Допрос – это следственное действие, заключающееся в получении следователем (лицом, производящим дознание) от допрашиваемого сведений об обстоятельствах, имеющих значение для расследуемого дела:
- о событии преступления (способ, место, время совершения и др.);
- лицах, его совершивших;
- виновности этих лиц, мотивах их действий;
- обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого;
- характере и размере ущерба;
- причинах и условиях, способствовавших совершению преступления;
- иных обстоятельствах, составляющих предмет доказывания по данному уголовному делу.
Сущность допроса – получение информации, имеющей значение для расследуемого дела, от лиц, которые ею располагают.
Цель допроса – получение показаний, полно и объективно отражающих действительность.
Предмет допроса – совокупность обстоятельств, которые следователь предполагает выяснить в ходе данного мероприятия.
Виды допроса:
- по процессуальному положению допрашиваемого: допрос обвиняемого; допрос свидетеля; допрос подозреваемого; допрос потерпевшего; допрос подсудимого; допрос эксперта;
- по возрасту допрашиваемого: допрос малолетнего; допрос несовершеннолетнего; допрос взрослого;
- по последовательности проведения: первоначальный, проводимый впервые для выяснения в полном объеме обстоятельств, составляющих предмет допроса; дополнительный, проводимый с целью дополнения ранее полученных показаний; повторный, осуществляемый в случае некачественного или неполного проведения первоначального допроса, а также в целях склонения допрашиваемого к изменению занятой им позиции;
- по характеру следственной ситуации: допрос в конфликтной ситуации; допрос в бесконфликтной ситуации;
- по степени правдивости показаний: допрос лица, дающего правдивые показания; допрос лица, дающего недостоверные показания (добросовестно заблуждающегося); допрос лица, сообщающего заведомо ложные сведения;
- по месту проведения: в кабинете следователя (лица, производящего дознание); в ином месте;
- по составу участников: без участия третьих лиц; с участием третьих лиц (защитника, эксперта, специалиста, переводчика, педагога, родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего, прокурора, начальника следственного отдела, руководителя группы следователей).
Очная ставка – следственное действие, заключающееся в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых содержатся существенные противоречия.
Порядок проведения очной ставки:
1) предупреждение свидетелей, потерпевших об ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний;
2) постановка вопроса о том, знают ли участники следственного действия друг друга и в каких отношениях находятся;
3) предложение лицу, которое, по мнению следователя, ранее давало правдивые показания, повторить их;
4) постановка вопроса другому участнику, подтверждает ли он услышанные показания;
5) вопрос первому участнику, настаивает ли он на своих показаниях;
6) вопрос обоим участникам, настаивают ли они на своих показаниях;
7) разрешение участникам задавать вопросы друг другу;
8) фиксация хода и результатов следственного действия (участники подписывают каждое из своих показаний и каждую страницу протокола; можно разделить каждую страницу протокола на две равные части и записывать показания одного участника на одной половине страницы, а другого – на другой.
Объективные факторы, затрудняющие восприятие криминального события: удаленность места события; непродолжительность этого события; неблагоприятные погодные условия; иные.
Субъективные факторы, затрудняющие восприятие криминального события: физические или психические недостатки очевидца; временные отклонения в психической деятельности (волнение, раздражительность, страх, усталость, возбуждение и т.п.); отсутствие интереса к происходящему; иные.
Стадии процесса формирования показаний:
- восприятие событий – адекватное или неадекватное отражение реальной действительности;
- запоминание событий – сохранение в памяти фактов непосредственно в течение восприятия событий и в последующее время;
- воспроизведение событий – сообщение запомнившейся информации в процессе допроса.
Процессуальные и тактические положения допроса:
- обвиняемый допрашивается немедленно после предъявления ему обвинения;
- допрос проводится, как правило, в дневное время;
- допрос проводится в месте производства предварительного расследования или же, по усмотрению следователя, в месте нахождения допрашиваемого;
- обвиняемые, проходящие по одному делу, допрашиваются порознь; при этом следователь принимает меры, чтобы они не могли общаться между собой;
- допрашиваемый в процессе допроса находится наедине со следователем, кроме случаев, прямо указанных в УПК;
- до начала допроса следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему его права и обязанности, устанавливает сведения для отражения в анкетной части протокола допроса, предупреждает свидетеля и потерпевшего об ответственности за отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, уклонение от явки к субъектам судебного исследования доказательств;
- при первом допросе подозреваемого производится отметка о факте разъяснения данному лицу, в совершении какого преступления он подозревается;
- протокол первого допроса обвиняемого должен содержать его заявление о том, признает ли он себя виновным;
- следователь предлагает допрашиваемому дать показания по существу дела, выслушивает его, после чего, при необходимости, задает ему вопросы;
- участвующий в допросе специалист вправе задавать вопросы допрашиваемому с разрешения следователя; специалисту также разъясняется его право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте изложенных в данном документе сведений;
- в процессе допроса несовершеннолетних дополнительно устанавливаются следующие обстоятельства: возраст (число, месяц, год рождения); условия жизни и воспитания; причины и условия, способствовавшие совершению преступления; наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Следователь также принимает меры к выявлению сведений об отклонениях в психике несовершеннолетнего допрашиваемого;
- вызов на допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в возрасте до 16 лет осуществляется через родителей, иных законных представителей; в процессе допроса несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего присутствует педагог (если возраст допрашиваемого до 14 лет – обязательно, от 14 до 16 лет – по усмотрению следователя); при допросах несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие педагога или психолога обязательно; в допросе несовершеннолетнего свидетеля могут участвовать его законные представители или близкие родственники; лицам, участвующим в допросе, разъясняются их права и обязанности, что отмечается в протоколе;
- показания допрашиваемого заносятся в протокол от первого лица и по возможности дословно;
- допускается запись в протокол заданных следователем вопросов и ответов на них;
- после дачи показаний допрашиваемым ему предоставляется право собственноручной записи своих показаний, о чем делается отметка в протоколе;
- допрашиваемый может сам или по предложению следователя исполнить различного рода планы, схемы, рисунки, разъясняющие данные им показания; указанные документы удостоверяются подписями допрашиваемого и следователя и приобщаются к протоколу;
- допрашиваемый имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок, о чем делается соответствующая запись в данном документе; все дополнения и поправки должны быть удостоверены подписями допрашиваемого и следователя;
- допрашиваемый подписывает каждую страницу протокола, а весь документ подписывается лицом, производившим данное мероприятие;
- в процессе допроса по решению следователя или просьбе допрашиваемого может быть использована звукозапись, о возможности применения которой допрашиваемый уведомляется до начала допроса;
- не допускается звукозапись только части допроса, а также специально повторенных показаний;
- по окончании допроса звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому, после чего последний делает заявление о правильности звукозаписи его показаний; все дополнения и замечания к прослушанной звукозаписи также фиксируются на фонограмму;
- протокол допроса при применении звукозаписи должен содержать: отметку об этом действии и уведомление о нем допрашиваемого; сведения о технических средствах и условиях звукозаписи; заявления допрашиваемого по поводу применения звукозаписи; отметку о воспроизведении звукозаписи; удостоверение правильности звукозаписи допрашиваемым и следователем.
Основные случаи использования звукозаписи при допросе:
- допрос лиц с отклонениями в психике для последующего исследования специалистами-психиатрами;
- выдвижение версии о возможном отказе допрашиваемого от ранее данных показаний;
- допрос лиц, находящихся в тяжелом, угрожающем жизни состоянии;
- допрос малолетних свидетелей;
- допрос с участием переводчика;
- допрос лиц, которые в силу своих физических недостатков не в состоянии прочесть свои показания.
Стадии проведения допроса:
подготовка к проведению:
- собирание исходных данных – уточнение информации, относящейся к предмету допроса;
- изучение материалов расследуемого дела;
- собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого;
- приобретение знаний по специальным вопросам;
- проведение необходимых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, предшествующих допросу;
- ознакомление со специальной литературой, консультации со специалистами по вопросам, связанным с использованием специальных знаний;
тактическое обеспечение допроса:
- составление плана данного мероприятия (обстоятельства, которые необходимо выяснить;
- вопросы, которые следует задать;
- материалы дела, которые следует использовать, их источники;
- доказательства, которые можно предъявить в ходе допроса;
- вероятные тактические приемы) и разработка тактики его проведения;
- выбор места и времени производства допроса, способа вызова на допрос (телефон, иные средства связи, повестка, привод);
- определение необходимости участия в допросе специалиста, педагога, переводчика;
- подготовка необходимых научно-технических средств;
проведение допроса:
- установление психологического контакта с допрашиваемым;
- свободный рассказ допрашиваемого – сообщение последним известных ему сведений в последовательности, рекомендуемой следователем или избранной им самим;
- постановка вопросов – уточнение и восполнение полученных сведений;
- ознакомление допрашиваемого с протоколом и звукозаписью допроса;
Фиксация хода и результатов – составление протокола допроса, состоящего из анкетной части, изложения свободного рассказа допрашиваемого, записей поставленных перед данным лицом вопросов и его ответов на них.
Тактический прием допроса – это оптимальная линия поведения следователя или наиболее эффективное его действие в конкретной следственной ситуации в целях получения от допрашиваемого достоверных и полных показаний.
Виды тактических приемов допроса (направленных на стимуляцию мыслительной деятельности допрашиваемого):
- допрос с использованием ассоциативных связей – постановка перед допрашиваемым вопросов, относящихся не к искомому, а к смежным с ним фактам для того, чтобы установление последних помогло по ассоциации установить и искомый факт;
- допрос на месте – использование повторного восприятия обстановки на месте криминального события в целях оживления ассоциативных связей (место допроса при этом не осматривается и не производится сопоставление ранее полученных показаний с обстановкой на месте происшествия);
- повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств – использование явления реминисценции, т.е. усиления в памяти новых смысловых связей при повторном воспроизведении воспринятой информации через некоторый промежуток времени; применяется для припоминания забытого;
- иные: напоминание, детализация, уточнение, снятие напряженности и эмоционального барьера, проявление внимания, уважительного отношения, понимания и др.
Особенности поведения допрашиваемого, служащие основанием для выдвижения версии о его неискренности:
- внешнеповеденческие признаки – покраснение или бледность лица; суетливость; дрожание рук, ног; рассеянный взгляд; замедленность речи; длительные паузы; потливость; повторяющиеся однотипные движения и др.;
- ярко выраженная категоричность суждений;
- автоматизм в изложении показаний, отсутствие сомнений, припоминания и т.п.;
- чрезмерно детализированные показания об обстоятельствах, несущественных для расследуемого дела;
- проявление осведомленности о фактах, восприятие которых допрашиваемый отрицает;
- сокрытие осведомленности о факте, который, по данным следователя, допрашиваемому хорошо известен.
Основные мотивы дачи ложных показаний (свидетелем, потерпевшим):
- боязнь мести со стороны подследственных и их связей;
- нежелание участвовать в дальнейшем расследовании в качестве свидетеля, опознающего, иного участника расследования;
- неприязненное отношение, недоверие к правоохранительным органам в частности и государственным – в целом;
- стремление помочь подследственному избежать ответственности или смягчить вину (родственные, дружеские отношения, корыстная заинтересованность и т.п.);
- желание усугубить вину подследственного (месть, ревность, неприязненные отношения и т.п.);
- стремление скрыть от следователя свое аморальное поведение, трусость, противоправные действия, двурушничество и т.п.; иные.
Основные мотивы дачи ложных показаний (обвиняемым, подозреваемым):
- стремление избежать уголовной ответственности или смягчить вину;
- стремление помочь соучастникам избежать ответственности или смягчить их вину (родственные, дружеские отношения, корыстная заинтересованность и т.п.);
- стремление оговорить соучастников (месть, обеспечение собственной безопасности и др.);
- самооговор (болезненное состояние психики, стремление помочь избежать уголовной ответственности близкому человеку);
- иные.
Тактические приемы изобличения во лжи:
- побуждение к раскаянию и чистосердечному признанию (объяснение благоприятных последствий признания своей вины и т.п.);
- воздействие на положительные свойства личности допрашиваемого (индивидуально-типологические особенности, профессиональные навыки и т.п.);
- внезапная постановка неожиданных («лобовых») вопросов в ситуации внутренней успокоенности допрашиваемого;
- использование неприязненных отношений и неуверенности допрашиваемого в своих соучастниках;
- внезапная постановка вопросов, связанных с уликами поведения;
- логический анализ противоречий в показаниях допрашиваемого и его соучастников, иных лиц;
- логический анализ противоречий в объяснениях допрашиваемым сущности и последовательности развития криминального события;
- предъявление доказательств, уличающих допрашиваемого во лжи – от имеющих меньшую доказательственную силу к более весомым доказательствам либо в обратном порядке;
- детализация показаний и предъявление доказательств, требующих ее;
- постановка вопросов в логической последовательности, например от общего к частному, второстепенных вопросов в отношении события и фактов, хорошо известных следователю, а также уточняющих, напоминающих и контрольных вопросов;
- прогнозирование возможных ложных объяснений и разработка плана их разоблачения;
- использование звукозаписи;
- иные.
Виды вопросов, задаваемых следователем в ходе допроса:
- основные, направленные на выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с предметом допроса;
- дополнительные, направленные на дополнение показаний о всех или отдельных обстоятельствах;
- направляющие, способствующие получению информации, имеющей значение для расследуемого дела, и пресечению попыток излагать сведения, не существенные для дела;
- уточняющие, направленные на получение более четких показаний об отдельных обстоятельствах, о которых уже шла речь, на устранение противоречий, неточных, двусмысленных и иных подобных терминов и выражений;
- напоминающие, направленные на активизацию мыслительной деятельности допрашиваемого, оживление ассоциативных связей;
- побуждающие, направленные на активизацию свободного рассказа;
- контрольные, направленные на выяснение источников, из которых допрашиваемому стали известны те или иные факты, обстоятельств, позволяющих проверить правильность того или иного объяснения.
Виды вопросов, не допустимых в ходе допроса:
- наводящие, направленные на внушение, подсказывание определенного ответа;
- улавливающие, состоящие из двух частей и направленные на то, чтобы утвердительный ответ на первую часть вопроса мог быть истолкован как утвердительный и на его вторую часть.
Тактические комбинации при производстве допроса – совокупность следующих тактических приемов, используемых с целью создания такой ситуации, которая будет неправильно оценена допрашиваемым и приведет к изобличению его во лжи:
- создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя; сокрытие от допрашиваемого осведомленности следователя;
- постановка косвенных вопросов, маскирующих главный вопрос о причастности допрашиваемого к преступлению;
- выяснение обстоятельств, относительно которых имеется наибольшее количество достоверных данных;
- демонстрация допрашиваемому возможностей иных процессуальных средств установления истины по делу (научно-технических средств, экспертных исследований);
- предоставление допрашиваемому возможности полностью изложить ложные сведения с целью более легкого изобличения его во лжи;
- проведение допроса двумя лицами, одно из которых обостряет ситуацию допроса и диктует жесткую линию его проведения, а другое смягчает ситуацию, проводит мягкую линию поведения в отношении допрашиваемого (метод «кнута и пряника»);
- иные.
Тактические особенности допроса несовершеннолетних и малолетних:
- учет склонности несовершеннолетних к преувеличению воспринимаемых ими происшедших событий, фактов, к фантазированию;
- учет повышенной внушаемости таких лиц;
- допрос малолетних в привычной для них обстановке, несовершеннолетних – в официальной;
- недопущение затягивания допроса, учет быстрой утомляемости малолетних, использование перерывов;
- применение приемов эмоционального воздействия, учет недостаточной эффективности средств логического воздействия на лиц данной категории;
- использование повторного допроса с целью установления фактов внушения со стороны взрослых лиц, фантазирования и т.п.;
- учет внушающего воздействия собственных вопросов;
- присутствие классного руководителя на допросе в качестве свидетеля.
Тактические особенности допроса лиц с аномалиями психики:
- стремиться получить информацию для обоснованного предположения о вероятной оценке психического состояния подследственного;
- чаще использовать свободный рассказ подследственных и как можно реже – вопросно-ответную форму допроса;
- следить за формой поставленного вопроса и тоном, каким он задается, т.к., например, при утвердительной форме вопроса олигофрены часто отвечают утвердительно, а при отрицательной – отрицательно;
- учитывать свойственные отдельным категориям лиц с отклонениями в психике повышенную внушаемость, резонерство, болтливость, раздражительность, склонность к резкой перемене настроения, самооговору, оговору других лиц, сообщению вымышленных сведений;
- учитывать, что стремление побудить лиц с отклонениями в психике к вспоминанию каких-либо фактов может привести к заполнению провалов в памяти вымышленными сведениями;
- допрос таких лиц эффективен в присутствии родственников, других лиц, пользующихся у подследственного уважением и авторитетом, в том числе и лечащего врача-психиатра;
- лица с психическими аномалиями охотно откликаются на просьбу изобразить что-либо графически, например обстановку на месте происшествия;
- следить за сохранением ровного, спокойного тона, не допускать окриков, повышения голоса, стремиться продемонстрировать подследственному доброжелательность, беспристрастность, интерес к его личным проблемам;
- избегать вопросов со сложными формулировками, не употреблять термины, которые может не знать или не понимать психически неполноценный допрашиваемый;
- не перебивать свободный рассказ, по возможности выполнять просьбы допрашиваемого;
- выяснить, подтверждает ли допрашиваемый наличие у него психических отклонений; если да, то попросить его подробнее рассказать о своем психическом состоянии, фактах обращения прошлом к врачам-психиатрам;
- уделить особое внимание выяснению мотивов совершенного общественно опасного деяния, т.к. алогичное, бессмысленное объяснение мотивов и целей своего поведения является яркой особенностью показаний лиц с отклонениями в психике;
- нетрадиционные и недостаточно апробированные методы (гипнотическое воздействие, применение детекторов лжи и др.) нежелательны для использования;
- учитывать возможность крайне отрицательного влияния ряда внешних раздражителей на психическое состояние допрашиваемого (присутствие посторонних лиц, включенный радиоприемник, яркий свет, громкие звуки и др.);
- учитывать быструю утомляемость таких лиц;
- использовать все возможности для получения консультативной помощи специалиста-психиатра на стадии подготовки допроса и обеспечения его участия в следственном действии в качестве специалиста.