![]() |
Двухобмоточный трансформатор:
Активная проводимость соответствует потерям активной мощности в стали трансформатора от тока намагничивания
. Реактивная проводимость определяется магнитным потоком взаимоиндукции в обмотках трансформатора.
В расчетах электрических сетей двухобмоточные трансформаторы при
кВ представляют упрощенной схемой замещения (рис.2.4,в).
Проводимости ветви намагничивания определяются результатами опыта холостого хода (XX). В этом опыте размыкается вторичная обмотка, а к первичной подводится номинальное напряжение. Ток в продольной части схемы замещения равен нулю, а к поперечной приложено
(рис.2.5,а). Трансформатор потребляет в этом режиме только мощность, равную потерям холостого хода, то есть (рис.2.5, б)
. (2.10)
; (2.11)
, (2.12)
![]() |
. (2.14)
намного меньше, чем
, и полная мощность трансформатора в режиме холостого хода
приближенно равна намагничивающей мощности
.
С учетом (2.14) проводимость
определяется так:
. (2.15)
Сопротивления трансформатора
и
определяются по результатам опыта короткого замыкания. В этом опыте замыкается накоротко вторичная обмотка, а к первичной обмотке подводится такое напряжение, при котором в обеих обмотках трансформатора токи равны номинальному.
, (2.16)
. (2.17)
В современных мощных трансформаторах
и
.
. (2.19)
Потери активной мощности в
зависят от тока и мощности нагрузки
и
. Эти потери равны
. (2.20)
. (2.21)
Потери реактивной мощности в
аналогично (2.20) определяются так:
. (2.22)
Для трансформатора, через который проходят ток нагрузки
и мощность
, потери мощности с учетом (2.14), (2.21), (2.22) равны
; (2.23)
. (2.24)
Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы. Более экономично, чем два двухобмоточных, применять один трехобмоточный трансформатор (рис.2.6,б), все три обмотки которого имеют магнитную связь (рис.2.7,а). Еще более экономично применение трехобмоточных автотрансформаторов. Обмотка низшего напряжения магнитно связана с двумя другими. Обмотки же последовательная и общая непосредственно электрически соединены друг с другом и, кроме того, имеют магнитную связь. По последовательной обмотке течет ток
, а по общей - (
-
).
Напряжение общей обмотки меньше
ток в ней равен
, поэтому ее мощность меньше
. Можно показать, что мощность общей обмотки равна типовой. Обмотка низшего напряжения также рассчитывается на
или на мощность меньше
. Ее номинальная мощность выражается через номинальную мощность автотрансформатора [2]:
, (2.29)
где для
кВ
0,25; 0,4; 0,5.
![]() |
В трехобмоточном трансформаторе все три обмотки имеют мощность
. В автотрансформаторе общая и последовательная обмотки рассчитаны на типовую мощность
, а обмотки низшего напряжения – на
. Таким образом, через понижающий автотрансформатор можно передать мощность, большую той, на которую выполняются его обмотки. Чем меньше коэффициент выгодности
, тем более экономичен автотрансформатор по сравнению с трехобмоточным трансформатором. Чем ближе номинальные напряжения на средней и высшей сторонах автотрансформатора, тем меньше
и тем выгоднее использовать автотрансформатор. При
.
Схема замещения трехобмоточного трансформатора и автотрансформатора с
кВ приведена на рис.2.7,в, а с
кВ - на рис.2.7,г. Как и для двухобмоточного трансформатора, в такой схеме замещения отсутствуют трансформации, то есть идеальные трансформаторы, но сопротивления обмоток низшего и среднего напряжений приводят к высшему напряжению. Такое приведение соответствует умножению на квадрат коэффициента трансформации. Потери холостого хода
и
определяются так же, как и для двухобмоточного трансформатора. Потери
- известная каталожная величина, а
определяются из выражения (2.14) по каталожному значению
, %. Для трехобмоточных трансформаторов и автотрансформаторов задаются три значения потерь короткого замыкания по парам обмоток
,
,
и три напряжения короткого замыкания по парам обмоток
%,
%,
%.
В уравнениях (2.30) - (2.32) три неизвестных - активные сопротивления обмоток трансформатора
. Решив эти три уравнения с тремя неизвестными, получим выражения, аналогичные (2.17):
; (2.33)
; (2.34)
. (2.35)
В (2.33) - (2.35) величины
,
,
, соответствующие лучам схемы замещения, определяются по каталожным значениям потерь КЗ для пар обмоток:
; (2.36)
; (2.37)
; (2.38)
Аналогично этому по каталожным значениям напряжений КЗ для пар обмоток
%,
%,
% определяются напряжения КЗ для лучей схемы замещения
%,
%,
%:
; (2.39)
; (2.40)
; (2.41)
Все современные трехобмоточные трансформаторы выпускаются с одинаковыми номинальными мощностями обмоток. Для ранее выпускавшихся трансформаторов, имеющих различные мощности отдельных обмоток, каталожные значения
%,
для пар обмоток должны быть приведены к одной мощности (обычно к мощности обмотки высшего напряжения). Приведение
% производится пропорционально отношению мощностей обмоток, а приведение
- пропорционально квадрату этого отношения.
Для автотрансформаторов дополнительно указывается номинальная мощность обмотки низшего напряжения в долях номинальной мощности автотрансформатора, то есть
(2.29). Значения
% для пар обмоток приведены к напряжению обмотки ВН и отнесены к
. Значения
отнесены к номинальной мощности автотрансформатора
, а
и
- к номинальной мощности обмотки низшего напряжения, то есть к
.


