Дискуссия– равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе дискуссии люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Решение, принимаемое в результате дискуссии, воспринимается учениками как свое собственное и выполняется учениками гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива.
Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:
- изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;
- то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;
- дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;
|
|
- знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;
- выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;
- участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;
- время для дискуссии неограниченно;
- нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; решения принимаются с учетом перспективы развития группы;
- все участники несут равную ответственность за выбранное решение;
- участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;
- учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.
В зависимости от формы организации дискуссии бывают:
- «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;
- «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;
- «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;
- «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;
- «симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;
|
|
- дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках, или во время тайм-аута.
Диспут
Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды.
В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Выбрав тему диспута, педагог знакомит учащихся с темой, вопросами, которые будут обсуждаться на диспуте, и предлагает познакомиться с необходимой литературой. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.
Очень значима роль ведущего на диспуте. Ведущий обязан
предоставлять слово всем желающим, следить за соблюдением регламента, культурой общения, регулировать очередность выступлений, заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.
В ходе диспута он следит за соблюдением правил его проведения. Эти правила могут быть составлены самими учащимися. Например:
J Каждый из присутствующих имеет право участвовать в обсуждении.
J Будь готов терпеливо выслушать любое мнение, даже если ты с ним не согласен.
J Критикуй идеи, а не людей.
J Прежде, чем сделать выводы, надо учесть все идеи и факты, которыми руководствуется оппонент.
J Будь готов изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
J Главное не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Вариант правил:
Пришел – не молчи.
Коротко – о многом.
Критикуешь – предлагай.
Предлагаешь – делай.
Дебаты
Слово «дебаты » в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами).
В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, приводят примеры, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.
Проведению дебатов должна предшествовать большая предварительная работа:
– распечатка материалов;
– знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
– определение определенного тезиса дебатов;
– работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;
– индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из
основных мыслей доклада, выступления, лекции. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Лучше когда тезис
|
|
предлагают сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступления, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
- справа от председателя – защитники тезиса (4 человека;)
- слева от председателя – противники тезиса (4 человека);
- в конце помещения, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).
Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к
ведущему: «Господин председатель,…» Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя формулу «господин (госпожа)».
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:
1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
2) третьи номера опровергают аргументы соперников;
3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.
Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся, или до соответствующей команды председателя.
Выступающий, в зависимости от своей позиции, подходит к определенной стороне кафедры, становится рядом с ней и кратко излагает свою мысль.
|
|
Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы выступающему и давать дополнительную информацию. Для этого
необходимо поднять руку, встать с места и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить
желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.
Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.
Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.
Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 минут; вторых, третьих, четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления любого участника дебатов, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.
Участники дебатов могут меняться местами или покидать помещение только в перерывах между выступлениями.
Председатель успокаивает присутствующих, говоря слово «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, а также присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.