Корекція спектрального складу світла на етапі кінозйомки

Коррекцию спектрального состава освещения (естественного, искусственного, смешанного) необходимо осуществлять практически при всех видах профессиональных цветных кино-, теле-, видео-, фотосъемок.

Особенно остро потребность в такой коррекции проявилась в последние годы. Этому немало способствовало распространение новых источников света, спектральный состав излучения которых зачастую не соответствует нормированному или балансному. Другая причина – широкое применение многокамерных съемок и съемок в естественных интерьерах.

Кроме этого, в реальных условиях действительные значения цветовой температуры различных типов источников света зависят еще и от продолжительности их эксплуатации, от напряжения и от других параметров. Светотехнические характеристики линз, отражателей, рассеивателей также оказывают заметное влияние на цветовую температуру съемочного освещения.

Отсутствие контроля и последующей корректировки спектрального состава во многихиз названных случаев приводит к искажениям цветопередачи, которые достаточно трудно исправить даже применяя специальную цифровую цветокоррекцию для материала, отснятого цифровыми видеокамерами, а также практически нельзя устранить ни при печати позитива, ни при переводе с кинопленки на цифровой видеоноситель.

Необходимо помнить о том, что в процессе съемок даже опытному оператору увидеть и оценить цветность спектрального состава излучений «белых» источников света не то что достаточно сложно, но и практически невозможно, поскольку подсознательно срабатывает механизм цветовой адаптации зрительной системы.

Для «температурных» источников, излучения которых соответствуют или близки к излучению абсолютно черного тела (АЧТ), спектральное распределение энергии в съемочном освещении достаточно точно определяет величина соотношения мощностей излучения в синей зоне спектра Фec и в красной зоне спектра Фeк. Поэтому для всех фаз солнечного света на протяжении светового дня, для света ламп накаливания, угольных дуг с компенсационными светофильтрами, ксеноновых и, с определенным допуском, для металлогалoгeнных газоразрядных ламп достаточно выполнить коррекцию только сине-красного отношения излучаемых мощностей, так как относительный лучистый поток в зеленой зоне спектра Фeз этих излучателей однозначно привязан к соотношению эффективных мощностей излучений в синей Фec и красной зонах Фeк.

Но есть источники света, у которых спектральный состав не так однозначно связан с распределением энергии в спектре излучения АЧТ и поэтому они требует проведения еще и дополнительной коррекции в зеленой области (например, светодиодные, люминесцентные источники света, некоторые типы металлогалогенных ламп). Таким образом, для обеспечения точной коррекции спектрального состава любого из упомянутых источников съемочного освещения и приведения его к балансной цветовой температуре потребуется изменения соотношений энергий излучения для трех зон спектра.

Задачу изменения энергетических соотношений в спектре, т.е. коррекции спектра излучения и обеспечения сочетания различных типов источников света имеющих различные цветовые температуры и даже отклонения в спектральном распределении мощностей, можно решить установкой на осветительные приборы специальных осветительных светофильтров, каждый из которых имеет свой номер и название. Есть две основные группы конверсионных осветительных светофильтров, изменяющих цветовую температуру: Tungsten Light Conversion – серия СТВ (синие), поднимающие цветовую температуру, и Daylight Conversion – серия СТО (оранжевые), понижающие цветовую температуру. Оценка эффекта от применения этих и других конверсионных осветительных светофильтров (Fluorescent Correction, Arc Correction, НИКФИ) будет подробно рассматривается ниже.

Осветительные светофильтры могут быть пленочными, стеклянными или в виде жестких пластикових листов. А вот по назначению их можно разделить на такие группы: конверсионные (компенсационные), корректирующие, нейтрально-серые, эффектные, диффузионные, поляризационные и др.

Производители современных осветительных светофильтров Formatt, Lee, Rosco, Strand Lighting, Cris James пользуются единой системой маркировки всех модификаций фильтров серии Е-color. В СНГ еще можно встретить светофильтры, использующих другую, предложенную ОП НИКФИ (СССР), систему обозначения светофильтров.

Конверсионные (компенсационные) светофильтры, как осветительные, так и съемочные, обеспечивают изменение спектрального состава излучения и приведения его по цветовой температуре к нормированным источникам естественного или искусственного света.

При многих съемках в павильйоне, интерьере и на натуре возникает потребность решить проблему сме­шанного освещения, например, ламп накаливания, люминесцентных ламп и дневного света.

Это требует приведения цветовой температуры различных источников света к общей цвето­вой температуре, используя соответствующие фильтры.

Есть две основные серии цветных конверсионных фильтров, изменяющих цвето­вую температуру: синие (СТВ – Color Temperature Вlue) и оранжевые (СТО – Color Tmperature Orang). Синие конверсионные светофильтры (СТВ) больше пропускают в большей степени излучения коротковолновой части спектра, чем оранжево-красные излучения, и тем самым увеличивают пропорцию синего света и уменьшают составляющую красных световых излучений, что в результате повышает цветовую температуру (рис. 1).

Рис. 1. Спектральная характеристика конверсионного фильтра Full СТВ

Часто бывает необходимо сделать существенные, промежуточные или незначительные корректи­ровки цветовой температуры в диапазоне действия СТВ-фильтров. Такие светофильтры приводятся в таблице 1.

Таблица 1. Базовая конверсия цветовой температуры фильтрами СТВ

№ фильтра Название фильтра Конверсия (К) Коэффициент пропускания (%)
  Двойной CTB Double CTB 3200→26000 16,2
  Полный CTB Full CTB 3200→5700 34,0
  ¾ CTB Threequartes CTB 3200→5000 45,5
  ½ CTB Half CTB 3200→4300 54,9
  ¼ CTB Quarter CTB 3200→3600 69,2
  1/8 CTB Eighth CTB 3200→3400 81,3

Из рис.1 видно, что коэффициенты пропускания Full СТВ фильтра («полный синий»), изменяющего цветовую температуру с 3200К до 5700К на разных длинах волн имеют разные значения, но в среднем коэффициент пропускания данного фильтра составляет приблизительно 34%. Это вызывает существенную потерю света. Например, 2-х киловаттные лампы накаливания фактически становятся равноценными 650-ваттным лампам. Часто компро­мисс при коррекции цветовой температуры достигается использованием ½ CTB или не так давно разработанными фильтрами ¾ CTB. Коррекция светофильтров серии СТВ и СТО в майредах приведена в табл. 3.

На понижение цветовой температуры работают светофильры СТО, так как они лучше пропускают оранжево-красные составляющие спектра, чем синие (рис. 2). Диапазон фильтров СТО обеспечивает всевозможные промежуточные или незначительные корректировки цветовой темпера­туры (табл. 2).

Рис. 2. Спектральная характеристика конверсионного фильтра Full СТO

Таблица 2. Базовая конверсия цветовой температуры фильтрами СТО

№ фильтра Название фильтра Конверсия (К) Коэффициент пропускания (%)
  Полный CTО Full CTО 6500→3200 55,4
  ¾ CTО Threequartes CTО 6500→3600 61,3
  ½ CTО Half CTО 6500→3800 70,8
  ¼ CTО Quarter CTО 6500→4600 79,1
  1/8 CTО Eighth CTО 6500→5550 85,2

Из рис.2 видно, что коэффициент пропускания Full СТО («полный оранже­вый») составляет 55%, что существенно больше, чем пропускание «полного синего». При перекрывании фильтрами СТО оконных проёмов, такой фильтр должен быть расположен снаружи оконного стекла, иначе, если фильтр закрепить внутри окна, то он будет создавать блики от неровностей и изменять свой цвет.

При больших площадях можно прикатать эти фильтры резиновым валиком на оконное стекло. Обычно фильтры СТО крепятся степлером к специальным деревянным рамкам и вставляются в оконные рамы. Закрепление должно быть выполнено так, чтобы избежать любых моршин на фильтре, поскольку они создадут блики.

Акриловые фильтры, 3 мм толщиной, предназначены для решения проблемы создания ровной поверхности фильтра без морщин. Они несколько дороже, чем обычные пленочные фильтры из полиэстера.

Необходимо отметить, что средний летний солнечный свет в среднем составляет 5500К. Бывают случаи, когдадневной свет имеет цветовую температуру выше, чем это среднее значение, и тогда любое дополнительное искусственное освещение должно быть скорректировано к этому более высокому значению. Такая ситуация, когдадажеметаллогалогенные источники светатипа НМI или MSR, MSI, CID, CSI, ДРИШ могутпотребовать, скажем, ¼ СТВ, чтобы согласовать их с дневным светом.

Аналогично в зимний день при низком солнце для этих же металлогалогенных ламп может потребоваться фильтр ¼ СТО, чтобы создать хорошее соответствие с дневным светом. В обоих случаях это будет довольно хорошо видно «на глаз». Таким же образом осуществляются корректировки других искусственных источников света. Фильтры СТО можно использовать и для преобразования спектра металлогалогенных ламп в спектр лапм накаливания.

В случае, когда под рукой оператора нет измерителя цветовой температуры можно воспользоваться субъективным методом уравнивания спектров двух источников света (рис. 3), подбирая конверсионный фильтр и сравнивая «на глаз» цветность половинок экрана.

Рис. 3. Схема метода субъективного уравнивания спектров

Общие принципы коррекции цветовой температуры конверсионными светофильтрами. Следует отметить, что изменения цветовой температуры, производимые тем или иным конкретным конверсионным светофильтром, зависят от исходной цветовой температуры источника света: чем выше эта исходная температура источника, тем больше будет величина абсолютного сдвига цветовой температуры ΔТ, но никак не одинаковой.

Например, конверсионный фильтр Full CTB создаст существено больший прирост цветовой температуры источника света с 4000 К, чем для источника с 2800 К. Вот как будет происходить изменение цветовой температуры различных источников света при применении оного и того же светофильтра Full CTB:

2800 К + Full CTB = 4600 К (ΔТ=2000 К)

3200 К + Full CTB = 5700 К (ΔТ=2500 К)

4000 К + Full CTB = 8850 К (ΔТ=4800 К)

Как же определить изменение цветовой температуры при применении того или иного компенсационного светофильтра? Это можно сделать, используя понятие MIRED (майред) -единиц.

Данная методика основывается на том факте, что каждый конкретный фильтр создает постоянноеизменение в цветопередаче пропор­ционально величине обратной цветовой температуры источника света, а число относительных микроградусов MIRED (Micro Reciprocal Degree) Shift value является параметром компенсационных светофильтров.

Однако величина обратная цветовой температуре будет выражаться очень маленьким дробным числом, поэтому, чтобы можно было легче обращаться с этими числами, берут величину, в миллион раз большую этого обратного значения (ее «микро» значение). Следовательно, MIRED (сокращенно – М, MR или mrd, мрд) – это величи­на, представляющая собой обратный микроградус:

1 000 000×(1/Т) = 1 000 000/Т = 106/Т.

В некоторых публикациях можно встретить и другое сокращение – Micro Reciprocal Kelvin – Mireks.

Перевод значений цветовой температуры из Кельвинов в майреды приведены в таблице 3.

Таблица 3. Перевод цветовой температуры из Кельвинов в майреды

Кель-вины 100К 200К 300К 400К 500К 600К 700К 800К 900К
2000К                    
3000К                    
4000К                    
5000К                    
6000К                    
7000К                    

В качестве примера, используя таблицу 3, выполним перевод балансных цветовых температур из Кельвинов в майреды: 3200К соответствуют 313 мрд, а 5500К – 182 мрд. Для 6000К перевод дает 167 мрд. и чтобы получить цветовую температуру источника света 5500К необходима коррекция:

182 мрд. – 167 мрд. = +15 мрд.

Чтобы «поднять» цветовую температуру с 3200 К до 5500 К также необходима коррекция, но уже на:

182мрд - 313 мрд = -131 мрд.

Знак «плюс» указывает на то, что произошла коррекция цветовой температуры в сторону ее понижения, а знак «минус» – что выполнена коррекция, обеспечившая повышение цветовой температуры.

Изготовители светофильтров обычно указывают конверсионную способность в MIRED-единицах – «MIRED-сдвиг» для всех фильтров, изменяющих цветовую температуру.

СТВ-фильтры понижают величину цветовой температуры источников света, вы­раженную в MIRED, и поэтому маркируются величиной MIRED со знаком «минус», а СТО-фильтры – со знаком «плюс» (табл. 4).

Таблица 4. Сдвиг в MIRED-единицах для светофильтров СТВ/СТО

Фильтр MIRED-сдвиг Фильтр MIRED-сдвиг
Full CTB - 137 Full CTО + 159
¾ CTB - 113 ¾ CTО + 124
½ CTB - 78 ½ CTО + 109
¼ CTB - 35 ¼ CTО + 64
1/8 CTB - 18 1/8 CTО + 25

Используя эту методику, можно определить, какой конверсионный фильтр потребуется для конкретного изменения величины цветовой температуры, или предсказать новую цветовую температуру при использовании конкретного фильтра.

В качестве примера определим конверсионный фильтр, который необходимо использовать для имитации лунного света (4100 К) при использовании ламп накаливания с цветовой температурой 3200 К. Воспользовавшись формулой MIRED = 106/Т или табл. 3, определим для этих значений величины майред:

106/3200К = 312 мрд и 106/4100К = 244 мрд.

Таким образом, потребуется коррекция цветовой температуры:

244 – 312 = – 68 мрд.

Из табл. 4 выбираем светофильтр ½ CTB, обеспечивающий MIRED-сдвиг на величину «минус» 78 мрд.

Учитывая, что допуски для цветовых температур лежат в пределах:

для 3200 К ± 150 К, а для 5500 К ± 400 К и представляют собой сдвиг приблизительно в 14 MIRED-единиц, можно считать правомерным использование фильтра ½ CTB, который находится в пределах этого допуска. Т. о. фильтры, изменяющие цветовую температуру с целью ее коррекции, можно использовать и для создания эффектов освещения. В табл. 5 показаны нестандартные изменения балансной цветовой температуры ламп накаливания с помощью конверсионных фильтров.

Таблица 5. Конверсия цветовой температуры ламп накаливания

Фильтр Конверсия MIRED-сдвиг
Full CTО 3200→2100 +159
¾ CTО 3200→2300 +124
½ CTО 3200→2400 +109
¼ CTО 3200→2650 +64
1/8 CTО 3200→2950 +26

Строго говоря, термин «цветовая температура» должен использоваться только для температурных источников света, то есть источников, которые светятся благодаря их нагреву: Солние, лампы накаливания, угольные дуги, керосиновые лампы, свечи.

Форма спектрального распределения энергии для этих источников подобна форме распределения энергии для абсолютно черного тела – «полного излучателя», и тогда между ними может быть прове­дено соответствующее сравнение. Источники света, которые излучают свет от электрического разряда, имеют тенденцию к «пиковым выбросам» в своем спектре и не могут дать хорошую корреляцию (соответствие) с полным излучателем, основан­ным на нагреве. К таким источникам относятся люминесцентные (флуоресцентные) лампы, натриевые лампы низкого давления, натриевые лампы высокого давления, ртутные лампы высокого давления, металлогалогенные лампы, светодиодные излучатели.

Для таких источников существует проблема именно коррекции их спектра. Но эту задачу, например, для различных люминесцентных ламп можно решить с помощью корректирующих светофильтров серии Fluoreszent Correction System (табл.6), изменяющих значения зеленой или пурпурной составляющих спектра.

Таблица 6. Фильтры Fluoreszent Correction System

№ фильтра Наименование Эквивалент серии СС
  Plus Green СС 30 Зеленый
  Half Plus Green СС 15 Зеленый
  Quarter Plus Green СС 075 Зеленый
  Eighth Plus Green СС 0375 Зеленый
  Minus Green СС 30 Пурпурный
  Half Minus Green СС 15 Пурпурный
  Quarter Minus Green СС 075 Пурпурный
  Eighth Minus Green СС 00375 Пурпурный

В эту же серию входят светофильтры №№ 241 Fluorescent 5700 Kelvin, 242 Fluorescent 4300 Kelvin, 243 Fluorescent 3600 Kelvin, 219 Fluorescent Green.

К корректирующим фильтрам следует отнести и серию Arc Correction

№№ 212, 230, 232, 236, 237, 238, обеспечивающих в основном коррекцию цветовой температуры металлогалогенных и дуговых ламп до значения 3200К ламп накаливания, а №213 White Flame Green абсорбирует ультрафиолетовые излучения. В каталогах можно найти и специализированные ультрафиолетовый №226UV фильтр и поляризационный №239 Polarizer фильтр. Последний имеет коэффициент пропускания 50% и создает MIRED-сдвиг на +12,9 майред.

Помимо осветительных компенсационных (конверсионных) светофильтров различными фирмами-производителями выпускаются аналогичные по действию съемочные светофильтры, обеспечивающих как исправление спектральных характеристик излучения разнотипных источников света и приведения их к балансной норме, так и переход от одной к другой цветовой температуре. Использование для коррекции цветовой температуры съемочных конверсионных светофильтров, устанавливаемых непосредственно на объектив камеры, возможно в основном при применении однотипных приборов с одинаковым распределением энергии в спектре излучения. Обычно применение съемочных компенсационных светофильтров – это прерогатива операторов и фотографов, работающих с кино- или фотопленкой, так как телеоператор или видеоинженер предпочитают выполнять калибровку телекамеры посредством балансировки «по белому». Но когда и после такой электронной коррекции видеотракта камеры остается какая-цветность белого, то без дополнительных конверсионных фильтров уже не обойтись.

Что касается съемочных светофильтров, то, как правило,их ассортимент также состоит из двух основных групп: первая группа – светофильтры, изменяющие сине-красное отношение (голубая и янтарно-желтая серии), для коррекции «температурных» излучателей; вторая – для коррекции зелено-красного отношения (пурпурная и зеленая серии). Первая группа получила название – Light Balancing Filters (LB), а вторая – Color Correction Filters (CC). Номера наиболее часто используемых съемочных фильтров Kodak Wratten, коррекция в майредах (для LB-фильтров), коррекция в декамайредах (для СС-фильтров) и коррекция экспозиции в EV приведены в таблице 6.13.

Таблица 6.13. Компенсационные съемочные светофильтры Kodak Wratten.

Янтарно-желтая серия Голубая серия
Номер фильтра +LB, мрд +ЕV Номер фильтра –LB, мрд +EV
  +10 1/3   –10 1/3
81А +18 1/3 82А –18 1/3
81В +27 1/3      
81С +35 1/3 82В –32 2/3
81D +42 2/3 82С –45 2/3
81EF +53 1/3 80D –55 1/3
85C +81 1/3 80C –81  
  +112 2/3 80B –112 12/3
85В +131 2/3 80A –131  
Пурпурная серия Зеленая серия
Номер фильтра +СС, дмрд +ЕV Номер фильтра –СС, дмрд +EV
+2 1/3 5G –2 1/3
10М +4 1/3 10G –4 1/3
20М +8 1/3 20G –7 1/3
30М +13 2/3 30G –10 2/3
40М +18 2/3 40G –13 2/3

Это, конечно, не вся номенклатура съемочных компенсационных светофильтров. В таблице не представлен, например, малоиспользуемый фотометрический фильтр голубой серии номер 78 (аналог – номер 79, сенситометрический конверсионный), с помощью которого можно повысить цветовую температуру лампы накаливания, работающей при пониженном напряжении питания, с 2360К до 5500К, т.е. обеспечить коррекцию спектрального состава на «минус 242 майреда» с восьмикратной потерей величины светового потока (+3EV). Корректирующее воздействие других светофильтров этой серии следующее:

· 78АА – «минус 196 майред»

· 78А – «минус 111 майред»

· 78В – «минус 67 майред»

· 78С – «минус 24 майред».

Фотометрический фильтр янтарно-желтой серии номер 86, наоборот, позволяет снизить цветовую температуру с 5500К до 2360К за счет коррекции на «плюс 242 майреда». Если бы цветовая температура до коррекции спектра составляла около 14000К, то, применяя этот светофильтр, можно получить цветовую температуру 3200К. Корректирующее воздействие других светофильтров этой серии следующее:

· 86А – «плюс 111 майред»

· 86В – «плюс 67 майред»

· 86С – «плюс 24 майред».

При повышении цветовой температуры от балансной 3200К до балансной 5500Кс помощью светофильтра 80А (коррекция «минус 131 майред») также произойдет существенная потеря света, соответствующая двум ступеням диафрагмы, т.к. необходима коррекция экспозиции на +2EV. Понижение цветовой температуры с 5500К до 3200К, т.е. на «плюс 131 майред» обеспечивается уже фильтром из янтарной серии под номером 85В (потери света составят +2/3EV). Такие варианты коррекции цветовой температуры необходимы в том случае, когда требуется выполнить конверсию цветовой температуры всех однотипных источников освещения под соответствующую ей негативную кино- и фотопленку или произвести быструю перебалансировку видеокамеры без перехода из одного режима PRESET в другой.

Методика расчета изменения цветовой температуры для получения, например, эффекта лунного света или эффекта свечи, требующая точного определения корректирующего воздействия светофильтров в майредах, будет рассмотрена отдельно.

Добавление в маркировку съемочного светофильтра буквенно-цифрового обозначения N3, N6, N9 говорит о том, что компенсационный фильтр представляет собой комбинацию с нейтрально-серым светофильтром плотностью 0,3, или 0,6, или 0,9, уменьшающие пропускание света в 2, 4 или 8 раз. Например, светофильтры 85N3, 85N6, 85N9, 85BN3, 85BN6.

Фирма Tiffen под такой же маркировкой кроме этих компенсационных фильтров серии Standart Color выпускает также серии Сombination Colors с нейтрально серыми фильтрами, куда дополнительно вошли 85N12 (плотность нейтрально-серого фильтра составляет 1,2), 81ЕFN3, 81ЕFN6, 81ЕFN9, Сombination Colors Water White (85N3WW, 85N6WW, 85N9WW), Сombination Polarisers (создание линейной и круговой поляризации света в комбинации с фильтрами 85 и 85В). Достаточно большую номенклатуру съемочных компенсационных светофильтров выпускают такие фирмы как Fuji, Formatt, Kenko, Schnaider, Hama и др.

Для коррекции спектра люминесцентных ламп (особенно бытовых), у которых в зеленой области спектра обычно избыточно большая мощность излучения, используются съемочные светофильтры Tiffen типа FLB (3200К) и FLD (5500К), существенно уменьшающие зеленовато-синие оттенки на изображении. Но такую коррекцию в определенных условиях постановочных съемок дешевле, проще и эффективней выполнить соответствующими пленочными осветительными светофильтрами.

Рис.4. Номограмма, иллюстрирующая коррекцию сине-красного отношения в спектре и соответствующее изменение цветовой температуры

На рис. 4 приведена номограмма, иллюстрирующая коррекцию сине-красного отношения энергий в спектрах «температурных» источников света в майредах с указанием номера съемочного светофильтра, который сможет выполнить такую коррекцию (для определения номеров осветительных светофильтров применяется аналогичная номограмма Light Source Conversion Calculator).

Левый столбец представляет собой цветовые температуры различных источников света до коррекции спектра, а правый – цветовую температуру полученного излучения после коррекции. Чтобы определить, какой светофильтр необходимо установить перед объективом для выполнения необходимой коррекции спектра источника света, проведем прямую линию от левого столбца (со значением цветовой температуры используемого источника света) до правого столбца, шкала которого представляет собой цветовую температуру, получаемую после коррекции спектра. В точке пересечения этой линии и среднего столбца получим следующие данные: справа будет значение величины необходимой коррекции цветовой температуры в майредах, а слева – соответствующие этим величинам номера компенсационных съемочных светофильтров, необходимых для выполнения коррекции спектра.

Как видно из номограммы, для снижения цветовой температуры с 5500К до 3200К (на рисунке эти две температуры соединяет линия красного цвета) потребуется фильтр 85В (+131 мрд). Для повышения цветовой температуры с 2900К до 3200К поможет фильтр 82В (-32 мрд) – на рисунке эти две температуры соединяет линия синего цвета. При использовании сразу двух или трех конверсионных фильтров величина коррекции будет равна сумме их компенсирующего воздействия в майредах. Например, два фильтра – 85 (+112 мрд) и 81С (+35 мрд) – выполнят коррекцию на +147 мрд, существенно снижая цветовую температуру.

Как видно из вышеприведенных примеров, спектрозональные характеристики конверсионных светофильтров принято выражать в майредах, поскольку шкала майредов является равнопорожной для очень большого интервала значений цветовой температуры. Аналогичными свойствами обладают также логарифмические показатели сине-красного и зелено-красного отношений.

Корригирующие съемочные светофильтры можно собрать в набор с шагом, равным обычно около 10 майред. Поэтому точность коррекции спектра не будет превышать ±5 майред. Эта величина в майредах соответствует ±50К для Т=3200К, а для Т=5500К – соответственно ±150К. Отметим, что по влиянию на цветопередачу 20 майред соответствуют приблизительно одной пятипроцентной ступени корректировочных светофильтров при печати кинопозитива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: