26 апреля 1994 г. постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь.
Получая с глубокой признательностью дарованное мне медицинской наукой и практикой звание врача, перед моими учителями и коллегами КЛЯНУСЬ:
― в любое время помогать каждому больному, независимо от его социального происхождения, вероисповедания и национальности;
― всегда хранить профессиональную тайну;
― постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное искусство, содействовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
— обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к своим коллегам и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
― беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины;
― всегда помнить о высоком признании врача, об ответственности перед белорусским народом и государством.
Верность этой клятве обещаю пронести через свою жизнь.
Огромное влияние на развитие этики оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) – создатель «Канона врачебной науки» рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медицинской помощью: «…Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудрости змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового.
|
|
Примечательно, что издавно проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу – аль Фарадж, живший в 13 веке, сформулировал следующее обращение к заболевшему «Нас трое - ты, болезнь и я; Если ты будешь с болезнью вас будет двое, я останусь один - вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна-мы ее одолеем».
В России вопросы этики получили правовое отражение в ряде документов Древней Руси. Так, в «Изборнике Светослава»(11 век) имеется указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11-12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В Морском уставе Петра 1 сформулированы требования врачу, однако его обязанности рассматривались в отрыве от врачебных прав.
Многое для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые медики. С.Г. Зыбелин, Д.С.Самойлович, И.Е.Дядьковский, С.П.Боткин.
|
|
Характерной особенностью развития медицинской этики является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX века, предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В 1803 году английский врач Т. Персиваль издал книгу «Медицинская этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов» (хирурги в те времена к врачам не относились). Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне можно использовать для служебных инструкций врачам XX века. «Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось впечатление важности их службы, что покой, здоровье и жизнь тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности. Они должны усвоить также, что в их манере держаться следует соединить нежность с твердостью, снисходительность с авторитетом, чтобы пробудить в умах своих пациентов чувства благодарности, уважения и доверия... Чувства и эмоции больных в критических обстоятельствах следует знать и принимать во внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни... Поскольку неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, приглашенным в больницу... В больших палатах больницы с пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса, чтобы не было слышно окружающим. Тайна, когда того требуют особые обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к женщинам следует относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами жестоко... Никакие предосторожности при приеме больных, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей природе, или имеющих тенденцию усугубляться в нечистой атмосфере не могут устранить то зло, которое приносят тесные палаты и ложная экономия... Разграничение болезней, с которыми принимают в больницу, состояние воздуха, питание, чистота, лекарства — все это следует подвергать внимательной проверке в определенные периоды времени...».
Своеобразным «механизмом» контроля соблюдения этических норм в большинстве стран мира стали сегодня этические комитеты, создаваемые в научно-исследовательских учреждениях, которые проводят эксперименты на человеке и на животных. На сегодняшний день существует достаточно большое количество нормативных документов, разработанных и принятых различными международными организациями, которые, собственно говоря, и являются руководством, на которые должны опираться в своей деятельности члены этических комитетов.