Железнодорожный Транспорт Самарской области

По территории Самарской области проложены железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Куйбышевской железной дороге. В 2005 году протяжённость железнодорожных путей Самарской области составила 1 378 км. По абсолютной длине это пятый показатель в Приволжском федеральном округе, а по густоте железнодорожных путей область занимает лидирующее положение в округе.

Рисунок 11 Схема железных дорог Самарской области

Потенциал годового грузооборота по Куйбышевской железной дороге составляет по Самарской области региону более 38 млн тонн. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара — Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.

На железной дороге в пределах Самарского региона объём отправления превышает прибытие. Грузооборот — 29 % от всех видов транспорта. По отправлению грузов преобладает северо-западное направление (Московский и Санкт-Петербургский регионы) — более 25 % (77 % составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов), затем идёт западное направление (Белгородский регион) — 5 % (76 % нефть и нефтепродукты), южное (Краснодарский край) — 6 % (85 % нефть и нефтепродукты). По прибытию грузов преобладает восточное направление (Челябинская область и Башкортостан) — около 18 %, затем следует южное: Казахстан (через Оренбургскую область) — 8 %. Местные перевозки составляют около 21 % от объёма.

По объёму отправленных грузов в 2005 году Самарская область занимала десятое место среди регионов России. По количеству перевезённых пассажиров область находилась на двенадцатом месте.

Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). С октября 2007 по январь 2008 конкуренцию ей составляла компания «Тверской экспресс». В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» разрабатываются планы реализации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и Москвой, Самарой и Саратовом. Статус «фирменных» имеют поезда КбшЖД, отправляющиеся от станции «Самара»: № 9/10 «Жигули» (Самара-Москва) и № 107/108 «Самара» (Самара-Москва-Санкт-Петербург).

Пригородные железнодорожные перевозки до 2010 года осуществляло ГУП «Самаратранспригород». В соответствии с программой структурной реформы РЖД с 1 января 2011 года осуществляет ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания»[3] (моторвагонное депо «Безымянка»). Электропоезда работают на участках «Самара — Похвистнево — Абдулино», «Самара — Курумоч — Жигулёвское Море — Тольятти — Отвага», «Самара — Сызрань».

В рамках областной программы развития пригородных пассажирских перевозок в 2008 году были реализованы проекты запуска скоростных электропоездов-экспрессов между Самарой и Тольятти и Самарой и аэропортом «Курумоч» (аэроэкспресс). Самарский железнодорожный вокзал является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России.

Российские железные дороги к 2018 году планируют создать скоростную железнодорожную трассу на участке Москва — Самара.

Рисунок 12 Схема скоростной трассы 2108.

По предварительным расчётам, скоростной поезд Москва — Самара — Москва будет развивать скорость 250 км/ч и преодолевать это расстояние за 5 часов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: