Народное художественное творчество является наиболее близким к профессиональному искусству по организационным, эстетическим, жанрово-видовым характеристикам, выразительным средствам. Не случайно её нередко определяют как своеобразный второй поток или резерв профессиональною искусства,его ухудшенный вариант. За этим стоят не только понимание социальной важности художественной самодеятельности, но и реальное отсутствие принципиальных эстетических различий между ними.
Бурное развитие народного художественного творчества и художественной самодеятельности до конца 60-х годов, когда в Программе КПСС, принятой на XXII съезде (1962), было объявлено о том, что вместе с профессиональным искусством они участвуют в «формировании художественной сокровищницы социализма», привело к всплеску научных публикаций по проблеме отношений этихдвух ветвей художественной культуры.
Взаимоотношения народного художественного творчества и профессионального искусства в 20-е годы как бы наметили иную линию, ведущую свое начало от отношений дореволюционного любительского творчества, фольклора и профессионального искусства. Дореволюционное любительское творчество оставалось в рамках явления сугубо бытового, досугового занятия и весьма чётко дистанцинировалось от профессиональною искусства, остававшегося принадлежностью элиты.
|
|
Народное художественное творчество взяло на себя иную социальную миссию. Оно стало также базой формирования многих профессиональных коллективов, поставилаиные эстетическо-исполнительские задачи, развёртывалась как художественно-институционализированное явление. Таким образом, проблема взаимоотношений народного художественного творчества с профессиональным искусством была поставлена самой практикой художественной жизни, от трактовки и решения этой проблемы зависели выработка стратегии, оценка достижений или, наоборот, недостатков в самодеятельном творчестве.
Народное художественное творчество длительное время выполняло функции профессионального искусства, являлось для него, как правило, резервуаром, источником пополнения. Значительная часть выдающихся деятелей искусства была в своё время участниками художественной самодеятельности, а на базе ведущих самодеятельных хоров, оркестров, театров создавались профессиональные государственные (или муниципальные) коллективы.
Народное художественное творчество ориентируется на профессиональное искусство в организационных формах, методике, репертуаре, пользуется нередко его исполнителями, прошедшими специальную музыкальную подготовку, и в свою очередь отдаёт наиболее талантливых своих исполнителей впрофессиональное творчество. Но заимствования народного художественного творчества от профессионального искусства осуществляются в рамках его любительской природы, переосмысливаются с учетом возможностей, интересов, предпочтений участвующих. Оно остаётся формой любительского творчества с присущими именно ему свойствами.
|
|
Однако ориентация на профессионализм, постоянное стремление во что бы то ни стало дать художественную продукцию, пригодную для культурного обслуживания населения, повлекли за собой не только «соревновательность» самодеятельности с профессионалами по качеству этой продукции, но и внедрение в деятельность коллективов специальных форм обучения, напряжённого режима выступлений, отбора участников.
Сложившиеся десятилетиями по типу профессионального искусства жанры художественно-самодеятельной работы, которые усиленно культивировали клубные учреждения, не давали возможности решать её специфические задачи, связанные с удовлетворением запросов самих участников. Она была направлена на получение художественного результата, на концертные выступления, смотры, фестивали и т.д.
Если исходить из критериев профессиональною искусства или фольклорного творчества, народное творчество будет им в чём-то уступать, проигрывать. Но при этом нивелируются её сильные стороны, которые позволяли бы оценивать её высшим баллом, выявлять оригинальность, самобытность, неповторимость, весомый вклад в искусство, культуру, не повторяя и не копируя ни профессионального творчества, ни фольклора.
Ситуация с пониманием существа художественной самодеятельности еще более обострилась в конце 90-х годов. Причинами этого явилась, с одой стороны, то, что следуя моде на фольклор, традиционное изобразительное искусство, промыслы и ремёсла, художественную самодеятельность вообще как бы исключили из круга явлений народной культуры; с другой стороны, многие (если не большинство) любительские коллективы, особенно в городах, превратились но своему реальному статусу в профессиональные, но в силу сложившихся обстоятельств, а также привлекательности фольклора продолжают сохранять имидж любительского явления. Наконец, нельзя не отмстить, что художественная самодеятельность перестала быть единственной социально-организованной формой народного творчества. В эту когорту вошли и фольклорное (сценическое) творчество, и прикладное народное искусство. Упростившиеся же пути миграции мастеров художественного творчества (любителей в профессионалов) сделали картину бытования художественных любительских коллективов ещё более многоплановой и сложной.
Участие профессиональных коллективов в качестве представителей народного творчества имеет и другие отрицательные последствия. Прежде всего в том, что этот тип творчества в сознании обывателя идентифицируется с фольклором. В одной из программ российского телевидения «Звёзды фольклора» к таковым были отнесены Л.Зыкина, А.Стрельченко, хор М.Пятницкого, ряд народныхоркестров и т.д.
Развитие народного творчества ставит перед руководителями, связанными в определённом отношении с профессиональным искусством, важные в практическом отношении задачи, решение которых требует серьёзной теоретической подготовки, понимания механизмов и возможностей использования существующих традиций, опыта. Народное художественное творчество представляет широкие перспективы наследования как фольклорных традиций, так и профессионального искусства. Однако для этого требуется понимание его собственной эстетической природы, эстетического своеобразия (49).