Коммуникативные и организаторские способности

Авторы: В.В. Синявский, Б.А. Федоришин

Литературный источник: Бондарев, В.П. Выбор профессии. -М.:1991

Цель: выявление уровня развития коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников как стержневых в профессиях типа «человек-человек».

Оснащение: лист ответов

Инструкция

Вам необходимо ответить на все вопросы, которые будут предложены. Свободно выражайте свое мнение и отвечайте на них так: если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против соответствующей ему цифры в бланке ответов знак «+», если отрицате-• лен — то «—».

Может случиться так, что на некоторые вопросы вам будет I трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который будет I наиболее вероятен.

1.Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2.Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей ' в правоте вашего мнения?

3.Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4.Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6.Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7.Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?

12.Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашими мнениями?

15.Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20.Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30.Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33.Чувствуете ли вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для вас компанию?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у вас много друзей?

38.Часто ли вы смущаетесь, чувствуя неловкость при общении с малоизвестными вам людьми?

39.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

40.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов: после ответов на все вопросы испытуемым предлагается сверить их с ключом и подсчитать количество совпадающих ответов по всем вопросам методики. Все нечетные вопросы "измеряют коммуникативные способности, четные - организаторские.

Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих с ключом ответов к максимально возможному числу совпадений, то есть к 20:

где К - величина оценочного коэффициента; X - количество совпадающих с числом ответов.

Ключ к определению коммуникативных способностей:

  +   -   +   -
  -   +   -   +
  +   -   +   -
  -   +   -   +
  -   -   +   -

Ключ к определению организаторских способностей:

  +   -   +   -
  -   +   -   +
  +   -   +   -
  -   +   -   +
  -   -   +   -

Интерпретация результатов

Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных или организаторских способностей. Близкие к 0 показатели свидетельствуют об их низком уровне.

Для более достоверной оценки коммуникативных и организаторских способностей используется шкала оценок, по которой сверяются полученные оценочные результаты.

Шкала оценок коммуникативных способностей

Коэффициент Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей
0,10-0,45   Низкий
0,46-0,55   Ниже среднего
0,56-0,65   Средний
0,66-0,75   Высокий
0,76-1,00   Очень высокий

Шкала оценок организаторских способностей

Коэффициент Оценка Уровень проявления организаторских способностей
0,20-0,55   Низкий
0,56-0,65   Ниже среднего
0,66-0,70   Средний
0,71-0,80   Высокий
0,81-1,00   Очень высокий

Оценка «1». Получившие ее испытуемые характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной и организаторской деятельности.

Оценка «2». Для испытуемых, получивших такую оценку, характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией, они плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы и общественной активности с их стороны выражено слабо, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение, самостоятельно планируя работу. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Эти испытуемые, если они хотят быть успешными в общении с людьми и руководстве ими, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.

Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке,-быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомых..Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельно решение в трудной обстановке.

Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей быстро ориентируются в ложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы, но было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию, любят и умеют организовывать различные игры, коллективные дела, сами умеют находить такую работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: