Понятие разведывательной деятельности, ее цели и принципы

В систему национальной безопасности России[80] входят специально создаваемые государством органы – органы внешней разведки Российской Федерации.

Внешняя разведки Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ - является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств (ст. 1 ФЗ «О внешней разведки»).

Эти органы представляют совокупность различных ведомств, включающих комплекс входящих в него организаций, осуществляющих разведывательную деятельность.

Разведывательная деятельность – комплекс мероприятий, проводимых органами внешней разведки с целью добывания и обработке информации о событиях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность проводится для выявления:

территориальных претензий к РФ;

фактов вмешательства во внутренние дела РФ;

попыток игнорировать (ущемлять) интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

наличия очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;

ввода иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

создания, оснащения и подготовки на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях РФ и ее союзников;

нападения (вооруженные провокации) на военные объекты РФ, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ, границах ее союзников и в Мировом океане;

враждебных, наносящих ущерб военной безопасности РФ и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действий;

дискриминации, подавления прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах; международный терроризм.

Разведывательная деятельность, осуществляется в целях (ст. 5 ФЗ «О внешней разведки»):

· обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

· содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

!!! Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также иных, не предусмотренных этим Законом целей.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция РФ, международные правовые акты, регулирующие наиболее важные отношения в сфере разведывательной деятельности (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.), ФЗ «О внешней разведки», другие федеральные законы, указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1349 «О директоре Службы внешней разведки Российской Федерации») и постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 29 января 2005 г. № 45 «О порядке предоставления сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации и членам их семей единовременных выплат, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «О внешней разведке»), касающиеся внешней разведки Российской Федерации.

Органы внешней разведки России издают в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующих их деятельность.

Разведывательная деятельность, осуществляется на основе принципов:

· разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

· законности;

· уважения прав и свобод человека и гражданина;

· подконтрольности Президенту РФ и Федеральному Собранию;

· сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия (ст.6 ФЗ «О внешней разведки»:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном законом;

10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Так, они вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства. Эти методы и средства не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде, не допустимы в отношении граждан Российской Федерации на ее территории.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации, содержание которых по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Получаемая органами внешней разведки разведывательная информация, предоставляется Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству РФ и определяемым Президентом РФ федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют разведывательную деятельность как самостоятельные, так и входящие в их структуру других федеральных органов исполнительной власти.

Служба внешней разведки РФ осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации ее граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) → в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также и органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности".

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент РФ:

· определяет задачи разведывательной деятельности;

· контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

· принимает в пределах полномочий, определяемых федеральными законами, решения по вопросам, связанным с внешней разведкой Российской Федерации, в том числе по вопросам целесообразности заключения договоров межведомственного характера между органами внешней разведки Российской Федерации и разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств;

· назначает руководителей органов внешней разведки Российской Федерации;

· утверждает Положения об органах внешней разведки Российской Федерации.

Закон предусматривает, что за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль.


Примечание. Парламентский контроль осуществляется Государственной Думой, Советом Федерации и Счетной палатой РФ. К его осуществлению допускаются только лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Действия членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания не должны создавать угрозу разглашения сведений о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах.


Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченным им прокурорами. При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствах, осуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации, в предмет прокурорского надзора не входят.

18. 2. Система органов внешней разведки

Разведывательная деятельность органов внешней разведки осуществляется Службой внешней разведки, Главным разведывательным управлением Генерального штаба и Федеральной службой безопасности.

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.


Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. "Об образовании Службы внешней разведки РСФСР". Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР. В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ - СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. N 3245-1 "О внешней разведке". 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.


В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06. 2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены задачи федеральной службы. Согласно п. 1 Указа Президента СВР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Организационная структура Служба внешней разведки РФ (схема 23).

Схема 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: