Тестовые задания

Вариант 1

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. Основоположником классической политической экономии в Англии был Адам Смит (Ответ «Да» или «Нет»);

2. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов (Ответ «Да» или «Нет»);

3. Джон Мейнард Кейнс был выдающимся представителем неоклассического направления в экономической науке (Ответ «Да» или «Нет»);

4. Экономическая теория не является наукой об управлении предприятием (Ответ «Да» или «Нет»);

5. Макроэкономический анализ изучает и такие понятия как национальный доход, валовой национальный продукт, безработица и инфляция (Ответ «Да» или «Нет»);

6. Экономика не является точной наукой, она не может использовать математические методы анализа для исследования многих конкретных проблем (Ответ «Да» или «Нет»);

7. Дж.М. Кейнс считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ (Ответ «Да» или «Нет»);

8. Такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность ввели последователи монетаризма (Ответ «Да» или «Нет»);

9. Впервые об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг заговорили в рамках политической экономии (Ответ «Да» или «Нет»);

10. Общий уровень цен и безработицы изучается в курсе макроэкономики (Ответ «Да» или «Нет»).

Ответьте на вопросы теста:

УТВЕРЖДЕНИЕ ДА НЕТ
1. Уменьшение цен на булочки приведет к сдвигу вправо кривой спроса на булочки    
2. Когда грабитель говорит: «Кошелек или жизнь!» - он предлагает осуществить рациональный выбор одного из товаров субститутов    
3. Закон спроса утверждает, что увеличение цены приводит к увеличению величины спроса на данное благо    
4. Снижение спроса на пирожки с капустой может быть вызвано ростом цен на капусту    
5. Если бы эластичность спроса по цене на утюги была нулевой, это означало бы, что покупатели готовы купить любой объем данного блага по любой цене    
6. Увеличение спроса означает движение вдоль кривой спроса, в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара    
7. Если цена на какой-то товар устойчива, то это означает, что она установилась на уровне пересечения кривой спроса и предложения    
8. Товар, который плохо сделан, относится к товарам низшей категории    
9. Рыночный спрос не испытывает численности покупателей    
10. Потребность отражает способность и желание людей платить за что-либо    

Вариант 2

Задание 1. Ответить на вопросы (в каждом вопросе только один правильный ответ)

1. Спрос Андрея на пончики:

А) зависит от цены, которую он должен заплатить;

Б) составляет 7 пончиков в день;

В) представлен кривой спроса;

Г) оставляет 15 пончиков в день, так как это максимальное количество, которое он готов купить.

2. Если цена на пончики вырастет с 0,50 до 1,50 рублей:

А) Андрей будет покупать на 8 пончиков в день меньше;

Б) кривая спроса сдвинется влево;

В) спрос Андрея на пончики эластичен;

Г) и один вариант ответа не подходит.

3.Перекрестная эластичность спроса отражает реакцию:

А) цены одного товара на изменение цены другого товара;

Б) объема спроса на один товар на изменение цены другого товара;

В) цены одного товара на изменение предложения другого товара;

Г) объема спроса на один товар на изменение спроса на другой товар

4. Спрос на продукт эластичен, если:

А) общая выручка увеличивается, когда цены снижаются;

Б) общая выручка уменьшается, когда цены снижаются;

В) эффект цены не влияет на общую выручку;

г) кривая спроса сдвигается вправо.

5. Какой из данных товаров характеризуется наиболее неэластичным спросом:

А) соль;

Б) горячие пончики, продающиеся у школы;

В) персональные компьютеры;

Г) свежие овощи.

6.Пекарня «С пылу с жару» повысила цены на фирменные булочки с 10,50 до 11 рублей. В результате за один месяц общая выручка увеличилась на 1000 рублей. Спрос на булочки:

А) эластичный;

Б) неэластичный;

В) падает;

Г) растет.

7.Если цена на теннисные ракетки снизится, спрос на теннисные мячи:

А) вырастет;

Б) снизится;

В) не изменится;

Г) кривая спроса сместится влево.

8. Какой из следующих факторов в большей степени может повысить спрос на шоколад?

А) сокращение доли детского населения;

Б) рост доходов населения;

В) повышение цены на карамель;

Г) информация о полезности продукта.

9. Как отреагируют потребители, если «подскочит» цена на соль?

А) будут покупать то же количество соли;

Б) перестанут использовать соль;

В) найдут заменители соли;

Г) все варианты ответа неверны.

Вариант 3

Задание 1. Ответьте на вопросы (в каждом вопросе только один правильный ответ)

1. Поясните, что выражает закон спроса:

А) обратную зависимость между ценой и величиной спроса;

Б) ситуацию на рынке, когда увеличивается спрос на товар;

В) тот факт, что спрос на определенный товар не может быть больше предложения этого товара;

Г) тот факт, что чем больше спроса на товар, тем труднее его реализовать.

2. Кривая спроса на товар отражает:

А) общую потребность в товаре;

Б) определенное, заданное в масштабах всего народного хозяйства распределение доходов;

В) объемы возможного производства данного товара;

Г) зависимость между ценой и качеством товара.

3. Эффект или парадокс Гиффена это:

А) результат продажи товаров на рынке по искусственно заниженным ценам;

Б) расширение спроса на товар, вызванное ростом населения;

В) явление взаимного воздействия цен на товары на различных рынках;

Г) превышение объема спроса над объемом предложения товара;

Д) явление, не рассмотренное в приведенных ниже ответах.

4. Если товары А и В заменители, то уменьшение цены на товар А будет причиной того, что:

А) линия спроса на товар А сдвинется вправо;

Б) линия спроса на товар А сдвинется влево;

В) линия спроса на товар В сдвинется вправо;

Г) объем спроса на товар В возрастет;

Д) не произойдет ничего из вышеперечисленного.

5. В связи с увеличением импортной квоты на кофе в импортирующей стране:

А) спрос на кофе уменьшится;

Б) величина спроса на кофе уменьшится;

В) спрос на кофе увеличится;

Г) величина спроса на кофе увеличится.

6. Спад производства в автомобильной промышленности приведет к:

А) увеличение спроса на автомобили;

Б) уменьшение спроса на автомобили;

В) уменьшение объема спроса на автомобили;

Г) увеличение объема спроса на автомобили;

Д) росту цен на бензин.

7. Если количество покупателей конкретного товара возрастет, то на рынке заменяющего его товара:

А) равновесная цена и количество сократятся;

Б) равновесные цена и количество возрастут;

В) равновесная цена возрастет при снижении равновесного количества;

Г) равновесная цена снизится, а равновесный объем продаж возрастет;

Д) произойдут изменения, не рассмотренные в приведенных выше ответах.

8. Найдите верное утверждение из нижеперечисленных:

А) в результате снижения цен на земельные участки спрос на них увеличился;

Б) в результате повышения стоимости стрижки волос спрос на услуги парикмахеров упал;

В) потребительские расходы возрастают и спрос на ювелирные изделия увеличивается;

Г) в результате уменьшения количества покупателей величина спроса на товар сократилась;

Д) цена на белый хлеб выросла и из-за этого возросла величина спроса на черный хлеб.

9. Определите событие, которое приведет к повышению цены на пшеницу:

А) собран чрезвычайно низкий урожай кукурузы;

Б) выращен и собран рекордный урожай кукурузы;

В) мучные изделия становятся все менее популярными в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;

Г) резко сократилось поголовье скота;

Д) собран рекордный урожай пшеницы.

Вариант 4

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. Полезность – это:

а) свойство благ приносить пользу обществу;

б) обладание полезными элементами для здоровья человека;

в) обозначение того удовольствия или удовлетворения, которое человек получает от потребления определенного товара или услуги;

г) объективное свойство товаров, которое является причиной их производства и потребления.

2. В процессе потребления совокупная полезность возрастает, когда маржинальная полезность:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) увеличивается или уменьшается, но является положительной величиной;

г) увеличивается или уменьшается, но является отрицательной величиной.

3. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;

в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;

г) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.

4. Предельная полезность товара А равна 100, цена товара А равна 10, цена товара В равна 5. Предельная полезность товара В в состоянии потребительского равновесия равна:

а) ½;

б) 20;

в) 50;

г) 10.

5. Функция полезности потребителя представлена в виде TU = 6А + 8В + 4С. Где А, В и С количество единиц товара А, В и С соответственно. Цена товар А=3 руб., цена товара В=4 руб. Если потребитель находится в состоянии равновесия, то цена товара С:

а) 3;

б) 2;

в) 1;

г) 0.

Вариант 5

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. Любая точка, находящаяся на изокванте обозначает:

А) количество произведенного продукта;

Б) объем продукции в денежном выражении;

В) комбинацию физических объемов ресурсов;

Г) сумму издержек;

Д) сумму переменных издержек.

2. Изокванта иллюстрирует:

А) кривую общего продукта;

Б) производственную функцию;

В) различные объемы продукта, которые можно произвести при заданных количествах ресурсов.

3. При каких условиях действует закон убывающей производительности факторов производства:

А) другие факторы производства остаются постоянными;

Б) уровень технологии не изменяется;

В) все единицы переменного ресурса являются однородными.

4. Взаимосвязь между возможными вариантами сочетаний ресурсов и объемов выпускаемой продукции выражается при помощи:

А) кривой производственных возможностей;

Б) кривой общего объема выпуска продукции;

В) производственной функции;

Г) эластичности предложения;

Д) кривой общих затрат.

5. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства возрастает при этом на 15%, то в этом случае:

А) наблюдается отрицательный эффект масштаба;

Б) наблюдается положительный эффект масштаба;

В) действует закон убывающей производительности;

Г) фирма получает максимальную прибыль.

6. Труд - единственный переменный фактор, остальные факторы фиксированные:

Число рабочих (чел.)              
Число продукции (шт)              

Предельный продукт начинает сокращаться при найме:

А) 6-го рабочего;

Б) 4-го рабочего

В) 3-го рабочего

Г) 2-го рабочего

Д) 1-го рабочего.

7. В 6-ом вопросе предельный продукт 6-го рабочего равен:

А) 180 шт.;

Б) 30 шт.;

В) 15 шт.;

Г) является отрицательной величиной.

8. Фирма использует 100 работников, причем каждый производит в среднем 6 единиц продукта в день. Если нанять дополнительного работника, общий объем выпуска увеличится на 1 единицу. Это означает, что средняя производительность:

А) увеличивается;

Б) уменьшается;

В) остается неизменной;

Г) данных недостаточно для ответа.

9. Краткосрочный период в микроэкономической теории – это отрезок времени, в течение которого:

А) все факторы производства переменны;

Б) все факторы производства постоянны;

В) фирма может изменить объем использования только части ресурсов;

Г) фирма может изменить объем использования любого ресурса.

10. Определите, какое из ниже приведенных соотношений является верным:

А) объем производства = производительность труда / количество работающих;

Б) производительность труда = количество работающих / объем производства

В) объем производства = количество работающих * производительность труда;

Г) количество работающих = производительность труда * объем производства;

Д) производительность труда = количество работающих * объем производства

Вариант 6

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. Определите, какое из перечисленных ниже свойств присутствует на рынке совершенной конкуренции:

1) неоднородность продукции;

2) мобильность ресурсов;

3) стремление дифференцировать свой товар;

4) реклама;

5) рыночная власть производителя.

2. Поясните, что случится на рынке свободной конкуренции, если объем предложения превысит объем спроса:

1) возрастет потребительский спрос;

2) производители увеличат выпуск продукции;

3) рыночная цена упадет;

4) рыночная цена поднимется;

5) никаких изменений не произойдет.

3. Среди перечисленных ниже утверждений определите неправильное (некорректное):

1) отдельная фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, может продать б о льшее количество своего товара только в случае соответствующего снижения цены на него;

2) на рынке совершенной конкуренции фирмы ведут ценовую войну;

3) олигополии всегда имеют более высокие прибыли, чем конкурентные фирмы;

4) для совершенной конкуренции характерно отсутствие неценовой конкуренции;

5) все перечисленные выше утверждения корректны.

4. Среди перечисленных ниже утверждений определите верное (корректное):

1) несовершенный конкурент не имеет возможности влиять на уровень рыночных цен;

2) в условиях совершенной конкуренции отдельный производитель, сокращая объем производства и продажи товара, может изменить его цену;

3) в условиях рыночной экономики больше товаров могут купить те, кто испытывает в них б о льшую необходимость;

4) рост цен на ресурсы приводит к сокращению спроса на товары, из которых они изготавливаются;

5) все приведенные выше утверждения верны;

6) все рассмотренные выше ответы некорректны.

5. Функция спроса на продукцию фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции:

1) абсолютно эластична;

2) абсолютно неэластична;

3) высокоэластична;

4) характеризуется единичной эластичностью;

5) низкоэластична.

6. На продукцию каждого отдельно взятого производителя в условиях совершенной конкуренции:

1) спрос по цене абсолютно эластичен;

2) спрос абсолютно неэластичен;

3) спрос неэластичен;

4) спрос унитарен (единичная эластичность).

7. Успех производителя продукции (услуги) на рынке совершенной конкуренции зависит от:

1) рекламы;

2) высокого качества товара;

3) возможности влиять на цену;

4) возможности снизить издержки;

5) возможности сговора производителей.

8. Определите, когда монополистическая конкуренция имеет место:

1) много фирм продают однородную продукцию;

2) монополисты конкурируют друг с другом;

3) потребители склонны считать сходные товары различными;

4) только несколько фирм производят данный товар.

9. Дифференциация продукта позволяет производителям:

1) взимать за товар более высокую цену, чем в условиях свободной конкуренции;

2) устанавливать цену на товар столь же свободно, как и в условиях монополии;

3) тратить на изготовление продукции меньше ресурсов;

4) правильны ответы 1 и 3.

10. Цены в условиях олигополии отличаются стабильностью и жесткостью, так как:

1) между олигополистами всегда существует сговор относительно цены, обеспечивающей им максимальную прибыль;

2) издержки в условиях олигополии практически не меняются;

3) если фирма поднимет цену, остальные не последуют за ней и она потеряет значительную часть своей доли на рынке;

4) если отдельная фирма снизит цену, остальные вынужденно последуют за ней, так как не захотят терять своей доли на рынке, и фирма, снизившая цену, не преуспеет в своем стремлении захватить б о льшую, чем она имела, долю на рынке.

5) правильны ответы 3 и 4.

Вариант 7

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. Цена рабочей силы (заработная плата) – жестко фиксирована и не является регулятором рынка труда; спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом (объемом производства)». Это – подход:

а) кейнсианский;

б) монетаристский;

в) марксистский;

г) нет правильного ответа.

2. Является ли в настоящее время минимальная заработная плата, установленная государством, стоимостью рабочей силы?

а) да;

б) нет;

в) нельзя сказать определенно.

3. Стоимость рабочей силы определяется:

а) затратами жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника;

б) издержками капитала предпринимателя на наем работника;

в) размером минимальной заработной платы, установленным в стране законодательно;

г) нет правильного ответа.

4. Минимальный размер оплаты труда, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается:

а) одновременно на всей территории РФ федеральным законом и должен быть равен размеру прожиточного минимума трудоспособного человека;

б) одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

в) на региональном уровне в зависимости от размера прожиточного минимума трудоспособного населения региона;

г) администрацией организации без учета положений федерального законодательства.

5. ТК РФ трактует заработную плату как:

а) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, стажа работника а также количества, качества и условий выполняемой работы;

б) вознаграждение за труд в зависимости от количества, качества, условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;

в) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;

г) вознаграждение за труд в зависимости от условий трудового договора.

6. Что такое «человеческий капитал»?

а) это запасы труда, которыми обладает общество и которые оно может использовать для повышения эффективности производства;

б) это средства предприятий, вложенные в профессиональное образование и повышение квалификации работников;

в) это работники, обладающие высокой квалификацией, которых можно использовать для получения дополнительной прибыли;

г) это образование, квалификация, приобретенные в процессе производства, знания и навыки, воплощенные в рабочей силе.

7. Дайте определение трудового потенциала:

а) это возможности, которыми обладает человек для производства товаров и услуг и которые им не используются в процессе труда;

б) это возможное количество и качество труда, которым располагает общество (трудовой коллектив) при данном уровне развития науки и техники;

в) это рабочее время, которым располагает общество, с учетом полной, частичной занятости или незанятости работников;

г) это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями для работы в народном хозяйстве.

8. Какие слагаемые трудового потенциала работника вы можете назвать?

а) физическая сила; умственные способности; способности к обучению;

б) психофизиологические особенности; мотивация труда; инициативность; предприимчивость;

в) уровень образования; стаж работы; инициативность; ответственность;

г) психофизиологический потенциал; квалификационный потенциал; личностный потенциал.

9. Часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве, - это:

а) трудовые ресурсы;

б) кадры;

в) персонал;

г) нет правильного ответа.

10. Категория работников, объединенных по признаку принадлежности к организации, - это:

а) кадры;

б) человеческие ресурсы;

в) рабочая сила;

г) персонал.

Вариант 8

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. Доход на акции – это:

А) процент;

Б) дивиденд;

В) маржа;

Г) дисконт.

2. Оборотный капитал, это:

А) здания, оборудование;

Б) материальные средства, используемые в течение многих производственных циклов;

В) материальные средства, используемые в течение одного производственного цикла;

Г) сооружения, сырье, материалы.

3. Максимальная процентная ставка по кредиту характерна для:

А) кризиса;

Б) депрессии;

В) бума;

Г) оживления.

4. Возобновление производства в неизменных масштабах – это:

А) расширенное воспроизводство;

Б) экономический рост;

В) простое воспроизводство;

Г) спад.

5. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

А) неполном использовании трудовых ресурсов;

Б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;

В) изменении количества применяемых ресурсов;

Г) неполном использовании всех имеющихся ресурсов и изменении технологии.

6. Отличие земли как фактор производства от других факторов производства:

А) свободно воспроизводится;

Б) предложение земли является величиной данной, фиксированной, не подлежащей увеличению;

В) является продуктом человеческого труда;

Г) передвижима в пространстве.

7. Источником личных доходов являются:

А) доходы от собственности;

Б) доходы от сданного в аренду жилья;

В) трансфертные платежи;

Г) заработная плата, доходы от собственности, рентные платежи, трансфертные платежи.

8. Какова причина существования абсолютной земельной ренты:

А) монополия частной собственности на землю;

Б) монополия на землю как на объект хозяйства;

В) ограниченность земли;

Г) наличие разных по качеству земель.

9. Определите, кто на рынке труда относится к категории «занятых»:

А) рабочий, уволившийся по собственному желанию;

Б) преподаватель, который по состоянию здоровья не может больше работать;

В) токарь, переведенный на неполный рабочий день;

Г) бывший шахтер, осваивающий новую профессию из-за кризиса в отрасли.

10. Какие черты характеризуют только натуральное хозяйство:

А) общественное разделение труда;

Б) экономическая обособленность производителей;

В) производство продукции для продажи;

Г) производство продукции для себя.

Вариант 9

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

1. ВНП – это показатель:

А) Уровня цен проданных товаров и услуг;

Б) Общих расходов правительства и муниципальных органов;

В) Количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом;

Г) Рыночной стоимости национального валового выпуска конечных товаров и услуг.

2. Среди перечисленных ниже утверждений выберите правильное:

А) ВНП – сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных в течение года;

Б) ВНП – показатель, отражающий изменения в количестве товаров и услуг, произведенных в течение года;

В) ВНП измеряет уровень благосостояния лучше других макроэкономических показателей;

Г) В состав ВНП входят передаточные (трансфертные) платежи, осуществляемые в течение года;

Д) Правильного ответа нет.

3. Чистый национальный продукт равен:

А) ВНП + амортизация;

Б) Личный доход + косвенные налоги;

В) ВНП – амортизация;

Г) Инвестиции – амортизация;

Д) Экспорт – импорт.

4. Установите, что из нижеперечисленного включается в состав ВНП:

А) Услуги домашней хозяйки;

Б) Покупка у соседа подержанного автомобиля;

В) покупка государственных облигаций;

Г) стоимость нового учебника в книжном автомобиле;

Д) Покупка акций у корпорации.

5. Что понимается под реальным ВНП:

А) Стоимость потенциального ВНП в текущих ценах;

Б) Стоимость фактического ВНП в текущих ценах;

В) Физический объем ВНП;

Г) Стоимость ВНП в ценах базового года;

Д) Категория, не рассмотренная в приведенных выше ответах.

6. Определите, какой из показателей, приведенных ниже, позволяет наиболее полно и правильно судить о том, означает ли экономический рост в стране одновременное улучшение благосостояние населения:

А) Номинальный ВНП;

Б) Реальный ВНП;

В) Номинальный ВНП на душу населения;

Г) Реальный ВНП на душу населения.

7. Установите, по какой формуле можно рассчитать номинальный ВНП:

А) ВНП номинальный = дефлятор / ВНП реальный

Б) ВНП номинальный = ВНП реальный / дефлятор

В) ВНП номинальный = ВНП реальный * дефлятор

Г) Правильного ответа нет.

8. Экономический рост обеспечивает все, из перечисленного ниже, кроме:

А) Повышения уровня жизни;

Б) Увеличения средств для борьбы с нищетой;

В) Оздоровления окружающей среды;

Г) Повышения уровня образования и квалификации;

Д) Повышения уровня обороноспособности страны.

9. Стоимость промежуточных товаров и услуг исключается из расчета объема ВНП, чтобы:

А) Упростить процедуру расчета;

Б) Избежать завышения объема ВНП;

В) Исключить искажающие воздействия инфляционного роста цен;

Г) Добиться сопоставимости показателей ВНП за несколько лет.

10. Для условной экономической системы известны следующие макроэкономические показатели:

Объем ВНП = 11 000 ден. ед.;

Потребительские расходы = 6 000 ден. ед.;

Государственные расходы = 1 000 ден. ед.;

Объем экспорта = 2 000 ден. ед.;

Объем импорта = 1 000 ден. ед.

Рассчитайте величину инвестиций в экономику:

А) 1 000 ден. ед.;

Б) 2 000 ден. ед.;

В) 3 000 ден. ед.;

Г) 4 000 ден. ед;

Д) 5 000 ден. ед.

Вариант 10

Задание 1. Ответьте на вопросы теста:

УТВЕРЖДЕНИЕ ДА НЕТ
1. Крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу кривой спроса на данный вид овощей влево    
2. Условием совершенной конкуренции является неоднородность товаров и услуг    
3. Спрос на мармелад более эластичен, чем спрос на сахар    
4. Рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по которой продавец продает свой товар, равна цене, по которой покупатель его покупает    
5. чтобы получить кривую совокупного рыночного спроса, нужно сложить спрос отдельных лиц по данной цене    
6. В условиях рыночной экономики равновесная цена устанавливается всегда    
7. спрос является неэластичным по цене, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены товара    
8. эластичность спроса по цене показывает, на какую сумму денег меняется спрос при изменении цены товара на 1 долл.    
9. Если легализовать наркобизнес и обложить производство наркотиков высоким налогом, то этот налог ляжет в основном на наркоманов    
10.Чем активнее государство вмешивается в рыночное ценообразование, устанавливая фиксированные цены, тем выше дефицит товаров.    

4. Словарь основных экономических понятий

Основные понятия к теме «Предмет и методы экономической теории»

Экономика (от греч. oikonmikc - искусство управления домашним хозяйством) -1) совокупность производственных отношений, исторически определенный способ производства. Например, «феодальная экономика», «буржуазная экономика», «смешанная экономика» фиксируют социально-экономическую специфику производства, т.е. отношения собственности социальной структуры, исторически определенные способы распределения и обмена, особенности функционирования рынка. Например, отношения в производстве раба и рабовладельца, рабочего и капиталиста являются основой и элементом разного типа экономик по разнообразным параметрам (собственность, доходы, производство, рынок и т. д.); 2) взаимосвязанная система отраслей народного хозяйства, либо часть ее. Экономика той или иной страны включает в себя отрасли материального производства или реальный сектор (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и пр.), а также отрасли непроизводственной сферы, или социальную инфраструктуру (просвещение, здравоохранение, культуру и пр.).

Экономика (современная трактовка)- это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества.

Политическая экономия – экономическая теория, предметом изучения которой служит система социально-экономических (производственных) взаимоотношений хозяйствующих в обществе субъектов по поводу воспроизводства (т.е. производства, распределения, обмена и потребления) материальных благ и услуг. Термин ввел в обиход французский экономист А. Монкретьен.

Экономикс – экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе.

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.

Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).

Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.

Основные понятия к теме «Базовые экономические понятия»

Потребности – это нужда в чем-либо, необходимость для поддержания жизнедеятельности и гармоничного развития личности, фирмы и общества в целом. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что приносит пользу или крайне необходимо в жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия, удовлетворения. Потребности подразделяются на первичные и вторичные.

Благо – все то, что используется для удовлетворения потребностей; это товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, то есть экономических благ. Ресурсы делят на материальные и людские. Все имеющиеся у общества ресурсы, в том числе и время, имеют альтернативный характер.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ между экономическими агентами, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными агентами являются: домохозяйства (семья) и предпринимательский сектор (фирмы). Так же в модель кругооборота может быть включен государственный сектор (государство).

Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, отвечающих за структуру общества; порядок обмена и потребления экономических благ; производственные отношения. Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Выделяют четыре экономические системы: традиционную, административно-командную (плановую), рыночную и смешанную.

Традиционная экономическая система – отношения строятся на основе традиций. Распределение, обмен и потребление благ осуществляется в зависимости от положения человека в обществе, и закрепляются традицией, моралью, религией. Отсутствует общественное разделение труда. Потребности удовлетворяются только за счет собственных ресурсов. Экономика изолирована от внешнего мира. Система характерна для племенных общин и экономически отсталых стран.

Рыночная экономическая система – цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров. Система основывается на трех принципах: частной собственности, свободном образовании цен, конкуренции. Ограничивается роль государства. Главная движущая сила экономики – личный интерес.

Плановая (административно-командная) экономическая система – распределение ресурсов и производство планируется централизовано. Система основывается на принципах: государственная собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование. Монополизм производства. Доход в обществе зависит от должности.

Смешанная экономическая система – сочетание свободного рынка с элементами государственного регулирования. При этом государство имеет право: определять таможенную и налоговую политику, иметь свой коммерческий сектор на рынке, контролировать цены, ограничивать монополию.

Основные понятия к теме «Собственность и хозяйствование»

Собственность – это 1) принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам (индивидам или коллективам) в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности; 2) отношения между людьми, фактически сложившиеся по вопросу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ; 3) это система экономических отношений по поводу того, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Выделяют: собственность на средства производства и собственность на предметы личного потребления населения. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем полномочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжению имуществом.

Отношения собственности – это постоянно стоящая перед обществом проблема распределения добавленной стоимости на заработную плату и прибыль, то есть достижения компромисса между экономическими интересами собственника средств производства и наемными работниками.

Субъекты права собственности являются: граждане, семья, социальные группы, производственные коллективы, население.

Объектами собственности: - земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, ценности, деньги и ценные бумаги, информация, интеллект, рабочая сила.

Частная собственность – собственность граждан или юридических лиц, созданная в качестве коммерческих организаций, означающая их исключительные права владения, использования и распоряжения ею. Средства производства и результаты принадлежат частному лицу. Частная форма собственности может приобретать различные совместные формы хозяйствования: кооперации, товариществ, акционерных обществ и др.

Личная собственность (собственность гражданина) – имущество семьи не предполагающее производительного использования с целью получения прибыли. Создается и приумножается за счет его (гражданина) доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и др. ценные бумаги и др.

Государственная собственность - средства производства и его результаты принадлежат государству. В обществе есть сферы деятельности, где государственная собственность более эффективна, чем частная. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности республики, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазные и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа и др.

Собственность муниципальная – форма экономических отношений между людьми по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и др. первичных административно-территориальных образованиях и совместно ими используемого. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований могут находиться предприятия с/х, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и др. предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного хозяйства, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Владение – это фактическое (физическое) обладание имуществом, без чего все остальные права собственности не могут быть реализованы.

Пользование – юридически обеспеченная возможность использования конкретного имущества путем извлечения в процессе его использования заключенных в нем полезных качеств и/ или получения от него плодов и доходов.

Распоряжение – юридически гарантированная возможность определять судьбу имущества в своих интересах. Например, подарить или продать.

Траст – собственник передает право обладать своей собственностью другому лицу, после чего он не имеет право вмешиваться в деятельность доверенного лица.

Основные понятия к теме «Спрос и предложение»

Спрос (d) – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужный им товар или услугу.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Функция спроса от цены может задаваться тремя способами: аналитическим, табличным, графическим.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена, тем меньше величина спроса.

Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить покупателям в конкретном месте и в конкретное время. Функция предложения – определяет объем предложения в зависимости от определяющих его факторов. Функция предложения от цены может задаваться тремя способами: аналитическим, табличным, графическим.

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена, тем выше величина предложения

Рыночное равновесие – это состояние рынка, для которого характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений (взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения).

Точка равновесия – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения. Характеризуется объемом и ценой товара, который устраивает и продавцов и покупателей.

Эластичность – способность спроса и предложения адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. Выделяют: эластичность спроса (эластичность спроса по цене (прямая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность) и эластичность предложения.

Эластичность спроса по цене (ЕРd) – показывает зависимость объема спроса на товар от изменения цены.

Эластичность спроса по доходу (ЕId) – отражает изменение спроса потребителя в зависимости от роста или снижения его дохода. Показатель ЕId используется так же для классификации потребляемых товаров по качеству.

Перекрестная эластичность (Еdab) – показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-либо товар «а» от процентного изменения цены на какой-либо другой товар «б».

Эластичность предложения по цене (ЕРS) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

Основные понятия к теме «Рациональное поведение потребителя»

Полезность – это обозначение того удовольствия или удовлетворения, которое человек получает от потребления определенного товара или услуги. Выделяют два подхода к определению полезности: количественный (кардиналистский) подход; порядковый (ординалистский) подход.

Предельная полезность (MU) – это полезность, которую извлекает потребитель из дополнительной единицы блага. С потреблением дополнительной единицы блага предельная полезность падает.

Общая полезность (TU) – это удовлетворение, полученное в результате потребления общего количества блага за определенный период времени. С потреблением дополнительной единицы блага общая полезность растет.

Графически предпочтения потребителей можно показать с помощью кривых безразличия – кривой, показывающей различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя; кривой, показывающей альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности. Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.

Предельная норма замещения (MRS) – показывает количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.

Выбор потребителя зависит не только от его предпочтений, но в первую очередь от его доходов и уровня цен на товары.

Бюджетное ограничение (бюджетная линия) – это линия, показывающая, какие наборы потребительских благ можно приобрести за определенную сумму денег.

Потребительское равновесие – это комбинация определенных товаров, которая позволяет максимизировать полезность при существующем доходе потребителя (при наличии бюджетного ограничения).

Основные понятия к теме «Производство и производственные отношения»

Производство – это процесс создания благ. Производство – это процесс соединения таких факторов производства как капитал, труд, земля и предпринимательство с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям. При относительном качественном и количественном постоянстве один из факторов может постоянно меняться, например капитал.

Результатом процесса производства является произведенный продукт – то есть благо, существующее длительное время. Выделяют: натуральное производство и товарное производство.

Натуральное производство – это производство, при котором продукты производятся не для обмена, а для собственного потребления через прямое распределение.

Товарное производство – производство, где продукты становятся товарами, то есть они предназначены не для собственного потребления, а для обмена через куплю-продажу с помощью денег.

Экономические ресурсы, используемые в процессе производства называются факторами производства.

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Кривая производственных возможностей – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены при полном и наиболее эффективном использовании ресурсов и неизменной технологии.

Закон убывающей производительности (закон убывающей отдачи факторов производства) гласит, что при увеличении использования определенного переменного фактора при неизменности остальных факторов существует определенный предел роста объема производства. Далее этого предела дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению предельных объемов выпуска продукции.

Альтернативная стоимость – то количество блага, от которого приходится отказываться во имя получения единицы другого блага.

Изокванта – кривая, отражающая возможные комбинации двух факторов, которые могут быть использованы для производства определенного объема продукции.

Основные понятия к теме «Предприятие как основной субъект экономических отношений»

Предприятие – это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самостоятельностью, зарегистрированный как юридическое лицо, имеющий счет в банке и другие нормативно-закрепленные права. Предприятие может трактоваться как синоним фирмы. Фирма – это организация или учреждение, владеющее одним или несколькими предприятиями и управляющее деятельностью этих предприятий. Предприятие (фирма) осуществляет коммерческую деятельность, производя товары и услуги для продажи с целью получения экономической выгоды – прибыли.

Затраты – это сумма средств (материальных, трудовых, финансовых), использованных в процессе производства. Часто понятие затрат заменяют понятием «издержки». Все затраты носят альтернативный характер. Альтернативные затраты (издержки) – это количество одного товара, которое «недовыпустят», чтобы увеличить производство другого товара хотя бы на единицу. Выделяют: индивидуальные затраты – затраты конкретного предприятия; общественные затраты – сумма затрат предприятия и затрат общества на преодоление негативных последствий производства: загрязнение окружающей среды, разрушение инфраструктуры города и др.

Явные затраты – это фактические расходы на производство продукции, подтвержденные документально. Эти затраты отражаются в бухгалтерских счетах и используются для определения бухгалтерской прибыли. К ним относят все платежи внешним поставщикам.

Бухгалтерские затраты учитывают только явные затраты.

Неявные затраты – это стоимость факторов производства, находящихся в собственности владельца предприятия (оборудование, здания, предпринимательские способности).

Экономические затраты учитывают явные и неявные затраты.

Постоянные (фиксированные) затраты (FC) – это затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции (аренда, оплата труда управленческого персонала).

Переменные затраты (VC) – это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции (сырье, материалы, топливо, электроэнергия, оплата рабочих).

Общие (валовые) затраты (TC) – это сумма затрат для производства данного товара.

Предельные (маржинальные) затраты (MC) – отражают дополнительные затраты на дополнительную единицу продукции.

Средние затраты – показывают во сколько обходятся затраты производителю для производства единицы продукции в среднем. Выделяют:

Средние постоянные затраты (AFC) – это постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Средние переменные затраты (AVC) – это переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции.

Средние общие затраты (ATC) – показывают общие затраты на единицу продукции. Сокращенно иногда обозначают АС.

Для детального анализа экономической деятельности фирмы вводятся понятия:

Валовой (совокупный) доход (TR) – это деньги (средства), получаемые от реализации продукции. Часто совокупный доход называют выручкой.

Средний доход (AR) – это доход, получаемый от реализации одной единицы продукции в среднем.

Предельный доход (MR) – приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции.

Прибыль (TPr) – это разница между полученным общим доходом и общими затратами. Выделяют: 1. Бухгалтерскую прибыль (валовую) – это разница между выручкой (совокупным доходом) и бухгалтерскими затратами (явными); 2. Экономическую прибыль (чистую) – это разница между выручкой и экономическими затратами (суммой явных и неявных затрат).

Основные понятия к теме «Рынок. Типы рыночных структур»

Рынок - это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.

Рыночная экономика – это экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Инфраструктура – это совокупность предприятий и других институтов, обслуживающих рыночную экономику и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима ее работы.

Конкуренция (от латинского concurrere – соперничать, бежать вместе) – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и др. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Факторы, влияющие на конкуренцию: 1. Ценовые – конкуренция основана на манипулировании (пр., снижении) ценами; 2. Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Совершенная конкуренция - предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна существенно влиять на цену продукта. В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг). Признаки совершенной конкуренции: 1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию; 2. Однородность продукции разных предприятий; 3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя; 4. Равный доступ ко всем видам информации; 5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства); 6. Рациональное поведение всех участников (исключаются сговоры).

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на: 1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель» 2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей; 3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован. Так же выделяют: Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя; Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм; Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель.

Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Например, в Нижнем один аэропорт, одна железная дорога, один автозавод и т.д. Барьеры для вступления в отрасль могут создаваться государством искусственно. Например, выдаются лицензии и патенты. Отдельно выделяют естественные монополии – когда наиболее оптимален вариант производства продукции одной фирмой. Например, водоснабжение – фирма «Водоканал». Монополист может сам определять объем производства и назначать цену. Поэтому для монополиста условие равновесия фирмы P>MR = МС (в совершенной конкуренции P=MR).

Монополистическая конкуренция - предполагает наличие десятков фирм, тайный сговор по ценам между которыми практически невозможен. Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Ставка делается на расширение разнообразия сортов, качества, торговых марок, уровня сервиса, упаковок, рекламы. Везде, где существует дифференциация, каждый продавец обладает монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны других заменителей. Важное значение имеют как ценовые, так и неценовые факторы конкуренции: реклама, возможность покупки с рассрочкой платежа, гарантийный ремонт. Нет высоких барьеров вступления в отрасль, однако существуют патенты, лицензии, торговые марки, просто лицензируются товары-субституты. При монополистической конкуренции существует неполная загрузка производственных мощностей. Условие равновесия фирмы при монополистической конкуренции: P > MC = MR (при совершенной P=MC=MR). Присуща розничной торговле, производству одежды, обуви и др.

Олигополия (от греческого «oligos» - немногочисленный) – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достаточно жесткого контроля над ценами. Присуща нефтяной, химической промышленности, автомобилестроению, электронике. Характерные черты: 1. Немногочисленность фирм в отрасли; 2. Высокие барьеры для вступления в отрасль; 3. Всеобщая взаимозависимость- число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Антимонопольное регулирование – это система правил, призванная обеспечить реализацию антимонопольной политики.

Антимонопольная политика – государственная деятельность, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции.

Основные понятия к теме «Рынок труда. Распределение доходов»

Рынок труда – это комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, включающие в себя механизм спроса и предложения. В качестве субъектов рынка выступают не только работники и работодатели, но и государство, а так же различные структуры, создаваемые субъектами для отстаивания своих интересов, например, профсоюзы.

Вознаграждение за труд - выплачивается, как правило, в денежной форме в соответствии с количеством и качеством труда работника, его трудовым вкладом и результатами работы.

Заработная плата как форма стоимости рабочей силы - основная доля фонда жизненных средств работников, часть дохода предприятия, распределяемая между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда и зависящая от конечных результатов работы трудового коллектива.

Экономическая рента – плата за высокую квалификацию или способности; это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Читается как разница между реальной оплатой за услуги работника и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить собственника этого ресурса его продавать.

Трансфертный доход – это доход, который должен получать данный фактор производства, чтобы предотвращать переход в другую сферу занятости.

Номинальная заработная плата – сумма денег, полученная наемным работником.

Реальная заработная плата – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

Дискриминация – это ситуация, при которой рабочая сила с одинаковыми производственными характеристиками получает разную заработную плату по расовым, национальным, религиозным, возрастным и прочим причинам. Причины дискриминации: отсутствие антирасистского законодательства; слабость профсоюзного движения; менталитет; наличие большого процента нелегальных рабочих.

Производительность труда - показатель, характеризующий результативность полезного, конкретного труда, определяющего степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течении данного промежутка времени.

Персонал - полный состав всех категорий рабочих, руководителей, специалистов, служащих, осуществляющих свою профессиональную деятельность в соответствии с возложенными функциями.

Квалификация - набор требуемых для выполнения работы навыков, знаний и опыта.

Количество труда - характеристика совокупности затрат мускульной и нервно-эмоциональной энергии работника в процессе его трудовой деятельности.

Методы нормирования труда - способы исследования и проектирования трудового процесса для установления норм затрат труда.

Норма времени - величина затрат рабочего времени на единицу работы, определяемая для одного или группы работников соответствующей квалификации в данных организационно-технических условиях.

Норма выработки - объем работы (количество единицы продукции), которую работник или группа работников соответствующей квали


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: