Ключи к опроснику

Полученную сумму положительных и отрицательных совпадений Ваших ответов с ключом, умножить на коэффициент, указанный в скобках.

1. Гипертимность (х 3):

ДА: 1,11,23, 33, 45, 55, 67, 77;

НЕТ: -

2. Застревание (х2):

ДА: 2,15,24, 34,37,56, 68, 78, 81;

НЕТ: 12,46, 59.

3. Эмотивность (х 3):

ДА: 3,13,35, 47, 57, 69,79;

НЕТ: 25.

4. Педантичность (х 2):

ДА: 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80, 83;

НЕТ: 36.

5. Тревожность (х 3):

ДА: 16,27,38,49,60,71,82;

НЕТ: 5.

6. Циклотимность (х 3):

ДА: 6,18,28,40,50,62,72,84;

НЕТ: -

7. Демонстративность (х 2):

ДА: 7,19,22,29,41,44,63,66,73,88,85;

НЕТ: 51.

8. Возбудимость (Х 3):

ДА: 8,20,30,42,52, 64, 75,86;

НЕТ: -

9. Дистимность (х 3):

ДА: 9,21,43,74,87;

НЕТ: 31,53,65.

10. Экзальтированность (х 6):

ДА: 10,32,54,76;

НЕТ: -

Обработка результатов

Для их обработки нужно изготовить трафареты в соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым. Затем осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключам и умноженных согласно им на 2 или 3или на 6. Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции судим в случае, если конечная сумма баллов по черте характера находится в диапазоне от 15 до 19 баллов.

4.11. Висбаденский опросник (для исследования характерологических особенностей личности)

В психологической и педагогической литературе рассматриваются обычно функциональные и динамические взаимодействия. Между тем систематический и критический подходы к анализу формирования межличностных и внутренних конфликтов человека позволят ответить на вопросы, как произошел конфликт и каково содержание этого конфликта. Опросник позволяет исследовать партнерские, семейные отношения; помогает выяснить значение физических и душевных симптомов и на основании этого наметить план воспитательных мероприятий или оказание психотерапевтической помощи человеку, семье в разрешении возникающих конфликтов. Опросник дополняет биографический метод исследования личности для составления психологической характеристики человека.

Данный опросник предназначен для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, которые задействованы в психосоциальной сфере. Однако надо помнить, что опросник не должен заменять собой беседу с человеком и других методов исследования.

Поведение состоит не только из совокупности отдельных поступков, но подчинено определенным закономерностям; выявляемые качества являются социальными и общественными нормами, переменными факторами социализации индивида, ролевыми стабилизаторами, групповыми признаками.

Предлагаемые шкалы являются биполярными, поэтому при полном согласии ставится «да», при полном отрицании – «нет»; промежуточные возможности ответов – скорее «да» и скорее «нет».

Все ответы по всем вопросам переводятся в баллы: «да» – 4 балла, скорее «да» – 3 балла, скорее «нет» – 2 балла, «нет» – 1 балл.

Выявляемые качества имеют три уровня: низкий уровень - 3–5 баллов, средний нормативный - 6–9 баллов; высокий уровень - 10–12 баллов. Крайние уровни являются наиболее показательными, так как высокий уровень отражает презентацию личности на вербальном уровне или в поведенческом плане, то, что должно «бросаться в глаза». Низкий уровень чаще всего замечается в последнюю очередь – отсутствие качества или бессознательное вытеснение этих качеств, замалчивание, сокрытие. Сопоставление крайних полюсов и анализ результатов позволят понять причину формирования этих черт личности, понять механизм психологической защиты и наметить пути самосовершенствования или коррекции. К каждому полюсу приводятся синонимы – существительные, прилагательные, глаголы и выражения.

Опросник позволяет сформировать представление о направленности личности: отношение к себе, отношение к другим, отношение к делу (к работе), к вещам. Так, например, шкалы 20, 21, 22, 23 дают общую картину ориентации человека.

Рис.1. Общая схема жизненных ориентаций

Шкалы 24, 25, 26, 27, раскрывают отношения человека с микросоциумом (семья), который является базисом формирования личности. Шкала 5 (честность) позволяет судить о том, на сколько объективно человек отвечает на утверждение, хотя для достоверности необходимо ввести дополнительную шкалу лжи.

По окончании обработки результатов строится характерологический профиль.

Уровень (баллы) Низкий 1,2,3,4,5 Средний 6,7,8,9 Высокий 10,11,12
Качества
1. Аккуратность      
2. Чистоплотность      
3. Пунктуальность      
4. Вежливость      
5. Прямота      
6. Усердие      
7. Обязательность      
8. Бережливость      
9. Послушание      
10.Справедливость      
11. Верность      
12. Терпение      
13. Время      
14. Контакты      
15. Доверие      
16. Надежда      
17. Нежность      
18. Любовь      
19. Религия      
20. Тело      
21. Деятельность      
22. Общительность      
23. Фантазии      
24. Я      
25. Ты      
26. Мы      
27. Пра-мы      

На основании профиля делается ранжирование качеств: те результаты, что выходят за средний уровень (какими качествами человек презентует себя другим или что выделяется в характере), начинают с максимального показателя – 12 баллов, затем 11 баллов и потом 10 баллов.

После этого ранжируют качества (если такие есть) низкого уровня, то есть такие, которые не проявляются, начиная с самого малого результата – 1 балл и далее до 5 баллов.

Данный опросник можно применять как индивидуально, так и при групповой форме психодиагностики. Важно отметить для обследуемых, что правильных или неправильных ответов не существует, здесь важно их мнение по поводу каждого утверждения.

Первый ответ будет наиболее важным, поэтому работать необходимо быстро.

Ниже приводится описание шкал и номера утверждений (ключ), которые относятся к каждой шкале.

1. Аккуратность – любовь к порядку проявляется в полном соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же найдена в нужный момент.

10 – 12 баллов – педантичность, стерильность, уборка.

3 – 5 баллов – беспорядок, небрежность,» Содом и Гоморра», разбрасывать вещи и не убирать за собой.

Утверждения: 10, 48, 79

2. Чистоплотность – под чистоплотностью понимается уход за телом, одеждой, предметами ежедневного пользования, чистоту и опрятность помещения и окружающей среды.

10 – 12 баллов – «вылизанная» квартира, быть ухоженным, одетым «с иголочки», чистюля.

3 – 5 баллов – неряшливость, не умытый, дурно пахнущий.

Утверждения: 16, 58, 81

3. Пунктуальность – это строгое соблюдение условленного или ожидаемого времени.

10 – 12 баллов – точность до минуты

3 – 5 баллов – непунктуальность, опаздания, заставляют себя ждать.

Утверждения: 35, 50, 83

4. Вежливость – понимается как скрытая агрессия на социум

10 – 12 баллов – сверх дружелюбный, подхалимство, лицемерие, галантный, хорошие манеры, неспособность отказать, быть милым.

3 – 5 баллов – ранящая невнимательность, «слон в посудной лавке», бестактность, дерзость.

Утверждения: 3, 21, 65

5. Честность/ прямота – это открытое высказывание своего мнения, не обращая внимания на возможные влияния или реакцию окружающей среды.

10 – 12 баллов – фанатичное стремление к истине, правдивость, откровенность, добросовестность, не скрывать своего мнения, «что на уме, то и на языке», говорить что думаешь, ничего не утаивать.

3 – 5 баллов – неискренность, скрытность, ложь, замкнутость, врет как по написанному, избегать объяснений.

Утверждения: 36, 52, 76.

6. Усердие/ деятельность – это готовность в течение длительного времени напряженно и утомительно работать для достижения определенной цели.

10 – 12 баллов – карьеризм, стремление к успеху, «трудится как пчелка», рвение, старание.

3 – 5 баллов – леность, сбой в работе, праздность, лодырничать.

Утверждения: 18, 31, 63.

7. Обязательность, точность, совестливость. Об обязательности мы говорим тогда, когда мы в чем-то можем положиться на человека и он даже в наше отсутствие выполнит свое обещание. Под точностью мы понимаем такую установку или поведение, которое направлено на возможно более безошибочное, безукоризненное выполнение работы. О совестливости мы говорим, когда любая деятельность выполняется в соответствии с внутренними требованиями точности, добросовестности и корректности.

10 – 12 баллов – принципиальность, совершенность, скрупулезность, расчетливость, обстоятельность.

3 – 5 баллов – неточность, необязательность, небрежность, «сегодня одно - завтра другое», «смотреть сквозь пальцы» на допущенную неточность.

Утверждение: 4, 17, 55.

8. Бережливость. Под бережливостью мы понимаем экономное обращение с деньгами и вещами.

10 – 12 баллов – скупость, ничем не гнушаться, отказывать себе во всем, считать каждую копейку.

3 – 5 баллов – расточительство, разбрасывать деньги пригоршнями, широта натуры.

Утверждения: 14, 32, 68.

9. Послушание. Под послушанием мы понимаем следование просьбам, поручениям, приказам внешнего авторитета (пассивное) и требование подобного поведения от других (активное).

10 – 12 баллов – слепое послушание, драконовская строгость, преданность авторитету, подчинять своей воле.

3 – 5 баллов – непослушание, упрямство, бунт, антиавторитарный.

Утверждения: 5, 26, 75.

10. Справедливость. Под справедливостью мы понимаем поведение, которое руководствуется больше разумными рассуждениями, чем личными привязанностями и склонностями.

10 – 12 баллов – жажда справедливости, суровая справедливость.

3 – 5 баллов – несправедливость, предпочтение.

Утверждения: 15, 38, 57.

11. Верность. Под верностью мы понимаем достаточно длительное следование («само собой разумеющееся») подсознательным или сознательным нормам и концепциям, первично в сексуальной, вторично в других сферах жизни.

10 – 12 баллов – ригидность, закоренелость, упрямство, держаться за унаследованное, не сгибаться, непоколебимый, неопровержимый, «пока смерть не разлучит вас!».

3 – 5 баллов – неверность, колеблющийся, как флюгер на ветру, навострить лыжи.

Утверждения: 12, 23, 42.

12. Терпение. Терпение означает способность ждать, отсрочивать удовлетворение желаний, а также поддерживать в себе и других развитие этой способности, несмотря на сомнения и ожидания.

10 – 12 баллов – терпение, умение ждать, оставлять время.

3 – 5 баллов – нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление на кого - либо, не хотеть ждать, критиковать, придираться.

Утверждения: 8, 39, 85.

13. Время. Под временем мы понимаем способность уделять себе и другим достаточное количество времени, оказывать другим достаточное внимание и разрешать кое-что себе самому.

10 – 12 баллов – уделять время себе/ другим, чувство времени, упорядоченное распределение времени.

3 – 5 баллов – перегрузки, стресс, «время – деньги».

Утверждения: 2,30, 78.

14. Контакты. Под контактами понимается способность посвящать себя другим людям, даже если они проявляют другие способности и поэтому не считаться с одобрением.

10 – 12 баллов – поиск общения, связь, близость, привязанность, отношения, интимность.

3 – 5 баллов – застенчивость, робость, скромность, стесненность, неуверенность, напряженность.

Утверждения: 19, 29, 61.

15. Доверие. Под доверием понимается способность принимать себя или других людей в их неповторимости, такими как они есть. Доверие – это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются.

10 – 12 баллов – доверительный, доверчивый, наивный.

3 – 5 баллов – недоверие, подозрительность, подозрение, подчинение, ревность, комплекс неполноценности, недоверие к себе.

Утверждения: 22, 54, 70.

16. Надежда – это способность признавать будущие возможности для развития и, таким образом делать успехи настоящего дня относительными.

10 – 12 баллов – оптимизм, розовые очки, ориентация на будущее.

3 – 5 баллов – сомнение, разочарование, безнадежность, бессмысленность.

Утверждения: 43, 64, 84.

17. Сексуальность/ нежность. Здесь понимается отношение к физическим контактам, к стимуляции себя и других людей, эрогенных зон.

10 – 12 баллов – умеющий принимать и дарить физические контакты, ласки, зависимый от этого.

3 – 5 баллов – страх прикосновений, зажатость, холодность, защита.

Утверждения: 11, 40, 66.

18. Любовь. Это, прежде всего, эмоциональное отношение, которое независимо от принятых или имеющихся норм, качеств и образа поведения другого человека; характеризуется принятием человека как личности. К ряду объектов любовь может подходить с различной градацией: например, можно принимать человека независимо от того, пунктуален он или нет, опрятен или нет и т.д. или если это чувство может быть отвергнуто.

10–12 баллов – принимающий, лично заинтересованный, балующий, попустительствующий.

3–5 баллов – отвержение, холодность, бесчувственность, горечь, равнодушие, наказание, разочарование, пессимизм, ненависть, требовательность.

Утверждения: 33,51, 82.

19. Вера, религия, церковь. Под верой мы понимаем способность устанавливать отношения с неизведанным в самом себе, с окружающим миром и неземным, а также интересоваться вопросом о смысле жизни. Религия является формой выражения веры, нередко связанная с изысканными обрядами и ритуалами. Церковь является институтом, объединяющим приверженцев одной религии, собирающей их вместе.

10 – 12 баллов – вера, вопросы откуда и куда, фанатичность.

3 – 5 баллов – неверие, «я верю только тому, что вижу», отвержение церкви, индифферентность, табу.

Утверждение: 9, 56, 73.

20. Тело/ощущения. На первом плане стоит ощущение тела – Я. Как переживаются различные ощущения и информация из окружающей среды? Что человек делает со своим телом и для своего тела?

10 – 12 баллов – психосоматические нарушения, неактивность, «бегство в свое тело».

3 – 5 баллов – активность, тренировки и занятия спортом, походы, расслабление и т.д.

Утверждения: 6, 46, 71.

21. Деятельность. Вид и способ проявления норм деятельности, как они включены в концепцию «Я», как на них влияют проблемы.

10 – 12 баллов – попытки решить проблемы при помощи активной деятельности (убирать, чистить, учиться...) с сознательным или бессознательным намерением забыть проблемы; акцентирование логического мышления; «бегство в работу».

3 – 5 баллов – с одной стороны, способность избежать требований достижения успеха; с другой стороны, отказ от общественно - требуемых достижений, «бегство в бездеятельность».

Утверждения: 25, 47, 77.

22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения при возникновении проблем.

10 – 12 баллов – способы поведения, с помощью которых проблемы решаются «бегством в общение».

3 – 5 баллов – «бегство в одиночество».

Утверждения: 44, 59, 68.

23. Фантазии/ будущее. Интуитивное суждение, вдохновение, творчество, как средство решения проблем, «бегство в фантазии».

10 – 12 баллов – попытки решить проблемы при помощи творческого подхода, мечтательности.

3 – 5 баллов – погружение в негативные (продуцирующие проблемы) мысли и концепции самовосприятия, как способ решения проблем.

Утверждения: 24, 49, 74.

24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам.

10 – 12 баллов – в сегодняшнем восприятии человека скорее позитивные, теплые, возможно гиперопека.

3 – 5 баллов – холодность, отвержение, безразличие.

Утверждение: мать – 7, 37, 67.

отец – 20, 60, 72.

25. Ты. Отношения между родителями.

10 – 12 баллов – позитивные, внимательные, умеющие преодолевать проблемы.

3 – 5 баллов – негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда переживались как скрывающие свои проблемы.

Утверждения: 27, 45, 80.

26. Мы. Отношение родителей к окружающему миру.

10 – 12 баллов – открытое, внимательное, терпимое, сердечное, общительность.

3 – 5 баллов – замкнутость, нетерпимость, защита, необщительность.

Утверждения: 28, 42, 62.

27. Пра – Мы. Отношения родителей к вопросам мировоззрения, религии, смысла жизни и к будущему.

10 – 12 баллов – оптимистичное, обнадеживающее, мотивирующее, обязывающее.

3 – 5 баллов – скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, безразличный настрой.

Утверждения: 13, 34, 53.

Инструкция: правильных ответов нет; здесь важно Ваше мнение по поводу утверждений. Работайте быстро, время ограничено.

Варианты ответов:

1 – полностью согласен «да»,

2 – скорее «да»,

3 – скорее «нет»,

4 – полностью не согласен «нет».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: