Иностранный сектор — все остальные государства (В трёхсекторной (закрытой) модели экономики, иностранный сектор отсутствует)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИКЕ.

Вариант № 1

Выполнил: студент группы ПГС12:8111

ТюмГАСУ

Кузнецов Д.Ю.

Проверил: Ческидов В.В.

Тюмень, 2015

Содержание:

1. Экономический агент и экономические интересы. Экономические

блага.

2. Результаты функционирования национальной экономики. Эффективность национальной экономики

3. Задача № 1

Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями QD=600–100P и QS=150+50P (Q-количество в тыс.шт., Р–цена в руб.).

1. Найдите параметры равновесия на рынке данного товара. Чему равна выручка производителей этого товара, если рынок находится в равновесии?

2. Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 1,5 денежной единицы. Найдите сумму налога, которую выплатят производители товара в бюджет и распределение налогового бремени между потребителями и производителями.

4. Задача № 2

Уровень безработицы в текущем году составил 6,5%. Естественный уровеньбезработицы 5%, а коэффициент Оукена – 2. Потенциальный ВВП равен 845 млрд. долл.

Определите отставание ВВП (в процентах) и потери ВВП, вызванные с циклическойбезработицей (в млрд.долл.).

1.Экономический агент и экономические интересы. Экономические

блага.

В четырёхсекторной (открытой) экономике можно выделить 4 микроэкономических агента:

1. Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи). Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за этоденежные доходы

, необходимые для потребления товаров и услуг.

Фирмы — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма — организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведёт хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

Государство — агент, состоящий из государственных учреждений, задача которого состоит в регулировании экономики.

Иностранный сектор — все остальные государства (В трёхсекторной (закрытой) модели экономики, иностранный сектор отсутствует).

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» — одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы — одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует

иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В

решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы — национальные, общества в целом.

Экономические интересы - побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда
Задача управления социальными процессами - добиваться того, чтобы содержание интересов было адекватно объективным потребностям, связанным с прогрессом всего общества, и чтобы эти интересы находили свое выражение в действенных побудительных мотивах (субъективных стимулах) трудовой деятельности. Здесь заслуживает внимания несколько моментов. Во-первых, интерес есть отражение объективного в сознании людей, который может быть более или менее точным. Во-вторых, интерес - побудительный мотив трудовой деятельности, и чем полнее он отражает потребности, тем действеннее. Отсюда делается следующий вывод: «Материальные стимулы - это заинтересованность работников в получении за свой труд материальных и культурных благ»
Взаимодействие экономических интересов составляет основное содержание экономической жизни общества. Отсюда настоятельная необходимость в выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и социальных групп, их гармонизации. В этом заключается едва ли не основная задача экономической науки и практики.
Односторонний взгляд на экономический интерес позволяет выявить лишь определенную совокупность его характеристик, не обеспечивая получения полной картины обо всем его многообразном содержании. Исследования экономических интересов весьма важны, поскольку каждое направление экономической и, более широко, социальной мысли с позиций присущих ему научных принципов вносит свой особенный вклад в развитие теории и методологии познания экономического интереса. Вместе с тем, все более очевидной представляется необходимость объединения усилий экономистов всех школ с целью завершения формирования теории экономических интересов, которая составила бы основу новой парадигмы экономической теории
Сегодня в науке нет единого мнения о понятии и природе экономических интересов и способов их согласования. Несмотря на значительное количество работ, связанных с анализом различных аспектов экономических интересов, остается ряд недостаточно исследованных теоретических вопросов. Среди них: историческая, гносеологическая и онтологическая природа экономического интереса, факторы его определяющие; формы и условия реализации интересов в современных условиях; роль и место интересов в экономической системе общества; закономерности формирования, функционирования и развития системы экономических интересов; тенденции ее трансформации.
Многие ученные сходятся во мнении, что формой проявления экономических

потребностей являются экономические интересы. Экономические интересы

служат опосредующим звеном между потребностями субъектов и их стимулом к производственной и иной общественной практике, являются социально и исторически обусловленной необходимостью удовлетворения потребностей. В свою оче­редь, потребности составляют материальную основу экономических интересов, поскольку интерес рождается в процессе конкретных действий, направленных на удовлетворение потребностей. Отсюда ясно, что изучая понятие «экономический интерес», следует, прежде всего уделить внимание таким категориям как «стимул» и «стимулирование».
В экономической литературе нет единого подхода к вопросу о формах проявления и реализации экономических интересов. В некоторых исследованиях формы их проявления и реализации отождествляются с любой хозяйственной практикой. Согласно таким представлениям конкретными формами проявления экономических интересов служат стимулы, различные формы стимулирования, финансовые результаты деятельности. Между тем характеристика категорий "стимул" и "стимулирование", как и самих интересов, неоднозначна. Так, нередко происходит отождествление стимулов и интересов, а само стимулирование трактуется в качестве объективной основы экономических интересов.
Не вдаваясь в детали этого вопроса, можно присоединиться к позиции тех авторов, которые полагают, что стимулы - это осознанные интересы, а стимулирование - система определенных мер и действий, посредством которых реализуются экономические интересы. Стимулирование - это всегда действие, механизм, побуждающий субъект двигаться в определённом направлении, в результате чего может и должен реализоваться его интерес, вне которого данное действие было бы лишено смысла. Стимулирование побуждает к определённым действиям и в зависимости от его форм может быть материальным и моральным. Реализация экономических интересов (стимулирование) во многом является самонастраивающимся процессом.
Таким образом, следует признать тот факт, что экономические интересы, возникнув - реализуются, а важнейшей формой их реализации служит стимулирование. Экономическое стимулирование выступает фактором, определяющим целенаправленные действия, средством, с помощью которого один из субъектов интереса воздействует на другой, для чего используются разнообразные экономические формы, включая ценообразование, заработную плату, кредитование, управление, налогообложение и другие.
Экономические интересы затрагивают все сферы человеческой деятельности, образуя сложную многоуровневую систему, которая проявляется, в том числе и в виде экономических потребностей. Единого взгляда на взаимосвязь интересов и потребностей нет. Некоторые исследователи считают интересы выражением потребностей (или осознанными потребностями), другие полагают, что понятия «потребность» и «интерес» тождественны.

Отождествление категорий «потребность» и «интерес» в экономической

науке приобрело почти «официальный» статус, о чем свидетельствует

определение, приведенное в политэкономическом словаре: «экономические интересы - объективно необходимые материальные потребности общества, класса, социальной группы или личности». Нам представляется, что такое отождествление понятий «потребность» и «интерес» неприемлемо, «в противном случае одна из этих категорий оказалась бы не нужной». Категория имеет право на существование только в том случае, когда она отражает ту специфику экономических явлений, которая не охватывается другими категориями. Многие исследователи обоснованно считают, что:
Во-первых, потребность - более широкое понятие, поскольку она является общей категорией для органической и социальной форм движения материи, выражает свойства и животного мира, и общества. Понятие «интереса» же применимо только к характеристике общественной жизни.
Во-вторых, эти понятия «нацелены» на разные объекты, «...потребность, - считает А.Г. Здравомыслов, - ориентирована, прежде всего, на предмет ее удовлетворения, интерес же направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей». Интересы отражают не только потребности, как порождение природного мира, но и социальную сторону условий жизни, они связаны с экономическими отношениями.
В-третьих, потребность и интерес играют функционально различные роли: потребность выступает как фактор развития производства, а интерес - как фактор развития самого общества. В частности, «интерес» направлен на рост эффективности, на оптимальное соотношение затрат и прибыли, а в потребности такой направленности нет. «Интерес» играет социальную роль, фокусируя возможности разрешения противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными условиями их реализации, в частности за счет соизмерения затрат и результатов.
Другие ученные видят различие этих категорий в следующем: категория «интерес» - это потребность на уровне общества (общественно определенные потребности), в то время как категория «потребность» может быть охарактеризована и вне этих отношений. Хотя необходимость в удовлетворении потребностей и вытекает из природы человеческого существа, и значительная часть потребностей имеет физиологическую природу, тем не менее их удовлетворение происходит через процесс производства и производственные отношения и, следовательно, природа этих потребностей – социально-экономическая.
В то же время широко признается точка зрения о взаимосвязи экономических интересов и потребностей как на объективно существующей формы отношений, возникающих в процессе деятельности различных

этих отношений.


Известно, что человек и общество действуют для удовлет­ворения тех или иных потребностей, исходя из своих экономических интересов. Интересы же являются импульсом развития производства. Экономические интересы непрерывно выступают перед производством как идеальный образ необходимых людям средств производства, предметов потребления, услуг, как «социальный заказ» производству. Процесс производства является основным этапом удовлетворения экономических потребностей, - процессом, порождающим новые интересы, ведущие к новым потребностям.
Уже много тысяч лет назад, со времен появления человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологический характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. В современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем настолько актуальны, что от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.
Стоит повториться и отметить, что эко­номические потребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распреде­ление, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудов­летворенными запросами людей, создавая предпосылки новых интересов, с каждым витком усложняя систему экономических интересов. Что касается производства, то оно прямо влияет на потребности сразу на нескольких уровнях.
Оно создает конкретные блага и тем самым обеспечивает удовлетворение определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. В свою очередь ускорение научно-технического прогресса глобально обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Потребности, будучи порождением производства, подобно «джину, выпущенному из бутылки», возрастают, усложняются (в обществе действует закон возвышающейся потребности), вступают в противоречие с производством и требуют дальнейшего его развития, а дальнейшее развитие производства порождает все новые и новые потребности, которые вновь вступают в противоречие с производством, и так бесконечно.
Производство во многом влияет на способы при­менения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. В свою очередь, экономические потребности оказывают об­ратное воздействие на производство.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятель­ности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют про­изводство.

В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко все более высоким ступеням, что опять же усложняет систему экономических интересов и отношений общества.

Благо — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением.

Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Другие можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей (проблема относительной ридкисности).

Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяемые в зависимости от индивида) и имеющейся количеством блага, способного удовлетворить эту потребность. В зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ. Так, по сроку использования их делят на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочными являются блага длительного пользования, которые удовлетворяют одну и ту же потребность неоднократно. Краткосрочных есть блага разового потребления.

За время использования блага делятся на настоящие и будущие. Есть блага взаимозаменяемы (заменители или конкурирующие в потреблении) и взаемодоповнювани (комплементарной). Взаимозаменяемы блага могут заменять друг друга в удовлетворении определенной потребности, их не нужно преобразовывать, например: маргарин и сливочное масло, масло подсолнечное и оливковое, автомобили различных марок. Другие могут удовлетворять потребности только тогда, когда используются совместно, например, чай и сахар, автомобили и бензин. Доповнюванисть и взаемозаминюванисть благ имеют огромное количество степеней и вариантов. Блага можно разделить на прямые (непосредственные) и непрямые (косвенные). Прямые (потребительские блага) непосредственно удовлетворяют потребность (продовольствие, одежда, бытовые предметы). Косвенные блага (производственные) удовлетворяют потребность лишь как средство. Удовлетворение потребности этими благами происходит опосредованно. Например, уголь используется на теплоцентрали для получения пара или для получения механической энергии на заводе.

Одним из основных понятий теории потребления является «полезность», т.е. потребительская стоимость блага. П

олезность - способность товара, услуги удовлетворить потребность. Она рождается из отношения между средствами (благами) и целями (потребностями, которые необходимо удовлетворить) экономической деятельности человека. Полезность является субъективным понятием. Одно и то же экономическое благо для разных людей может иметь разную полезность, даже нулевую, а для некоторых людей - отрицательное. Полезность невозможно измерить количественно в определенных единицах. Если бы это было возможно, то удалось бы подытожить удовлетворения благами, полученными за единицу времени и за определенный период, получить мере «национальной полезности» от покупки и других операций, сравнить число единиц полезности, которые потребили определенное человек, с тем, что потребили другая. На самом деле это практически невозможно, поскольку полезность, будучи зависимой от интенсивности потребности, является психологической величиной, которую невозможно выразить количеством. Однако можно измерять полезность точным числовым значением хотя бы потому, что человек способен ранжировать полезности, предоставляя им различные альтернативы. Например, выбор первого ранга имеет большую полезность, чем выбор второго ранга.

Предположим, что благо делится на определенное количество частей. Однако по мере потребления блага часть за частью для удовлетворения потребности, она интенсивно уменьшается. Потребленные последовательно части блага имеют зменшувану полезность для потребителя. Больший или меньший степень полезности не является чем-то свойственным благу и его частям, а зависит от особое отношение, существующее между этими частями, и интенсивностью потребности, для удовлетворения которой их используют. Например, есть три части блага, способной удовлетворить определенную потребность. Количественно первая часть равна 10. Вторая будет равно 8, поскольку каждая часть потребности имеет определенную интенсивность, с удовлетворением потребности уменьшаться. Полезность третьей части будет составлять 6.

Кривая общей полезности наклонены положительно, поскольку с увеличением количества блага полезность возрастает до определенной точки, затем снижается, поскольку происходит постепенное ее снижение. Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, поскольку полезность потребляемых частей блага постепенно уменьшается, так как возрастает степень удовлетворения потребности. Когда количество блага равна ОН, наступает максимум общей полезности, а предельная полезность становится равной нулю.

Предельная полезность - полезность последней части блага или услуги, которые имеются в распоряжении потребителя.

Можно также предусмотреть существование отрицательное предельной полезности. Отрицательная полезность частей потребляемого блага наносит ущерб потребителю. Общее удовлетворение потребителя в такой ситуации уменьшается на величину КР. Далее необходимо определить, какую общую экономическую ценность потребитель предоставляет благу, имея определенное его количество.

Если благо разделить на неопределенное количество равных между собой по величине и качеству частей, то каждой части потребитель приписывает одинаковую ценность. Она измеряется степенью удовольствия, которое получает потребитель, завладев последней частью, и которого он не получил бы, если бы эта последняя часть была утеряна.

В этом контексте важным является анализ мотивов поведения потребителей на рынке, почему они стремятся приобрести определенный вид товара, отдавая ему предпочтение перед другими, почему изменили свои предпочтения, переключились с одного вида товара на другой, изменили одну марку товара (фирму) на другую. Анализ мотивов поведения дает возможность познать не только их запросы и нравы, обычаи и склонности, но и определить факторы, которые их порождают, спрогнозировать особенности поведения определенных групп потребителей в ближайшем и отдаленном будущем.

Поведение потребителя на рынке зависит от многих факторов, основными из которых являются экономические, географические, демографические, психологические, социальные, религиозные. Экономические факторы обусловлены уровнем наполненности рынка товарами и услугами, их качеством и ассортиментом, доходами, платежеспособностью покупателя. Географические факторы зависят от природно-климатических условий страны, региона, системы исторически созданных ценностей.

Демографические факторы обусловлены возрасту, размеру семьи, уровню доходов потребителя. Психологические факторы закоринени в стиле жизни, личных качествах потребителя (индивидуализм, групповая мотивация). Качество, цены, уровень обслуживания, формы рекламы, дизайн продукции тоже определяют психологию поведения покупателя на рынке.

Социальные обусловленные уровнем образования, профессией, особенностями социальной среды. Например, потребитель стремится приобрести новый продукт только потому, что это престижно среди его окружения, важно для поддержания социального статуса, карьерного роста. Религиозные факторы, имеющие своим началом виросповидальни мотивы могут также активно формировать систему потребительских предпочтений.

Основой поведения потребителя на рынке есть потребности (внутренние мотивы), которые порождают его стремление приобрести определенный товар, создают внутреннюю напряженность между стремлением и возможностями приобретения. Поэтому потребитель либо покупает, либо занимается поиском дополнительной информации, либо отказывается от покупки товара. Но если уж приобретение произошло, потребитель будет взвешивать, насколько качество и параметры товара соответствуют его ожиданиям. Результаты этого анализа повлияют на его поведение в будущем. Поведение потребителя на рынке. Эффект дохода и эффект замещения

Экономические реалии - цены и платежеспособность - препятствуют большинству людей получать все, чему они стремятся. С изменением цены товара или услуги соответственно изменяются возможности потребителя и привлекательность товара. С падением цены реальный доход, покупательная способность, выраженные максимальным количеством определенного товара, которое можно купить на денежные доходы, растет. С ростом цены реальный доход падает. Например, повышение платы за коммунальные услуги, электроэнергию приводит к значительному снижению покупательной способности потребителей, потому что означает снижение реального денежного дохода. Повышение или понижение цен на товары и услуги влечет за собой изменения в количестве приобретенных товаров и услуг. Например, при повышении стоимости билета в кинотеатр раза на те же бюджетные средства можно посетить кинотеатр только один раз, за снижение стоимости билета втрое можно будет посетить кинотеатр девять раз. Т.е. на потребление товаров и услуг влияет эффект дохода.

Эффект дохода - изменения относительно потребления товаров и услуг, обусловленные изменением реального дохода вследствие динамики цен. Одновременно нужно учитывать, что влияние эффекта дохода на потребление товара, цена на который упала, может вызвать и увеличения и уменьшения количества его приобретения в зависимости от того, каким этот товар является для покупателя - добротным или некачественным. Снижение или повышение цены товара означает изменение отношения потребителя к этому товару, обусловленное ценами на другие товары. За снижение цен потребитель будет стремиться заменить более дешевыми те товары, которые стали относительно дороже. При повышении цены он уменьшит количество покупок данного товара и увеличит количество покупок дешевого. Это явление называется эффектом замещения.

Эффект замещения - изменение в потреблении товара как следствие изменения цены этого товара в отношении цен на другие товары. Эффект дохода и эффект замещения могут проявлять себя независимо друг от друга, хотя более характерной является их взаемодоповнюванисть.

Поведение потребителя на рынке в значительной степени зависит от предпочтений в выборе товаров или услуг. Люди, имея различные потребительские предпочтения, будто ранжируют доступны варианты комбинаций товаров в порядке своих предпочтений. Когда человек на рынке выбирает покупку из нескольких различных наборов товаров, предполагается, что она отдает предпочтение тому набору, который обеспечит более высокий уровень удовлетворения ее потребностей.

Концепция потребительских предпочтений основывается на основных предведению индивидуальных предпочтений потребителей относительно определенного набора товаров перед другим. Первое предвидение - потребитель способен ранжировать ли сравнивать и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг. Второе предведению указывает на транзитивнисть (перехиднисть) предпочтений. Если потребитель отдает определенное преимущество набора А перед набором В, а набор В перед набором С, он также должен отдавать предпочтение набора А перед набором С. Транзитивнисть предусматривает, что если потребитель не делает разницы между альтернативами наборов А и В и между В и С, то тогда он не должен Те делать и между А и С Третье предвидения заключается в том, что человек всегда отдает предпочтение приобретению большего количества товаров и услуг, поскольку потребности человека безграничны, за исключением благ, которые могут навредить здоровью человека, окружающей среде, т.е. «экономических антиблаг».

Полезность невозможно измерить количественно, человек способен только ранжировать ее. Потребительские предпочтения можно изобразить с помощью графика, ставя вопрос - как человек мог бы ранжировать варианты выбора. С помощью этого инструмента анализа можно вместо количественного измерения полезности использовать простое порядковую измерения в виде градации полезности.

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов, важнейшими среди которых являются цены товаров и доходы, которые предопределяют его покупательские возможности.

Человек, распоряжаясь определенным количеством денег, может купить в зависимости от цен разные наборы товаров и услуг. Доход потребителя и покупательная способность денег определяют бюджетное сдерживание, которое означает, что общие расходы должны равняться доходам. Бюджетное сдерживание - ограничение, которое определяется равенством доходов потребителя его общим затратам.

Бюджетная линия показывает все наборы продукта х и у, которые бюджет потребителя позволяет купить. За уменьшение или увеличение доходов бюджетная линия будет сдвигаться соответственно ближе или дальше от начала координат, не изменяя угла наклона. Так, с увеличением доходов покупатель может увеличить количество покупок, тогда бюджетная линия сместится вправо; за снижение доходов - влево. Изменение цены товара наклоняет бюджетную линию относительно точки пересечения с горизонтальной или вертикальной осью.

Используя предыдущие примеры, предположим, что цена товара х зменшилась за неизменности пересечения линии с осью У. Повышение цены товара х наклоны бюджетную линию вниз на пересечении с осью ординат, не изменяя ее точки пересечения с осью абсцис. То есть изменение одной из цен и соотношения между ними изменяет и угол наклона бюджетной линии. Заизменения обоих цен так, что соотношение между ними остается неизменным (поскольку угловой коэффициент бюджетной линии равна соотношению цен), угол наклона останется неизменным. Бюджетная линия сместится параллельно предыдущий.

Каждый человек обладает определенным количеством средств для покупки товаров, т.е. имеет определенную покупательскую способность. Необходимо выяснить, как она распределяет средства для удовлетворения собственных потребностей, ограниченных уровнем цен и личным доходом. Потребитель стремится приобрести различные блага в количествах и пропорциях, которые приносят ему максимальное общее удовлетворение. Достигнув однажды оптимального соотношения (в нашем примере х и у, потребитель больше не откажется от него до тех пор, пока не изменятся цены благ, предельная полезность денег или шкала его предпочтений. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен находиться на бюджетной линии и предоставить потребителю лучшее из них предпочтений сочетание. Итак, выясняя связь доходов субъектов рыночного хозяйства и предельной полезности благ, теория потребительского поведения имеет практическое значение для регулирования обществом процессов, присущих микро-и макроуровне экономики.

2) Результаты функционирования национальной экономики. Эффективность национальной экономики

Национальная экономика - это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используются функциональные, территориальные и отраслевые признаки. Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал. Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм. Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу. Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западносибирский нефтегазовый комплекс.

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организммногосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывномкомплексе выступают производство, распределение, обмен и потреблениематериальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт историческогоразвития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное,государственное и т.д.Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками: 1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единойденежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами собщим воспроизводственным контуром.3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, которыйвыполняет регулирующую и координационную роль.В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион илигосударство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес.Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами:каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствуетдостижению наибольшего блага для всех.Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности,справедливости через обеспечение:1. Стабильного роста национального объема производства;2. Высокого и стабильного уровня занятости;3. Стабильного уровня цен;4. Поддержание равновесного внешнего баланса.Названные цели достигаются через применение определенных инструментовмакроэкономического регулирования.Ими являются:- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом черезналоговую систему и расходы государства);- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложениемчерез ставку процента, резервную норму и другие инструменты);- политика регулирования доходов (от свободного установлениязаработной платы и цен до декретного контроля);- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулированиеобменного курса).Общим и конечным результатами функционирования национальной экономикиявляются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужныхобществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченныхлюдских и материальных ресурсов. Показатели приращения национальногобогатства - ВОП, НД (национальный доход), ВНП (валовый национальный продукт)Главной целью всей экономической политики является создание эффек­тивной иконкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этойцели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятнуюсреду для хозяйственной деятельности всех субъек­тов экономики независимо отформ собственности. Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели: 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема про­изводства. Этоозначает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече­ние длительноговремени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкиецены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же,наоборот, стимулируют производство, но снижают по­купательную способностьнаселения. Поэтому достижение стабиль­ности цен в современной рыночнойэкономике означает не "замо­раживание" их на длительный период, а плановоерегулируемое из­менение.3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижениеотносительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильныйобменный курс национальной ва­люты на валюты других стран. Если в странуввозится больше това­ров, чем продается за границу, то возникаетотрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чемпоступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояниеторго­вого баланса значительное влияние оказывает курс валюты — ве­личинаденежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс ивызвать положительное или отрицательное сальдо.4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающийполучить работу находит ее. Но это не оз­начает, что полная занятостьохватывает все трудоспособное насе­ление страны. В любой стране в каждыйданный момент времени есть определенное количество людей, временно неработающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того,всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структурыновых рабочих мест, свя­занных с внедрением новых технологий, имеющейсяструктуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационнымтребованиям и новым профессиям от спроса на эти про­фессии.

Эффективность сегодня — одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки.Простейшее представление об экономической эффективности можно получить в результате сопоставления полезного эффекта (результата) и затрат. Повысить эффективность — значит добиться сокращения затрат на единицу эффекта (единицу продукта, объем производства и т.д.) или увеличить эффект на прежнюю величину затрат (материальных, финансовых и трудовых). Рост эффективности производства требует такого ведения хозяйства, при котором каждый рубль, вложенный в производственный объект, затраченный на сырье, материалы, топливо и энергию, оплату труда работников, давал бы максимальную отдачу, чтобы объем выпускаемой готовой продукции быстро увеличивался, а совокупные затраты на единицу продукции уменьшались.
Эффективность применительно к отдельно взятой хозяйственной единице не тождественна эффективности в масштабах общества. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, в этом случае мы говорим о производственной эффективности или эффективности производства отдельной хозяйственной единицы.
Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства. С точки зрения национальной экономики, эффективным будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.
Экономическая эффективность национальной экономики — это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Парето).
Под словом «эффективность» не следует понимать только результат, достигаемый народным хозяйством в целом или отдельной отраслью, предприятием за тот или иной отрезок времени. Этот результат правильнее было бы охарактеризовать как эффект, а не эффективность.
Эффект может быть значительным, но если он достигнут ценой больших затрат, то эффективность может остаться неизменной или даже снизиться. Следовательно, необходимо различать эффект и эффективность, ибо последняя свидетельствует не только о приросте показателей производства, но, что не менее важно, и о том, какой ценой (за счет каких затрат) обеспечены достигнутые приросты. Эффективность — это величина не абсолютная, а относительная.
Наметившийся переход к рыночной экономике призван сочетать наивысшую эффективность производства с гуманистическими целями его развития. При этом по отношению к общественному производству рынок выполняет определенные регулирующие функции (с помощью механизма спроса и предложения, равновесных цен и др.), которые государство или другой экономический центр может использовать для повышения эффективности функционирования национальной экономики на основе применения денежного, финансово-кредитного и налогового регуляторов производства и обращения. Например, введение налога повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем, что, в свою очередь, сокращает производство и потребление тех или иных товаров. Разница идет в пользу государства, установившего размер налога. Полученный доход государство может перераспределить с целью выравнивания доходов отдельных товаропроизводителей и групп населения, стимулирования увеличения производства недостающих населению или производству товаров. Таким образом, государство совместно с рыночным механизмом, объективно стимулирующим необходимые обществу пропорции производства и распределения через конкурентное равновесие, может влиять на эффективность общественного производства.
Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое исследование сущности и форм проявления эффективности производства предполагает учет самых разнообразных признаков и форм проявления эффективности.
Различают эффективность воспроизводства совокупного общественного продукта или действительного процесса производства, взятого в целом, или (что то же самое) народнохозяйственную эффективность, включающую эффективность производства, распределения, обращения и потребления общественного продукта; эффективность отдельных фаз воспроизводства. С учетом структуры организации общественного производства различают эффективность различных крупных регионов страны, республик в составе РФ (это региональная эффективность); эффективность народного хозяйства, отдельных его отраслей, объединений, предприятий и, наконец, цеха, бригады, группы, а также эффективность отдельных работников различных сфер экономики. Принимая во внимание структуру международных отношений, различают национальную и интернациональную эффективность.
В современных условиях все большее значение приобретает эффективность внешнеэкономических связей и мирового хозяйства, что превращает категорию эффективности в интернациональную. Дело в том, что современная ступень развития всех стран характеризуется усилением процессов мировой взаимозависимости и более тесными мирохозяйственными связями. Сегодня имеют место политическая, технико-экономическая и экологическая взаимозависимости. Согласно первой, необходимы решительный отказ от гонки вооружений и накопления оружия массового уничтожения, баланс интересов, всеобщая система безопасности человечества. В соответствии со второй следует отказаться от развития общества на основе модели закрытой национальной экономики, ибо постоянно усиливаются процессы формирования единого мирового экономического пространства. По прогнозам отдельных экономистов, к 2000 г. примерно 1/3 всей продукции, производимой в мире, будет предметом международного обмена, против 20-22% в настоящее время. Согласно третьей — необходима сознательная концентрация усилий всех стран для преодоления негативных сторон развития цивилизации, ликвидации токсических отходов производства, губительных для окружающей среды и человека, разработки современных установок для переработки отходов, научно-технических программ «общество - производство - окружающая среда» и т.д.
Рост эффективности производства — это не случайный, а закономерный, устойчивый, повторяющийся и причинно обусловленный процесс, действующий объективно. При этом необходимо заметить, что чем цивилизованнее общество, тем важнее становится повышение эффективности производства, так как возрастает потребность и понимание необходимости экономии общественных затрат чрезвычайно возросшего производства;
целью производства становится удовлетворение потребностей всех членов общества, и при этом приоритет отдается не материальному, а социальному результату.
Все это позволяет говорить, что повышение эффективности общественного производства приобретает черты экономического закона, который можно сформулировать как закон повышающейся эффективности производства.
Закон повышающейся эффективности производства — это закон-тенденция, поскольку росту эффективности совокупного общественного труда нередко препятствуют противодействующие факторы. Наибольший прирост эффективности производства достигается при интенсивном типе расширенного воспроизводства, который характерен для современного этапа развития общества и экономики развитых стран.
Главнейшими показателями эффективности общественного производства являются производительность общественного труда (определяемая как отношение совокупного общественного продукта к числу работающих в сфере материального производства); фондоотдача (отношение национального дохода к/среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств); фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче); национальный доход на душу населения; темпы экономического роста, характеризующие эффект общественного производства; издержки производства и обращения на 1 рубль общественного продукта и экономия материальных, финансовых и трудовых затрат.
Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом, что представляет собой стройную систему.Это обуславливает использование соответствующего подхода к изучению, заключающегося в последовательном рассмотрении каждого из трех принципов, определяющих понятие «собственность». В то же время важно определить правовые ситуации, когда право собственности как-либо ограничено, а также какими из прав обладает, например, арендатор по отношению к арендуемой собственности.
Иными словами, необходимо выяснить, какими способами и методами может оперировать экономический субъект, обладая личной или арендованной собственностью, чтобы эффективно реализовать имеющийся экономический потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: