Центробежный насос — насос, в котором движение жидкости и необходимый напор создаются за счёт центробежной силы, возникающей при воздействии лопастей рабочего колеса на жидкость.
Центробежные насосы, как правило, используются в системах водоснабжения или канализации. Этот вид насосов обладает высоким КПД. Они очень просты в эксплуатации и надежны. Центробежные насосы позволяют регулировать подачу и напор воды.
Для небольшой подачи воды используются консольные центробежные насосы, а при необходимости большой подачи воды более эффективными являются насосы двустороннего входа, имеющие в горизонтальной плоскости разъем.
Выбор насоса зависит, в первую очередь, от его назначения и объема подаваемой воды. При выборе типоразмера центробежного насоса учитывается не только его работа, но и работа всей системы.
Перед пуском центробежного насоса его внутренняя полость и всасывающий трубопровод должен быть залит жидкостью. Залить всасывающий трубопровод можно с помощью напорного трубопровода или отсасывания воздуха. Заливку можно прекратить только тогда, когда из воздушного клапана насоса начтет литься вода.
|
|
После заливки насоса необходимо открыть кран манометра и включить электродвигатель. При этом нужно обязательно следить, чтобы задвижка напорного трубопровода была закрыта. Кран вакуумметра и краны на трубах можно открыть только после того, как насос разовьет необходимую частоту вращения и давление. Изменение давления отслеживается с помощью манометра. После этого можно открывать задвижку напорного трубопровода. При открытой задвижке напорного трубопровода можно производить запуск насоса только в том случае, если это не приведет к перегрузке электродвигателя.
Принцип действия
Внутри корпуса насоса, который имеет, как правило, спиральную форму, на валу жестко закреплено рабочее колесо. Оно, как правило, состоит из заднего и переднего дисков, между которыми установлены лопасти. Они отогнуты от радиального направления в сторону, противоположную направлению вращения рабочего колеса. С помощью патрубков корпус насоса соединяется с всасывающим и напорным трубопроводами.
Если корпус насоса полностью наполнен жидкостью из всасывающего трубопровода, то при придании вращения рабочему колесу (например, при помощи электродвигателя) жидкость, которая находится в каналах рабочего колеса (между его лопастями), под действием центробежной силы будет отбрасываться от центра колеса к периферии. Это приведёт к тому, что в центральной части колеса создастся разрежение, а на периферии повысится давление. А если повышается давление, то жидкость из насоса начнёт поступать в напорный трубопровод. Вследствие этого внутри корпуса насоса образуется разрежение, под действием которого жидкость одновременно начнёт поступать в насос из всасывающего трубопровода. Таким образом, происходит непрерывная подача жидкости центробежным насосом из всасывающего в напорный трубопровод.
|
|
Центробежные насосы бывают не только одноступенчатыми (с одним рабочим колесом), но и многоступенчатыми (с несколькими рабочими колесами). При этом принцип их действия во всех случаях остается таким же, как и всегда. Жидкость будет перемещаться под действием центробежной силы, которая развивается за счёт вращающегося рабочего колеса.
Центробежные насосы очень просты в эксплуатации, но во время их работы необходимо отслеживать параметры его работы. Смазочные кольца насоса должны свободно вращаться на валу. Подшипники не должны перегреваться выше температуры, которая указана в паспорте насоса. В среднем допустимая температура подшипников составляет 60 – 70 градусов. Некоторые модели имеют функции водного охлаждения подшипников.
Уровень масла в подшипниках должен поддерживаться на необходимой высоте и периодически проверяться по маслоуказателю. Масло необходимо менять через 800 – 1000 часов работы. Перед сменой масла корпус подшипников должен быть обязательно прочищен.
Вода через сальники должна просачиваться редкими каплями. Их нужно обязательно своевременно подтягивать, чтобы предохранить вал.
Лекция