Организация метрологической службы. Основы формирования метрологическойслужбы

Определяющая роль в организации метрологической службы и отдельных ее участков принадлежит типовым положениям, которые разрабатывает Госстандарт. В этих положениях приводятся общие варианты схем организационной структуры метрологической службы применительно к тем или иным категориям предприятий, излагаются задачи, функциональные обязанности и права отдельных участков метрологической службы. С учетом специфики отрасли типовые положения о метрологических службах рекомендуются для применения во всех без исключения ведомствах.

Однако реально существующая разновидность предприятий по характеру и сложности тематики, масштабу и специализации производства далеко не всегда дает возможность успешно выбрать или однозначно использовать типовые решения в процессе организации метрологических служб, особенно в начальной стадии развития системы метрологического обеспечения. Действительно, типовые положения, как правило, не учитывают производственно-тематической направленности предприятия, уровня развития и объема выполняемой работы в области метрологического обеспечения. Это обстоятельство создает определенные трудности для организаторов метрологической службы. Одна из них — выбор схемы организационной структуры метрологической службы.

Стремление организаторов службы добиться ее утверждения на уровне центральных лабораторий или отделов главного метролога часто наталкивается на сопротивление руководителей предприятий, которые по имеющемуся объему работы не ощущают необходимость в рекомендуемой положением типовой структуре. Вместе с тем, это не дает возможности привлечь к метрологическому обеспечению квалифицированных специалистов, способных в короткий срок наметить пути становления метрологической службы, возглавить ее отдельные участки.

К наиболее важным вопросам выбора схемы организационной структуры следует отнести:

единство и централизованность метрологической службы;

«масштабность» службы и ее участков как административных единиц;

число и взаимосвязь отдельных участков службы; административную подчиненность.

Достижение единства и централизованности метрологической службы или метрологического обеспечения можно рассматривать как решение одного из исходных вопросов в практике формирования органов метрологических служб предприятий. Его суть состоит: во-первых, в полной ликвидации организационной и административной разобщенности отдельных специализированных участков и соответствующих специалистов, сосредоточении всех работ по метрологическому обеспечению в едином метрологическом комплексе; во-вторых, в распространении функций метрологического обеспечения каждого из участков этого комплекса или отдельных специалистов на все без исключения производственно-тематические подразделения предприятия.

Нерешенные вопросы единства и централизации метрологической деятельности на предприятии ведут за собой немалые потери государственных средств, так как метрологические участки, которые входят в различные производственно-тематические подразделения, практически, не в состоянии обеспечить единую техническую политику на предприятии в области метрологического обеспечения.

Вопросы единства и централизации поверки и ремонта средств измерений в настоящее время решаются достаточно успешно, однако фактическое состояние дела еще далеко не соответствует действующим положениям о ведомственной метрологической службе. Вместе с тем, вопросы единства и централизации научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской деятельности в области метрологического обеспечения составляют серьезную проблему. Нельзя не заметить огромных материальных и трудовых потерь средств и ресурсов в тех случаях, когда почти в каждом производственно-тематическом подразделении развитого предприятия специалисты пытаются решать творческие задачи в различных областях измерений. Еще в большинстве случаев конструкторы, исследователи, испытатели, технологи и т. д., столкнувшись при выполнении своих конкретных производственно-тематических заданий с потребностью в измерении каких-либо параметров, вынуждены, в силу многолетней традиции, периодически отрываться от существа вопроса своей узкой тематики и разрабатывать те или иные методы, методики измерений, конструировать или компоновать различные средства измерений, обращаться к изучению специальной литературы. Практика показывает, что в ряде случаев эти специалисты отнимают у себя до 30—50 % времени на подготовку измерений, снижая качество своей работы, увеличивая затраты средств на тематику не только за счет трудовых потерь, но и за счет того, что выбранные или разработанные ими методы, методики или средства измерений оказываются далеко не оптимальными, малообоснованными, и не отвечающими поставленным требованиям, а результаты измерений — недостоверными. И это неудивительно, ибо даже специалисты-метрологи, конструкторы-приборостроители постоянно работающие в своей области, далеко не всегда успевают применять все то новое, что появляется в отечественной или зарубежной практике. По мере увеличения потребности в повышении объема или точности измерительной информации, дальнейшего развития метрологического обеспечения производственно-тематических задач все более целесообразным становится такое решение: творческие вопросы метрологического обеспечения должны планомерно сосредотачиваться, главным образом, на участках метрологической службы под научно-техническим руководством специалистов метрологов.

Эти специалисты в состоянии обеспечить заказчика продукцией более высокого качества и с должным техническим и экономическим эффектом. За последние годы этот эффект настолько очевиден, что противников единства и централизации решения творческих задач метрологического обеспечения становится все меньше и меньше. Действительно, несмотря на многообразие конструктивно-физической основы средств измерений и на различие физических явлений даже в пределах одной области измерений (которые, как правило, весьма затруднительно совмещать в процессе производственно-тематической деятельности в лице одного специалиста или метрологического участка) необходимость объединения на предприятиях всех участков, решающих вопросы разработки методов и подготовки средств измерений в единый научно-производственный комплекс, не может вызывать сомнения по ряду причин:

более низкие затраты материальных средств за счет исключения дублирования в метрологической практике:

уменьшение потребности в численности специалистов;

уменьшение трудовых затрат в процессе решения производственно-тематических задач за счет исключения из обще
го объема работы творческих специфических вопросов измерений;

исключение потерь от недостоверности измерительной информации;

наличие более высоких темпов развития областей измерений на предприятии за счет эффективной организационно-методической и научно-технической координации деятельности объединенных участков и специалистов.

Нередки случаи, когда нарушение принципа единства и централизации метрологического обеспечения, практически, может не вызывать на предприятиях отрицательных результатов в метрологической деятельности. Такого рода исключения имеют место, если в составе производственно-тематических подразделений или комплексов организуют специальных участки, на которые возлагают творческие метрологические работы, выполняемые постоянно специалистами-метрологами Специалистов по обслуживанию и ремонту некоторых видое средств измерений также не всегда нужно вводить в состав метрологической службы, если они в своих производственно-тематических подразделениях имеют полную загрузку в течение рабочего дня. Вместе с тем, такие автономные метрологические участки должны получать техническую и методическую помощь от центрального органа метрологической службы предприятия и выполнять свои функции под его надзором.

Анализ систем построения и деятельности крупных научно-исследовательских и опытно-проектных или конструкторских предприятий, в составе которых сформирована достаточно развитая опытно-производственная база, показывает, что понятия единства и централизованное™ метрологической службы могут носить особый характер. Их суть состоит в том, что для таких предприятий метрологическую службу допустимо разделить на два единых и централизованных для всего предприятия подразделения. Одно из них — отдел главного метролога, который выполняет творческие функции, разрабатывает конструкторскую документацию на внедрение методов, методик и средств измерений, программ и методик метрологической аттестации нестандартизованных средств измерений, нормативно-методическую документацию но организации метрологического обеспечения; организует и проводит метрологическую экспертизу конструкторской и технологической документации, а также осуществляет общий метрологический контроль за решением всего комплекса задач метрологического обеспечения, проводит на предприятии единую научно-техническую политику. Другое — отдел контрольно-измерительной техники выполняет контрольно-поверочные и ремонтно-эксплуатационные функции, изготовляет нестандартизованные средства измерений и т. д.

Такая разновидность соблюдения принципа единства и централизованности метрологической службы рациональна в том отношении, что в научно-конструкторских комплексах не создаются вспомогательные контрольно-производственные участки, а творческие работы в области метрологии оказываются максимально приближенными к основным тематическим задачам предприятий.

В этом случае ответственность главного метролога предприятия за поддержание высокого качества средств измерений в эксплуатации обеспечивается путем установления тесной методологической связи с отделом контрольно-измерительной техники и проведения на предприятии эффективного метрологического контроля.

Выбор и утверждение масштабности метрологической службы как административной единицы, структурных звеньев, численности персонала находится в компетенции руководителя предприятия, если в отрасли отсутствуют соответствующие утвержденные нормативы. Как правило, современные метрологические службы организуются в виде отделов главного метролога, отделов метрологии, центральных или комплексных лабораторий, включающих специализированные лаборатории, секторы, группы и т. д. Основной критерий выбора: характер или вид отрасли, категория предприятия, объем, сложность или комплексность задач, решаемых метрологической службой.

Нередки случаи, когда организаторы метрологической службы на предприятиях, стремясь к формированию структурной единицы высшей категории — отдела главного метролога или отдела метрологии, ограничивают функции этого подразделения, возлагают на него только вопросы контрольно-поверочной деятельности, ремонта средств измерений, надзора и т. д. и пытаются исключить из его деятельности такие важные вопросы, как разработку методов, методик и средств измерений; проведение метрологической экспертизы и т. д., оставив только общий контроль за решением этих задач.

Опираясь на типовые решения, рекомендованные к внедрению на предприятиях, и используя существующий опыт, можно установить, что организационная структура единой метрологической службы может быть реально представлена тремя вариантами.

Первый вариант предполагает формирование метрологической службы из основных звеньев (лабораторий, бюро, секторов и т. д.), каждое из которых решает отдельные специфические задачи метрологического обеспечения во всех областях измерений. Построение метрологических органов в этом случае дает возможность говорить о так называемой «комплексной» системе организации метрологической службы.

Второй вариант предполагает построение метрологической службы из основных звеньев, каждое из которых решает все задачи метрологического обеспечения в пределах одной или нескольких областей измерений. Вероятно, такое построение позволит говорить о «специализированной» системе организации метрологической службы.

Что же касается третьего варианта, то он основывается на комбинации комплексной и специализированной систем, образуя «комбинированную» систему организации метрологической службы.



 


Каждая из рассмотренных систем обладает определенными достоинствами и недостатками, но их реальная оценка возможна только на основе изучения и выполнения технико-экономического расчета применительно к конкретному предприятию.

Анализ задач метрологического обеспечения показывает, что независимо от того, будет ли метрологическая служба организована в виде отдела или лаборатории, представляет ли она комплексную специализированную или комбинированную системы — задачи метрологического обеспечения решают метрологический, экспериментально-конструкторский, контрольно-технический, ремонтно-юстировочный, эксплуатационный и монтажно-наладочный участки. Эти участки при комплексной системе организации являются основными звеньями метрологической службы, в то время как при специализированной системе они входят в основные звенья и охватывают одну или несколько областей измерений. Комбинированная система формируется чаше всего из специализированных контрольно-технических и комплексных звеньев, объединяющих метрологические и экспериментально-конструкторские участки. Ремонтные, эксплуатационные и монтажно-наладочные участки для всех видов средств измерений при: такой системе сведены в единое комплексное звено, как правило, мастерскую или цех. На рис. 3 и 4 показаны схемы организационной структуры при комплексной и специализированной системах организации метрологической службы, на рис. 5 и 6 — структура основных звеньев в том и другом случаях.

При комплексной системе в каждом из основных звеньев ведут работы по разным областям измерений, и каждое из этих звеньев решает только часть задач метрологического обеспечения. Это вызывает определенные трудности в управлении метрологическим обеспечением как у руководителей основных звеньев, которые должны решать вопросы во всех областях измерений, так и у руководителей метрологической службы. Последние вынуждены оперативно «увязывать» между основными звеньями решение задач метрологического обеспечения буквально во всех областях измерений. Это нередко ведет к потере «управляемости» основными звеньями и службой в целом со стороны соответствующих руководителей.

Особенность специализированной системы состоит в том, что в метрологическую службу входит ряд основных структурных звеньев, имеющих равные обязанности и права. Каждое из них централизованно, для предприятия в целом, решает весь комплекс задач метрологического обеспечения в своей области измерений. В этом случае руководители основных специализированных звеньев, по существу, являются главны ми специалистами на предприятии в конкретных областях измерений и несут ответственность за осуществление в этих областях всей научно-технической или «метрологической» политики.


Опыт показывает, что специализированная система является более универсальной, требует меньшее число работников высшей квалификации, каждый из которых имеет возможность быть не только хорошим организатором, но и высококвалифицированным специалистом в своей области. Такая структура более благоприятна для общего управления метрологической службой, так как ее руководитель в значительной степени освобождается от оперативной работы и имеет возможность решать наиболее принципиальные вопросы для всей службы.

Структура специализированной лаборатории электрических и магнитных измерений показана на рис. 6. Как видно из схемы, формирование какой-либо группы начинается с образования низовых участков и назначения ответственных лиц за состояние этих участков — ведущих специалистов. На метрологических участках — это ведущие инженеры-метрологи по области измерений, на экспериментально-конструкторских участках — это ведущие инженеры-конструкторы по видам средств измерений, на контрольно-технических участках — это ответственные лица (инженеры, техники, лаборанты и т. д.) за состояние средств измерений. Ремонтные, эксплуатационные и монтажно-наладочные участки также имеют своих ответственных лиц (слесарей или наладчиков КИП), распределенных по территориальным участкам (цехам, комплексам и т. д.) или видам средств измерений (щитовые, стрелочные, лабораторные и т. д.). Объем работы на низовых участках целесообразно рассчитывать па трех специалистов, один из которых — ведущий. Такие участки, являются наиболее устойчивыми структурными звеньями, как правило, всегда обеспечивают бесперебойную работу и необходимую взаимозаменяемость персонала. Безусловно, в пределах низового участка имеется более конкретное распределение функций, однако каждый из специалистов низового участка должен уметь выполнять работу, порученную другим работникам этого участка.

Построение основных звеньев метрологической службы на основе низовых участков во главе с наиболее квалифицированными специалистами повышает ответственность работников, улучшает «управляемость» основных звеньев, освобождая их руководителей от низовой оперативной работы.

При формировании основных структурных звеньев метрологической службы (и их составляющих) на высоком технико-экономическом уровне следует учитывать и такие требования, как:

рациональное использование специалистов и любого рода материальных средств и ресурсов;

обеспечение личной ответственности специалистов за состояние и уровень развития подведомственного участка;

устранение дублирующих вспомогательных трудовых операций.

Практика показывает, что на предприятиях, где разработка и исследования имеют незначительный объем, число участков, решающих задачи метрологического обеспечения при любой системе организации органов метрологической службы, может быть ограничено тремя: метрологическим и экспериментально-конструкторским, контрольно-техническим, ремонтно-монтажным.

Часто в составит метрологической службы создают самостоятельные участки, координирующие вопросы метрологического обеспечения и решающие вспомогательно-хозяйственные задачи. При большом объеме работы по внедрению новых методов и средств измерений, по проведению метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации в составе метрологической службы формируют ^подразделения, организующие разработку (внедрение) новой техники измерения (контроля) и проведение метрологической экспертизы. На базовых предприятиях метрологической службы Формируют подразделения, организующие работу поднадзорных предприятий и контроль за их метрологической деятельностью.

Один из важных вопросов в организации метрологической службы — вопрос ее подчинённости. Соблюдение рациональной схемы подчиненности имеет принципиальное значение для развития метрологической службы. Однако в ряде случаев руководители предприятий не соблюдают установленные 'положения, вводят метрологические службы в состав различных тематических подразделений или комплексов. Подобная практика сдерживает становление метрологической службы, снижает ее авторитет, как самостоятельной технической или научно-тематической службы предприятия, допускает неоправданное использование специалистов-метрологов для выполнения несвойственной метрологической службе производственно-тематической работы, нарушает четкость и должную направленность работы метрологических участков. Учитывая, что метрологическая служба обязана выполнять задания всех без исключения подразделений предприятия, она должна быть административно-технически подчинена только такому руководителю, который несет ответственность за производственную -или 'научно-техническую деятельность предприятия в целом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: