Реформа 1867-1868 годов в Казахстане

Эта реформа по времени совпала с отменой крепост­ного права в России. Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX века была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю казахскую степь на две области -­3апaднyю с центром в Тургайском крае и Восточную с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернато­ру Безаку. В 1865 году в связи с уходом Безака в отставку губернатором назначи­ли Н.А.Крыжановского. Соображения комиссии Буткова не были приняты. Подготовка проекта была возложена на «Степную комиссию» во главе с членом Совета Министерства внут­ренних дел Гирс ом. Были составлены вопросники по изучению казахской страны. Не было принято во внимание настро­ение народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправ­ления. Комиссия советовалась лишь с узкой группой феодалов, собрав сведения только от них.

11 июля 1867 года Александр II утвердил «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей», а 21 октября 1868 года - «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях».

.

Вся территория казахов делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей. Уральская и Тургайская обла­сти относились к Оренбургскому, Акмолинская и Семипалатинская - к Западно-сибирскому, Семиреченская и Сырдарьинская - Туркестанскому генерал-губернаторствам. Территория Букеевского ханства в 1872 году включена в состав Астраханской губер­нии, а Maнгcтay (Мангышлакское приставство) позже включено в Закаспийскую область. Управление Казахстаном из разных центров отвечало целям колониальной политики. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одно из узловых мест ре­формы 1867-1868 гг. Туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.

Стоявший во главе области военный губернатор в то же время являлся наказныматаманом казачьих войск. При военных губернаторах создавались областныеправления, имели три отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над деятельностью областного правления осуществлял вице-губернатор, он являлся председателем правления.

Области делились на уезды. Уездным началь­никам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления. Один из двух помощников уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости, а волости - на аулы, состо­явшие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные утверждались вышестоящим колониальным начальством. Потомки Чингис-ха­на - султаны - обеспечивались пожизнен­ной пенсией и освобождались от налогов. В этом заключалось классовое содержание реформы.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Аксакалы избирались на сходах выбор­щиков и утверждались областными военными губернато­рами.

По реформе 1867-1868 гг. были учреждены военно-­судебные комиссии и уездные суды. Утверждаемые военными гу­бернаторами суды биев и казиев, были низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане, роль военно­-уездных судов была весомей.

Реформы 1867-1868 годов создали предпосылки для освоения богатств края. Капитали­стические явления проникали в хозяйственную и социаль­ную жизнь, усилилось социаль­ное расслоение, форми­рование жатачества. Отрицательные последствия реформы подвергались критике Абая Кунанбай-улы, Ибрая Алтынсары-улы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: