении он докладывает командиру соединения (стар­шему начальнику) и после его утверждения дает указание руководящему составу полка и частей обеспечения о порядке проведения предполетной подготовки, воздушной разведки погоды и уточняет задачу экипажу-разведчику погоды, расче­ту КП и ГРП. Содержание указании командира определяется характером полетов и конкретно сложившейся обстановкой.

Предполетная подготовка летного состава проводится под руководством непосредственных командиров (начальников) и включает: медицинский контроль; прием авиационной техни­ки; тренажи в кабинах самолетов (вертолетов); предполетные указания; выполнение необходимых расчетов для конкретных условий полета; надевание, подгонку и проверку спецобмун-дирования; подготовку и проверку рабочих мест в кабине самолета (вертолета) к выполнению предстоящего полетного задания и продумывание последовательности действий по этапам полета.

Медицинский контроль организуется начальником меди­цинской службы в соответствии с решением командира части на полеты и руководством по медицинскому обеспечению по­летов авиации Вооруженных Сил СССР. Предполетный меди­цинский контроль осуществляет дежурный врач. Его проходят все члены летных экипажей в индивидуальном порядке. При­сутствие других лиц в процессе контроля не допускается. Каждый член экипажа в случае ухудшения самочувствия обязан доложить об этом командиру (врачу, осуществляю­щему медицинский контроль).

После прохождения летным составом медицинского конт­роля командир эскадрильи на основе данных командиром полка указаний обязан: информировать летный состав об условиях предстоящих полетов; уточнить содержание пред­полетной подготовки, тренажей в кабинах самолетов, задания эки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: