Постоянно действующие органы управления

на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне — региональные центры МЧС России;

на объектовом уровне -- отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

• пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;

• дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС (таблица 1 на стр. 24-25):

• режим повседневной деятельности;

• режим повышенной готовности;

• режим чрезвычайной ситуации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая -- для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств РСЧС входят службы, подразделения, учреждения и организации органов исполнительной власти -- федеральных и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Часть этих сил находится в постоянной готовности к действиям по ликвидации ЧС. Они могут привлекаться МЧС России для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Основу сил МЧС России составляют Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), войска гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и невоенизированные формирования ГО (приложения 1, 2, 3).

Части и подразделения войск ГО в 1996 г. более 100 раз привлекались к работам, связанным с ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Поисково-спасательной службой МЧС проведено более 2 тысяч операций, в ходе которых было спасено свыше 5 тыс. человек.

В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на укрепление служб МЧС. В некоторых случаях для экстренного реагирования на возникшую ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы РФ и другие воинские формирования, а также органы внутренних дел. Однако порядок их применения особый, он определен законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы создания и функционирования РСЧС и ее элементов, а также всей деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и проведения спасательных работ регулируются законодательством Российской Федерации.

Впервые в истории России - в ноябре 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (приложение 4), а в июле 1995 г. - Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (приложение 5).

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подвод но-технических, работ, радистов). На сегодня при советах РОСТО в девяти регионах имеется более 300 таких подразделений.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Общеобразовательные учреждения являются объектами подсистемы РСЧС. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях, в нем создается комиссия по чрезвычайным ситуациям. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения. Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) людей из зон чрезвычайных ситуаций и их временного размещения в подготовленных районах, вне зоны действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.

Основной задачей учебного заведения в области защиты от ЧС является изучение основных мероприятий по защите и правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

В подсистемах и звеньях РСЧС в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.

В образовательном учреждении для защиты учащихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план гражданской обороны. В них предусматриваются следующие мероприятия:

• укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

• эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

• использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

• организация медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов — антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебных целях в общеобразовательном учреждении, как правило, из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост.

Каждый учащийся образовательного учреждения должен уметь:

• действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

• предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

• проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

• работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

• пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);• оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: