double arrow

Статья 52 АПК РФ. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

  • с заявлениями об оспаривании НПА, ненормативных правовых актов ОГВ РФ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных ОГВ РФ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, ГУП и МУП, ГУ, а также ЮЛ, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной теми же органами.

2. Обращение в ВАС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Прокурор не может быть представителем в арбитражном суде.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"

Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

  1. участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции
  2. рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;
  3. участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  4. участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  5. рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
  6. апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд – прокурором или иными лицами (ч. ч. 1, 2 ст. 52 АПК РФ).

Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

Прокурору формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

Прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений в арбитражные суды, предусмотренные Кодексом (статьи 125, 193, 199, 209, 263, 274, 294 АПК РФ).

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования. В связи с этим суд извещает соответствующее публично-правовое образование, в интересах которого предъявлен иск, в лице уполномоченного органа о принятии искового заявления прокурора к производству и возбуждении производства по делу. Такое публично-правовое образование в лице уполномоченного органа вправе вступить в дело в качестве истца.

Дело, производство по которому возбуждено на основании заявления прокурора, может быть окончено заключением мирового соглашения при условии участия в нем всех заинтересованных лиц, в том числе прокурора.

Участие в деле истца не является основанием для освобождения прокурора от участия в судебном разбирательстве и выполнения им обязанностей, установленных процессуальным законодательством. В силу статьи 65 АПК РФ прокурор, вне зависимости от формы его участия в деле, должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд вправе потребовать от прокурора объяснений об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Особенности участия прокурора при рассмотрении дел в арбитражных судах апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционные и кассационные жалобы, надзорное представление прокурора на незаконное и необоснованное решение суда: порядок, форма и сроки подачи, содержание.

Следует помнить, что прокурор, вступивший в дело в любой стадии на основании ст. 52 АПК, является представителем государства, который осуществляет в арбитражном процессе функцию обеспечения законности и содействует вынесению законного и обоснованного судебного решения.

Как лицо, участвующее в деле, прокурор вправе обжаловать судебные акты в порядке апелляционного (гл. 34 АПК) и кассационного (гл. 35) производства, а также может ставить вопрос об их пересмотре в порядке надзора (гл. 36). В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК, он вместе с тем вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу (п. 10 постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 N 11).

В апелляционном порядке обжалуется решение суда, которое не вступило в законную силу. Апелляционное обжалование прокурором осуществляется по своей инициативе или по ходатайству лица, в интересах которого он обратился в суд первой инстанции. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд. Жалоба может быть подана в месячный срок со дня вынесения решения судом, если иной срок не установлен АПК (в соответствии с ч. 6 ст. 120 АПК определение суда о наложении судебного штрафа может быть обжаловано в 10-дневный срок; согласно ч. 4 ст. 206 АПК решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; ч. 5 ст. 211 АПК предусматривает, что решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба). По ходатайству прокурора, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и суд признает причины пропуска срока уважительными.

Форма и содержание апелляционной жалобы должны соответствовать требованиям ст. 260 АПК. Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ регламентирован порядок предоставления доказательств в суде апелляционной инстанции. В ч. 2 ст. 268 АПК внесены изменения, в соответствии с которыми дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об их истребовании.

В кассационном порядке обжалуются судебные акты, принятые судом первой инстанции и апелляционным судом и вступившие в законную силу. Кассационная жалоба может быть подана прокурором в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу судебных актов (ст. 276 АПК). Форма и содержание кассационной жалобы должны соответствовать требованиям ст. 277 АПК. При пропуске двухмесячного срока прокурор должен приложить к жалобе ходатайство о восстановлении срока и документы, подтверждающие уважительную причину пропуска срока (не позднее шести месяцев). В силу ч. 2 ст. 181 и ст. 273 АПК вступившее в законную силу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства, если такое решение было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции или если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, вступающего в законную силу немедленно, за исключением решения ВАС РФ, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу (ч. 7 ст. 195 АПК).

По представлению прокурора в порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, указанным в ст. 52 АПК, если он принимал участие в рассмотрении этих дел (ч. 1 ст. 292 Кодекса). Обращение о пересмотре судебных актов в ВАС РФ реализуется Генпрокурором РФ (его заместитель) форме представления (ч. 4 ст. 4 АПК), которое направляется в трехмесячный срок со дня вступления в силу судебного акта, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности оспариваемого акта. Представление рассматривается судом по правилам ст. 299, 304 АПК - коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий месяца со дня поступления представления в ВАС РФ.

Прокурору необходимо различать основания пересмотра судебных актов (пределы пересмотра) в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам (ч. 1 ст. 268 АПК). Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 АПК). Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли судами первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции. При рассмотрении дела суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В надзорной инстанции проверяется, не нарушает ли оспариваемый судебный акт единообразие в толковании и применении судами норм права; права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (ст. 304 АПК).

Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором. Особенности участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

- возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения;

- приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Прокурор или его заместитель при наличии оснований возбуждает производство по делу об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

- опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Прокурор может по своему усмотрению направить протест в орган административной юрисдикции, принявший соответствующее постановление, либо непосредственно оспорить незаконное решение в суд или вышестоящему лицу, уполномоченным его рассматривать:

  • вынесенное судьей, - в вышестоящий суд;
  • вынесенное коллегиальным органом, - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 25.11 Кодекса прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе находящегося у судьи. Хотя эта норма не носит правообязывающего характера, очевидно, что прокурорам необходимо стремиться обеспечивать участие представителя прокуратуры при слушании такого дела, что актуально и с точки зрения возможности лично отстаивать занятую позицию, обосновывающую виновность преследуемого в административном порядке лица, и из соображений оперативного реагирования на незаконные решения по делу, принимаемые в рассматриваемом случае судьей. Во всяком случае, если речь идет о применении ст. 17.7 КоАП, предусматривающей ответственность за умышленное невыполнение законных требований прокурора, деятельное участие последнего должно быть обеспечено. К тому же нельзя снимать со счетов и вопросы учета такой работы в ведомственной статистической отчетности. Часть 2 ст. 25.11 Кодекса предусматривает обязанность, в нашем случае судьи, уведомлять прокурора о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе последнего. На это обращается внимание и в п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5. Вместе с тем рекомендуется в резолютивной части постановления дублировать эту норму закона во избежание недоразумений. Отсутствие соответствующего извещения не является препятствием для участия прокурора в рассмотрении в суде дела, возбужденного по его инициативе.

В ч. 2 ст. 202 АПК определено, что производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших проступок, предусмотренный диспозицией статьи из приведенного выше перечня. Поскольку прокурор инициирует процедуру административного преследования путем вынесения постановления о возбуждении дела, а не протоколом, приведенная норма АПК начиная с 2002 г. вступила в коллизию с положениями КоАП. Данный вопрос до сих пор законодательно не разрешен.

При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры. В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК (в заявлении должны быть указаны: 1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для вынесения прокурором постановления; 2) должность, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление; 3) сведения о лице, в отношении которого вынесено постановление; 4) нормы закона, предусматривающие административную ответственность за деяния, послужившие основанием для вынесения постановления). К заявлению должно быть приложено постановление прокурора, вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП, с материалами дела, а также документ, подтверждающий вручение копии заявления лицу, в отношении которого прокурором вынесено постановление (ч. 2 ст. 204 АПК). Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого вынесено постановление. Дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 29.5 КоАП подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Полномочия прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции (включая мировых судей) определены ст. 25.11 КоАП и предусматривают право прокурора: а) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; б) представлять доказательства; в) заявлять ходатайства; г) давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела. Вправе также прокурор заявлять отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту и переводчику при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 25.12 КоАП, а также судье, если имеют место определенные ст. 29.2 КоАП случаи.

Согласно ст. 25.11 КоАП прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в нем. Статья 30.1 КоАП устанавливает фактически универсальную (если не брать во внимание решение, вынесенное должностным лицом) подведомственность дел о пересмотре не вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении судам районного звена. Речь идет об оспаривании решений как несудебных органов, так и мировых судей. Постановления судей районных судов опротестовываются в суд соответствующего субъекта РФ. Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 30.2 КоАП протест приносится тому органу, должностному лицу или в суд, где было вынесено незаконное, по мнению прокурора, решение. Статья 30.3 КоАП определяет, что протест может быть подан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии оспариваемого постановления. Ходатайство о восстановлении срока оспаривания постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении рассматривает судья районного суда, к полномочиям которого относится рассмотрение дела по жалобе на постановление мирового судьи, а ходатайство о восстановлении срока оспаривания решения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, вынесенного по протесту на постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП рассматривается судьей вышестоящего суда (субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда). Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 допускает возможность оспаривания определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока. Это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть оспорено, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Вполне очевидно, что при рассмотрении протестов должно быть обеспечено участие представителя прокуратуры, который поддерживает заявленные прокурором требования. Согласно п. 6 и 9 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса прокурор при рассмотрении судьей протеста вправе заявлять отводы и ходатайства, а также обязан давать заключение.

Согласно ч. 3 ст. 30.12 КоАП вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов могут быть опротестованы Генпрокурором РФ и прокурорами регионального уровня, а также их заместителями. Такие протесты приносятся согласно установленной ст. 30.13 КоАП подсудности. Прокуроры, уполномоченные приносить протесты, вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки после вступления постановления или решения в законную силу. В п. 34 данного постановления отмечается, что рассмотрение надзорных протестов не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП, что, в свою очередь, исключает возможность участия прокурора в процедуре исследования доводов, изложенных в его протесте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: