Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (АПТ) предназначены для тушения крупных пожаров ЛВЖ и ГЖ пеной низкой кратности. Область их применения распространяется на объекты нефтедобычи, нефтехранилища, нефтепродуктопроводы, а также другие объекты нефтепереработки. Они принципиально не отличаются от АЦ. На них используются пожарные насосы, ПО и арматура водопенных коммуникаций, идентичная тем же насосам, ПО и арматуре, что и на АЦ. В современных АПТ могут быть оригинальные насосы, имеются различия в конструкции АЦ, в схемах водопенных коммуникаций. На АПТ отсутствуют пенобаки. Идентичность конструктивного исполнения АПТ и АЦ позволяет использовать их для тушения не только пеной, но и водой, если ею заправлена цистерна АПТ.

В настоящее время эксплуатируются три модификации АПТ. Одна из них является аналогом автоцистерны АЦ-40(375Н)Ц1А. Она сооружена на шасси Урал с бензиновым двигателем. По тактико-техническим характеристикам и их параметрам она идентична АВ-40(5557). Различие состоит только в том, что последняя сооружена на шасси «Урал 5557» с дизелем. В табл. 9.4 приводятся параметры технических характеристик двух новых АПТ.

Таблица 9.4

Наименование параметров Размер ность Модель АПТ
АВ-40(5557)ПМ551А АВ-20(53213)ПМ525
Тип шасси Колесная формула Двигатель Мощность двигателя Максимальная скорость Численность боевого расчета Насос Подача насоса Развиваемый напор Вместимость цистерны Число одновременно работающих ГПС Подача лафетного ствола - - - кВт км/ч чел - л/с м л шт. л/с «Урал 5557» 6×6.1 ЯМЗ-238 ПН-40УВ КамАЗ 53213 6×4.1 КамАЗ-740 ПН-1200 -

Автомобиль АВ-40 (5557) предназначен длядоставки к месту пожара запаса пенообразователя и ПО, а также для подачи пенообразователя к пеносмесителям.

Он может быть использован в комплекте с другими пожарными автомобилями для подачи пенообразователя к магистральным пеносмесителям и как самостоятельная боевая машина для забора воды из водоема или водопроводной сети.

Конструкции цистерн АВТ аналогичны с цистернами АЦ.

Цистерна расположена за кабиной водителя, насос и ПО размещены в отсеках кормовой части кузова. Для поддержания положительной температуры в насосном отсеке устанавливается отопительно-вентиляционная установка ОВ-065.

Наполнение цистерны водой (пенообразователем) может осуществляться как на АЦ различными способами: вручную (ведрами) через люк, с помощью насоса через заливную горловину на автоцистерне.

Рис. 9.14. Водопенные коммуникации АВ-40(5557) ПМ 557А: 1 – насос; 2 – напорная задвижка Ду-70; 3 – вакуумный кран; 4 – задвижка Ду-80; 5 – лафетный ствол; 6 – цистерна; 7 – вентиль Ду-50; 8 – задвижка Ду-100; 9 – вентиль Ду-25; 10 – всасывающий патрубок; 11 – головка-заглушка ГЗ-50У; 12 – пеносмеситель ПС-5
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
Наполнение цистерны 6 пенообразователем возможно (рис.9.14) при заборе его из посторонней цистерны (бака) через всасывающий патрубок 10, насос 1, вентиль 7. Аналогичным образом ее заполняют водой. При заборе воды из водопроводной сети она может поступать в цистерну через заборный патрубок 10, задвижку 8.

Подача огнетушащих веществ в очаги горения может осуществляться различными способами.

При постановке АВ на открытый водоисточник или водопроводную сеть воду можно подавать в лафетный ствол или рукавные линии от напорной задвижки 2, как и в случае АЦ.

Если цистерна заполнена пенообразователем, то его подача в насос осуществляется через вентиль 9 и пеносмеситель 12. В дальнейшем раствор пенообразователя поступает в рабочие линии и стволы или пеногенераторы. Если цистерна заполнена водой, то ее подача осуществляется через задвижку 8 во всасывающую полость насоса и далее в рукавные линии или лафетный ствол.

Пенообразователь в насос может подаваться через штуцер, с головки которого необходимо снять заглушку 11. Стационарный пеносмеситель 12 типа ПС-5 обеспечивает подачу пены низкой кратности в количествах 10,15,20 м3/мин при работе пяти ГПС-600. Лафетным стволом можно подавать до 20 м3/мин пены.

В отсеках кузова вывозятся шесть ГПС-600, два пеноподъемника, рукава диаметром 77 мм и другое ПО.

Рис. 9.15. Схема дозатора-смесителя: а: 1 – труба; 2 – штуцер; 3 – соединительная головка; б – включение дозатора-смесителя
1
2
3
 
 
б
а
Для подачи большого количества пены (более 3000 л/мин), т.е. при установке более пяти ГПС-600, необходимо применять дозатор-смеситель. Наиболее простая его схема показана на рис. 9.15. Он представляет собой трубу, к концам которой приварены соединительные головки 3 для присоединения к ним пожарных напорных рукавов. От АВ подача пенообразователя осуществляется через дозирующий штуцер 2. Внутри штуцера устанавливается дозирующая шайба с площадью отверстия

, (9.3)

где Q – расчетный расход пенообразователя, м3/мин; μ – коэффициент расхода; g – ускорение свободного падения, м/с2; Δ H – разность напоров в рукавной линии, подающей пенообразователь, и в линии с водой, м.

При подаче пенообразователя через дозатор, установленный в напорной линии, необходимо на насосе АВ поддерживать давление на 0,2 –
0,3 МПа больше, чем на насосе автоцистерны, установленной на водоисточник.

Вариант подключения АВ к АЦ показан на рис. 9.15, б. Возможно дозатор включать и во всасывающие рукава АЦ.

Автомобиль АВ-20 предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ и пенообразователя, а также для подачи в очаг пожара воздушно-механической пены, подаваемой по рукавным линиям.

На автомобиле установлен пожарный насос ПН-1200 (рис. 9.16). В корпусе 1 на ведущем 2 и ведомом 4 валах закреплены зубчатые калеса 8 и 5. Они повышают обороты двигателя в 2,125 раза. Насос размещен в кормовом отсеке.

Рис. 9.16. Схема пожарного насоса ПН-1200: 1 – корпус; 2 – ведущий вал; 3 – муфта; 4 – ведомый вал; 5, 8 – ведущее и ведомое зубчатое колесо; 6 – колесо центробежного насоса; 7 – всасывающий патрубок
5
4
6
7
8
1
2
3
Для хранения и транспортировки огнетушащих веществ на автомобиле установлены три цистерны общей вместимостью 7000 л. Между собой они соединены гибкими трубопроводами. Поверхность каждой цистерны покрыта теплоизоляционным материалом (пенопластом), уложенным между стенками цистерны и наружной обшивкой.

Внутри корпуса цистерны установлены дренажная труба и успокоители, а внизу приварен всасывающий патрубок, предназначенный для ее заполнения или опорожнения с помощью насоса или самотеком. Наверху цистерны имеется люк для ее осмотра и наливная горловина.

На днище задней цистерны расположены три датчика уровня жидкости. Контрольные лампочки сигнализации уровня жидкости в цистерне находятся на панелях приборов в заднем отсеке и в кабине водителя.

Для поддержания положительной температуры жидкости в цистернах и в отсеке насосной установки предусмотрена система обогрева их отработавшими газами двигателя (рис. 9.17). На каждой цистерне установлены нагреватели 7 (на рисунке показана одна цистерна 1 и фрагмент цистерны № 3). Все нагреватели соединены последовательно. При закрытой заслонке 4 отработавшие газы двигателя, пройдя газоструйный вакуумный аппарат 3, проходя по трубопроводам, будут нагревать жидкость в цистернах и насосное отделение (обогреватель 10). При переходе на летнюю эксплуатацию из системы убирают заслонку 4.

2
3
4
5
6
11
10
9
8
7
1


Рис. 9.17. Система обогрева емкостей с пенообразователем:

1 – цистерна № 1; 2 – приемная труба; 3 – газоструйный вакуумный аппарат;
4 – заслонка; 5 – глушитель; 6 – выпускная труба; 7 – нагреватель цистерны № 1;
8 – элементы нагрева цистерны № 3; 9 – соединительные патрубка;
10 – обогреватель насосного отсека; 11 – выхлопная труба

Гидравлическая система водопенных коммуникаций (рис. 9.18) не имеет пенобака и пеносмесителя.

5
7
6
4
3
2
1
10
8
9
11
Рис. 9.18. Водопенные коммуникации АВ-20(53213)ПМ 525: 1 – насос; 2 – клапан напорный; 3 – головка напорная ГМ-50; 4 – пеносмеситель АВ-20; 5 – вентиль Ду-50; 6 – вентиль Ду-50; 7 – цистерна; 8 – вентиль Ду-65; 9 – вентиль Ду-50; 10 – головка-заглушка ГЗ-100; 11 – всасывающий патрубок
Вода
Наполнение цистерны 7 жидкостью можно осуществлять различными способами. С помощью постороннего насоса пенообразователь (или вода) может подаваться через заправочную горловину цистерны.

Наполнение цистерны возможно осуществлять от постороннего источника через всасывающий патрубок 11 насоса (при снятой крышке заглушки 10) и открытом вентиле 8 Ду-65. Таким же образом наполняется цистерна водой от водопроводной сети. Наполнение прекращается при загорании сигнальной лампочки или в начале перетока воды по сливной трубе.

Наполнение цистерны водой из открытого водоема осуществляется насосом при открытом напорном клапане 2 и вентиле 6 Ду-50.

Тушение очагов огня может осуществляться:

воздушно-механической пеной при подаче воды от гидранта, а пенообразователя из цистерны – то же, при подаче воды из открытого водоема;

пенообразователем при подаче из цистерны в магистральные пеносмесители или в пеноподъемники.

Для подачи воздушно-механической пены на АВ-20 имеется шесть генераторов ГПС-600, один ГПС-2000, два пеноподъемника, переносной пеносмеситель, трехходовое разветвление.

При заборе воды из водопроводной сети или открытого водоема в напорные линии с пеногенераторами (их подсоединяют к напорным патрубкам 3 или 5) пенообразователь поступает из цистерны 7 через вентиль 9 или 8 в насос. При этом должен быть открыт напорный клапан 2. К напорным патрубкам насоса можно подключить трехходовое разветвление и подавать пену тремя пеногенераторами ГПС-600.

Для подачи большого количества пены используется переносной пеносмеситель 4. К нему пенообразователь подается насосом из цистерны 7 при открытых вентилях 8 и 2. Вода подается из автоцистерны или ПНС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: