- Словоформа в тексте.
- Часть речи, категориальное значение.
- Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.
- Разряд по соотношению с другими частями речи, показатель.
- Лексико-грамматический разряд.
- Одушевленное или неодушевленное, показатель.
- Тип склонения и его характеристика.
- Лицо, значение.
- Р
од - Число, значение. Показатели рода, числа, падежа.
- Падеж.
- Парадигма.
- Синтаксические свойства.
Образец морфологического анализа местоимения:
Я в космос не летал.
Но эта сталь – моя.
А значит, помогал и я
Достичь тебе загадочной звезды,
Которую держал
В своих ладонях ты (Л. Татьяничева).
- Словоформа в тексте – которую.
- Часть речи – местоимение; категориальное значение – указание на предмет.
- Начальная форма – который; вопрос к начальной форме – что?, вопрос к словоформе в тексте – что? Вопросы совпадают.
- Разряд по соотношению с другими частями речи – по характеру словоизменения принадлежит к группе местоимений-прилагательных; показатель – слово изменяется по родам, числам и падежам, имеет флексию, как у имени прилагательного.
- Лексико-грамматический разряд – относительное местоимение, так как служит для связи придаточного предложения с главным и является членом предложения в придаточном.
- Одушевленность-неодушевленность – может иметь как показатели одушевленности, так и неодушевленности, выбор форм зависит от значения местоимения. В данном предложении местоимение который – неодушевленное; показатель – значение (указывает на предмет неживой природы – звезда), им.п. = вин.п.
- Склонение адъективного типа, твердый вариант.
- Категории лица не имеет.
- Женский род, т.к. согласуется со словом звезда.
- Единственное число, указывает на один предмет.
- Падеж винительный; показатель рода, числа и падежа – флексия – ую.
- Имеет полную парадигму изменения по родам, числам и падежам, включающую 24 члена.
- Синтаксические свойства – в предложении является прямым дополнением, согласуется со сказуемым придаточного предложения в падеже, а со словом звезда – в роде и числе.
Тестовые задания для проверки усвоения материала:
- В какой группе все слова являются одушевленными именами существительными:
А) собака, кукла, матрешка, крестьянин, избиратель;
Б) ферзь, валет, устрица, народ, предводитель;
В) кефаль, камбала, покойник, скворец, толпа.
- В какой группе все слова являются отвлеченными именами существительными:
А) страдание, печаль, чернота, бельё, крестьянство;
Б) поиск, запах, радость, поход, сливки;
В) совесть, всходы, хлопоты, белизна, смелость
- В какой группе все слова являются вещественными именами существительными:
А) малина, отруби, сливки, курятина, нефть;
Б) тесто, горох, глупость, снежинка, аспирин;
В) глина, говядина, листва, храбрость, хлопок.
- В какой группе все слова являются собирательными именами существительными:
А) хлам, ельник, родня, стружки, консервы, цемент;
Б) тряпьё, листва, студенчество, вороньё, мошкара;
В) братва, мебель, дубняк, мох, валерьянка.
- В какой группе все слова являются именами существительными общего рода:
А) сирота, сластена, неряха, Шура, умница;
Б) плакса, Саша, врач, контролер, староста;
В) Валя, профессор, декан, коми, забияка.
- В какой группе все слова относятся к именам существительным I склонения (по шк. грам.):
А) гостиная, капризуля, Валя, линия, свояченица;
Б) учительская, плакса, дыня, сынуля, рыба;
В) стена, статья, тихоня, Миша, девушка.
- Какие существительные относятся ко II склонению (по шк. грам.): 1) волчонок, 2) домишко, 3) пирожное, 4) пальто, 5) клей, 6) путь.
А) 1,2,5;
Б) 1,2,3,5;
В) 1,2,5,6.
- В какой группе представлены качественные имена прилагательные:
А) гордый, детский, бараний, дынный, загородный;
Б) горбатый, сонливый, каурый, кустарный (работа), коричневый;
В) сверлильный, верблюжий, раздвижной, приветливый, пегий.
- Относительными прилагательными не являются следующие слова:
А) мамин, железный, осиновый, утренний, шестой;
Б) отеческий, кляузный, увялый, рядовой, комический;
В) гусиный, мужнин, стальной, вековой, лисий.
- Как правильно произнести фразу «на дворе 2002 год»:
А) на дворе две тысячи второй год;
Б) на дворе двухтысячи второй год;
В) на дворе двухтысячно второй год.
- В каком предложении выступает числительное «один»:
А) Мы обедали сегодня у одного Голушкина (И.Тургенев); В кладовых у него одни мыши (А.Толстой);
Б) Один в поле не воин; Одного не доставало молодым супругам: детей у них не было (И.Тургенев);
В) Прибавь три к одному; У каждого только одни руки.
- В какой группе представлены только количественные числительные:
А) пятачок, шестерка, миллионный, семеро, единица;
Б) пятерка, шестьдесят, четверка, двадцать второй, первый;
В)тридцать пять, тысяча, миллион, двадцать два, один.
- В каком предложении все является местоимением:
А) Дождь все идет;
Б) Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло (А.Пушкин);
В) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем (М.Горький).
- В каком предложении относительное местоимение который употреблено в функции определения:
А) Мне все дороже рощицы сквозные, которые бредут сквозь облака. И реки те, с которыми Россия помолвлена на долгие века (Островский);
Б) Отвлекаясь от горьких раздумий о своей судьбе, о жене, о сыне …о Вере, голос которой он теперь не может услышать, Федор Васильевич постарался представить себе… (Чаковский);
В) Есть особенный час, в который легко отзывается Иркутск на чувства к нему (Расп.)
Ответы: