Раздел З. Культура научной речи

Научный стиль – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать ее истинность, а также новизну и ценность. Данный функциональный стиль литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладах, лекциях, учебной литературе, сообщениях на научные темы и т. д.

Наука обращена к интеллекту, к логике, поэтому научные тексты создаются с ориентацией на читателя-профессионала, специалиста, подготовленного к восприятию информации.

Научная речь неоднородна, поскольку может использоваться в разных сферах научной деятельности. Для систематизации представления о научном стиле используются две классификации его подстилей.

По сферам научного знания все тексты данного стиля можно разделить на научно-технические, научно-естественные и научно-гуманитарные. Каждая из разновидностей будет обладать своей терминосистемой, своими принципами представления научного материала (так, например, в научно-техническом тексте с большой долей вероятности можно прогнозировать появление схем, графиков, таблиц, большого количества числовых данных, тогда как в научно-гуманитарном тексте эти элементы будут использоваться в единичных случаях).

По функциональной классификации выделяются пять подстилей научной речи: 1) собственно научный, представляемый в виде первичных текстов о достижениях в сфере интеллектуальной деятельности (монографии, статьи, доклады, диссертации, дипломные работы); 2) научно-информативный, состоящий из «вторичных» текстов, т.е. текстов, передающих информацию о собственно научных работах (рефераты, автореферат, аннотация, тезисы); 3) научно-справочный, представляющий в специальных изданиях объективную научную информацию в концентрированном, сжатом виде (словари, справочники, каталоги, энциклопедии); 4) учебно-научный, ориентированный на доступное объяснение научной информации людям с меньшей информационной базой по данному вопросу (учебники, методические пособия); 5) научно-популярный, призванный привлечь массового читателя к научным проблемам (книги, очерки, лекции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: