Современные системы зажигания получают необходимую для воспламенения топливо–воздушной смеси энергию не непосредственно от аккумуляторной батареи или генератора, а от промежуточного накопителя энергии. Наибольшее распространение получили батарейные системы зажигания с накоплением энергии в индуктивности.
На рис.1 представлена структурная схема батарейной системы зажигания и её основные элементы:
- источник тока ИТ, функцию которого выполняет аккумуляторная батарея или генератор;
- выключатель цепи питания ВЗ, функцию которого выполняет замок зажигания;
– датчик–синхронизатор ДС, механическим способом связанный с коленчатым валом двигателя, который определяет угловое положение коленчатого вала;
– регулятор момента зажигания РМЗ, который механическим или электрическим способом вычисляет и регулирует момент подачи искры в зависимости от частоты вращения коленчатого вала или нагрузки двигателя автомобиля;
- источник высокого напряжения ИВН, содержащий накопитель энергии Н и преобразователь низкого напряжения в высокое П, функцию которых выполняет катушка зажигания;
– датчик управления ДУ, который представляет собой электромеханический ключ (контакты прерывателя) или электронный ключ (мощный транзистор или тиристор), который управляется РМЗ и служит для подключения и отключения ИТ к накопителю ИВН, т.е. управляет процессами накопления и преобразования энергии, коммутируя первичный ток;
- распределитель импульсов высокого напряжения Р, который механическим либо электрическим способом распределяет высокое напряжение по соответствующим цилиндрам двигателя;
– элементы помехоподавления ПП, функции которых выполняют экранированные провода и помехоподавляющие резисторы, размещенные либо в распределителе Р, либо в свечных наконечниках, либо в высоковольтных проводах в виде распределенного сопротивления;
– свечи зажигания СВ, которые служат для образования искрового разряда и зажигания рабочей смеси в камере сгорания двигателя.
Рис. 1. Структурная схема батарейной системы зажигания
Классификация батарейных систем зажигания
В зависимости от промежуточного накопителя энергии различают системы с накоплением энергии в индуктивности и емкости (например, транзисторная и тиристорная).
Классификационная схема батарейных систем зажигания, использующих катушку (или несколько катушек) зажигания в качестве источника импульсов высокого напряжения, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Классификационная схема батарейных систем зажигания
Системы зажигания в представленной классификационной схеме подразделены по шести основным признакам:
- по способу управления (синхронизации) системой зажигания;
- по способу регулирования угла опережения зажигания (УОЗ);
- по способу накопления энергии;
- по способу коммутации первичной цепи катушки зажигания;
- по способу распределения импульсов высокого напряжения;
- по типу защиты от радиопомех.
В соответствии с классификационной схемой (рис.2) различают следующие системы зажигания, которые серийно выпускаются в настоящее время у нас в стране и за рубежом:
- контактная с механическим прерывателем и катушкой зажигания, или классическая система зажигания;
- контактно–транзисторная система зажигания;
- контактно–тиристорная с накоплением энергии в емкости:
- бесконтактно–тиристорная с накоплением энергии в емкости и индукционным датчиком;
- бесконтактно–тиристорная с накоплением энергии в емкости с датчиком Холла;
- бесконтактно–транзисторная система зажигания с магнето;
- бесконтактно–транзисторная с накоплением энергии в индуктивности и индукционным датчиком;
- бесконтактно–транзисторная с накоплением энергии в индуктивности с датчиком Холла;
- бесконтактно–транзисторная с накоплением энергии в емкости с датчиком Холла;
- цифровая с механическим распределителем;
- цифровая со статическим распределителем;
- микропроцессорная система управления автомобильным двигателем (МСУАД).