double arrow

Акты применения норм права: понятие, структура и виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;

акты применения права носят индивидуальный характер;

правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов

вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям

по форме внешнего выражения;

по субъектам, применяющим нормы права;

по функциональному признаку;

по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);

в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;

по способу принятия;

по характеру решения;

по юридическому значению;

в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

акты представительных органов;

акты исполнительных органов;

акты правоохранительных органов;

акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

акты-регламентаторы;

правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

акты конституционно-правовые;

акты административно-правовые;

акты уголовно-правовые;

акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

на регулятивные;

охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

на принятые коллегиально;

принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

запрещающие;

обязывающие;

управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

на основные;

вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают

акты однократного действия (наложение штрафа);

длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: