Образы московского модерна

С конца XIX столетия архитектурный облик старой Москвы стал меняться в соответствии со вкусами новых заказчиков – московских купцов: братьев Рябушинских, С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, С.И. Зимина и др. Эти высокообразованные люди, крупнейшие меценаты, коллекционеры, играли заметную роль в экономической и культурной жизни России и Москвы, в частности. Престижным местом проживания для них стали традиционно аристократические московские улицы с прилегающими к ним переулками: Пречистенка, Поварская, Спиридоновка, Большая Никитская и Малая Никитская. Начался настоящий строительный бум. По проектам молодых архитекторов здесь возводились необычные, подчеркнуто индивидуализированные особняки. Купеческая Москва осваивала новый стиль – модерн.

Московский модерн представлял собой художественное направление, соответствовавшее западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшееся своими особенностями: изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве интенсивное и своеобразное развитие. В московском модерне удивительно полно отразилась специфика Москвы с ее почти азиатской пестротой и традиционным барским бытом, с ее наклонностью к чрезмерности и вызывающей новизне. В творениях московских архитекторов этого периода помимо заимствованных элементов нашли свое отражение национальные традиции русской архитектуры, а в декоре использовались многоцветные майоликовые панно на сюжеты русских народных сказок, выполненные по рисункам известных художников.

Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры, были Ф.О. Шехтель и Л.Н. Кекушев. Оба зодчих использовали новую орнаментику, оба были блестящими мастерами сложных пространственных композиций.

С именем ФЕДОРА ОСИПОВИЧА ШЕХТЕЛЯ (1859-1926) связан расцвет архитектуры модерна. За свою творческую жизнь он построит необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, театры, банки, типографии и даже бани. Кроме того, мастер оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал церковную утварь.

Классическим образцом русского модерна считается особняк предпринимателя и коллекционера С.П. Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 – 1902 гг. на Малой Никитской улице. (В 1931 г. дом был переделан в соответствии со вкусами нового жильца – писателя Максима Горького).

Каждый фасад этого дома имеет неповторимый облик: крыльца, балконы, окна – неправильной формы и разного размера. Оконные переплёты и рамы изгибаются, словно ветви деревьев. Нежно-жёлтые стены украшены туманно-голубым мозаичным фризом с изображением ирисов. Орнамент решётки ограды состоит из спиралей – декоративный мотив, характерный для стиля модерн.

Интерьер дома также был полностью спроектирован Шехтелем. Окна просторного вестибюля украшены витражами с рисунками в виде гигантского крыла бабочки и диковинных трав. На полу мозаика с узором, похожим на водную зыбь. По потолку стелется лепнина: кувшинки, морские звезды, улитки. Стены затянуты тканью болотного оттенка. Светильник похож на гигантскую медузу, поднимающуюся из водных глубин. С капители колонны, подпирающей низкий потолок, свисают змеи. «Застывшая волна» лестницы напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое морское чудище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф – в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость – в объем, а объем – в пространство. Оформление деталей интерьера тщательно продумано и подчинено общей теме – водной стихии.

Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского

Среди других значительных работ Шехтеля — особняк А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13. Величественному особняку придает сдержанную элегантность сочетание цветовых гамм из светло-зеленой керамической плитки, белых горизонтальных и окантовочных полос, лепнины в виде цветочных композиций и гирлянд. Выступающую часть главного фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Фасад украшает множество окон различной формы и размеров, в сочетании друг с другом придающих особый стиль особняку. По периметру территории особняка на высоком парапете, установлена изящная металлическая ограда, привлекающая своим художественным замыслом.

Особенно уникален интерьер особняка, при оформлении которого почти на две трети Шехтель использовал дерево – это резные панели, двери, мебель, лестницы, потолки. В доме от дверной ручки до огромного окна, все сделано в едином "шехтелевском" стиле и по его эскизам. Массивные дубовые парадные двери, изнутри украшает большой черный паук. Верхние и нижние ножки паука выполняют функцию дверных ручек, а остальные длинные тонкие охватывают нижнюю часть двери. Особого внимания заслуживает парадная лестница, ведущая из центра особняка на второй этаж, её перила изготовлены из светлого дуба и украшены цветочным орнаментом. Центр каждого цветка инкрустирован темным деревом.

Другим замечательным представителем московского модерна был ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ КЕКУШЕВ. Его биография полна темных пятен. По одной версии он родился в 1863 году в Вильно (Варшавская губерния), по другой – в Саратове Симбирской губернии. Точная дата смерти также не установлена, предположительно это произошло в 1916-1919 годы.

Жемчужиной творчества Л.Н. Кекушева стал особняк И.А. Миндовского на Поварской улице, дом 44 (1903 г.). Он имеет богатую предысторию. В конце 19 в. группа московских предпринимателей во главе с Саввой Мамонтовым решила организовать "Северное домостроительное общество". Они предполагали построить первоклассную гостиницу в центре города (ею стал "Метрополь") и возвести на продажу несколько городских вилл-особняков, которые, по словам учредителей общества, пользовались у москвичей "большими симпатиями, нежели квартиры в многоэтажных доходных домах". Для реализации этой европейской идеи Мамонтов выбрал из Европы же пришедший стиль модерн и привлек к работе Л.Н. Кекушева. Воплотить эти идеи в жизнь товариществу помешал арест Саввы Ивановича в 1899 году. Идея, однако, не потерялась, эстафетную палочку подхватило торгово-строительное общество, которое возглавлял не менее богатый и известный предприниматель Я.А. Рекк. Ни стиль, ни архитектора менять не стали, и в 1903 году Кекушев получил карт-бланш и щедрые ассигнования на строительство.

Построенное им здание лишено каких либо эклектических элементов и представляет собой один из самых чистых образцов московского модерна. Здесь собраны все специфические приемы, находки архитектора, все то, что делает его стиль неповторимым и легко узнаваемым: в целом ассиметричная композиция особняка, щедрое использование скульптурной декорации, разнообразие окон, эркеров, веранд, овальные козырьки, обводящие по контуру верх сооружения. Интересным элементом здания является крыша – воплощение грациозности модерна, плавная, закругленная, изгибы и выступающий козырек, которой встречается и в других работах архитектора.

Через несколько лет после завершения строительства особняк был куплен текстильным фабрикантом Иваном Александровичем Миндовским. Как и многие богатые московские купцы рубежа веков, Миндовский имел старообрядческие корни и облюбовал под свое жилье стиль модерн. После революции в особняке размещалось Шведское посольство, а сейчас его занимает посольство Новой Зеландии.

Особняк Миндовского Центр композиции – трехчастное окно Дымоход в английском стиле

Образцом неорусского модерна является доходный дом Перцова, известный также как дом-сказка (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, напротив храма Христа Спасителя). Здание построено в 1905-1907 году по эскизам художника С.В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Заказчик, известный инженер П.Н. Перцов, который был страстным поклонником искусства, в начале 20 века решил построить доходный дом с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Ему также хотелось, чтобы здание само по себе было произведением искусства, и своим внешним видом выражало бы самобытность русской культуры.

Дом-сказка отличается необыкновенным разнообразием и сложностью форм, но, в то же время, выглядит как органичное целое. В оформлении фасадов авторы проекта применили различные приемы, присущие модерну – это и асимметричное расположение окон, балконов, башнеобразные выступы кровли и богатый декор. В частности, для оформления балконов-теремков были использованы древнерусские мотивы, которые естественно и гармоничного сочетаются с элементами северного модерна: кронштейны балконов в виде драконов, цветные майоликовые панно, на которых сочетаются изображения солнца, медведя, быка, рыб, змей. На коньке крыши установлена решетка со львами – тогда она была золоченой, а на крыше над зеленой башней возвышался золоченый петух.

Фасад со стороны набережной Варианты оформления
Балконные кронштейны Решетка со львами Майолика

Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. Крах всех положительных основ старого мира и всех надежд означал и конец этого стиля – последней попытки спасти мир с помощью красоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: