Задачи изучения модуля: в результате изучения студенты должны знать определение сенсорной алалии и основную симптоматику нарушения; причины и механизм сенсорной алалии; дифференциальную диагностику ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего; систему коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.
Тема 1. Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии
План
1. Определение сенсорной алалии и основная симптоматика нарушения.
2. Причины и механизм нарушения речи при сенсорной алалии.
3. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего.
Задания для самостоятельной работы
1. Провести сопоставительный анализ ребенка с нарушением тонального слуха и ребенка с сенсорной алалией. Оформить таблицу 10.
Таблица 10
Сопоставительный анализ ребенка с нарушением слуха и ребенка с сенсорной алалией
Анализируемые признаки | Ребенок с нарушениями тонального слуха | Ребенок с сенсорной алалией |
2. Подготовить конспект статьи Т. П. Горюновой «Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной речи».
Понятийно-терминологический аппарат темы: алалия сенсорная,акупатия замыкательная, гиперакузия, фонематические процессы.
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения
1. Горюнова, Т. П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной речи / Т. П. Горюнова // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): в 2 т. Т. II / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 101–107.
2. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 331–389.
3. Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи / В. К. Орфинская. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1959.
4. Основы логопедической работы с детьми / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
5. Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1967.