Порядок морфологического анализа местоимений

  1. Словоформа в тексте.
  2. Часть речи, категориальное значение.
  3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.
  4. Разряд по соотношению с другими частями речи, показатель.
  5. Лексико-грамматический разряд.
  6. Одушевленное или неодушевленное, показатель.
  7. Тип склонения и его характеристика.
  8. Лицо, значение.
  9. Р од
  10. Число, значение. Показатели рода, числа, падежа.
  11. Падеж.
  12. Парадигма.
  13. Синтаксические свойства.

Образец морфологического анализа местоимения:

Я в космос не летал.

Но эта сталь – моя.

А значит, помогал и я

Достичь тебе загадочной звезды,

Которую держал

В своих ладонях ты (Л. Татьяничева).

  1. Словоформа в тексте – которую.
  2. Часть речи – местоимение; категориальное значение – указание на предмет.
  3. Начальная форма – который; вопрос к начальной форме – что?, вопрос к словоформе в тексте – что? Вопросы совпадают.
  4. Разряд по соотношению с другими частями речи – по характеру словоизменения принадлежит к группе местоимений-прилагательных; показатель – слово изменяется по родам, числам и падежам, имеет флексию, как у имени прилагательного.
  5. Лексико-грамматический разряд – относительное местоимение, так как служит для связи придаточного предложения с главным и является членом предложения в придаточном.
  6. Одушевленность-неодушевленность – может иметь как показатели одушевленности, так и неодушевленности, выбор форм зависит от значения местоимения. В данном предложении местоимение который – неодушевленное; показатель – значение (указывает на предмет неживой природы – звезда), им.п. = вин.п.
  7. Склонение адъективного типа, твердый вариант.
  8. Категории лица не имеет.
  9. Женский род, т.к. согласуется со словом звезда.
  10. Единственное число, указывает на один предмет.
  11. Падеж винительный; показатель рода, числа и падежа – флексия – ую.
  12. Имеет полную парадигму изменения по родам, числам и падежам, включающую 24 члена.
  13. Синтаксические свойства – в предложении является прямым дополнением, согласуется со сказуемым придаточного предложения в падеже, а со словом звезда – в роде и числе.

Тестовые задания для проверки усвоения материала:

  1. В какой группе все слова являются одушевленными именами существительными:

А) собака, кукла, матрешка, крестьянин, избиратель;

Б) ферзь, валет, устрица, народ, предводитель;

В) кефаль, камбала, покойник, скворец, толпа.

  1. В какой группе все слова являются отвлеченными именами существительными:

А) страдание, печаль, чернота, бельё, крестьянство;

Б) поиск, запах, радость, поход, сливки;

В) совесть, всходы, хлопоты, белизна, смелость

  1. В какой группе все слова являются вещественными именами существительными:

А) малина, отруби, сливки, курятина, нефть;

Б) тесто, горох, глупость, снежинка, аспирин;

В) глина, говядина, листва, храбрость, хлопок.

  1. В какой группе все слова являются собирательными именами существительными:

А) хлам, ельник, родня, стружки, консервы, цемент;

Б) тряпьё, листва, студенчество, вороньё, мошкара;

В) братва, мебель, дубняк, мох, валерьянка.

  1. В какой группе все слова являются именами существительными общего рода:

А) сирота, сластена, неряха, Шура, умница;

Б) плакса, Саша, врач, контролер, староста;

В) Валя, профессор, декан, коми, забияка.

  1. В какой группе все слова относятся к именам существительным I склонения (по шк. грам.):

А) гостиная, капризуля, Валя, линия, свояченица;

Б) учительская, плакса, дыня, сынуля, рыба;

В) стена, статья, тихоня, Миша, девушка.

  1. Какие существительные относятся ко II склонению (по шк. грам.): 1) волчонок, 2) домишко, 3) пирожное, 4) пальто, 5) клей, 6) путь.

А) 1,2,5;

Б) 1,2,3,5;

В) 1,2,5,6.

  1. В какой группе представлены качественные имена прилагательные:

А) гордый, детский, бараний, дынный, загородный;

Б) горбатый, сонливый, каурый, кустарный (работа), коричневый;

В) сверлильный, верблюжий, раздвижной, приветливый, пегий.

  1. Относительными прилагательными не являются следующие слова:

А) мамин, железный, осиновый, утренний, шестой;

Б) отеческий, кляузный, увялый, рядовой, комический;

В) гусиный, мужнин, стальной, вековой, лисий.

  1. Как правильно произнести фразу «на дворе 2002 год»:

А) на дворе две тысячи второй год;

Б) на дворе двухтысячи второй год;

В) на дворе двухтысячно второй год.

  1. В каком предложении выступает числительное «один»:

А) Мы обедали сегодня у одного Голушкина (И.Тургенев); В кладовых у него одни мыши (А.Толстой);

Б) Один в поле не воин; Одного не доставало молодым супругам: детей у них не было (И.Тургенев);

В) Прибавь три к одному; У каждого только одни руки.

  1. В какой группе представлены только количественные числительные:

А) пятачок, шестерка, миллионный, семеро, единица;

Б) пятерка, шестьдесят, четверка, двадцать второй, первый;

В)тридцать пять, тысяча, миллион, двадцать два, один.

  1. В каком предложении все является местоимением:

А) Дождь все идет;

Б) Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло (А.Пушкин);

В) Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем (М.Горький).

  1. В каком предложении относительное местоимение который употреблено в функции определения:

А) Мне все дороже рощицы сквозные, которые бредут сквозь облака. И реки те, с которыми Россия помолвлена на долгие века (Островский);

Б) Отвлекаясь от горьких раздумий о своей судьбе, о жене, о сыне …о Вере, голос которой он теперь не может услышать, Федор Васильевич постарался представить себе… (Чаковский);

В) Есть особенный час, в который легко отзывается Иркутск на чувства к нему (Расп.)

Ответы:





Подборка статей по вашей теме: