Тестовые вопросы и задания для студентов на 2014-2015 учебный год.
Дисциплина: Основы исследовании зерновых и технических культур
Специальность: 5В080100 - Агрономия, язык обучения – русский. Семестр 6, курс 3, группа АН -32
Преподаватели, ответственные за разработку тестов, Аюпов Е.Е.
№ | Уровен сложно сти | Вопрос | Раздел, тема | Ответ А (праильный) | Ответ В | Ответ С | Ответ Д | Ответ Е |
Совокупность приемов практического и теоретического познания и освоения действительности | Методика | Индукция | Дедукция | Система | Гипотеза | |||
Наука,изучающая диалектическую систему связей трех объектов исследования, которую Д.Н.Прянишников изобразил в виде треугольника | Агрохимия | Геометрия | Земледелие | Почвоведение | Диалектика | |||
Процесс выработки новых знаний в познавательной деятельности магистратура | Исследование | Анализ | Синтез | Методика | Метод | |||
Переведите латинское слово magister | Учитель | Доцент | Профессор | Ассистент | Академик | |||
Научный термин, который в переводе с греческого означает путь исследования | Метод | Методика | Диалектика | Анализ | Синтез | |||
Всеобщий метод познания природы, общества и мышления в их развитии и самодвижения | Диалектика | Опыт | Наблюдение | Эксперемент | Гипотеза | |||
Переведите греческое слово «dialektike» | Спор | Диалектика | Говор | Истена | Развитие | |||
Переведите греческое слово «methodos» | Путь исследования | Практика | Свет | Луч | Основа | |||
Сфера человеческой деятельности, вырабатывающая и систематизирующая обьективные знания о действительности | Наука | Производство | Экономика | Торговля | Исскуство | |||
Комплексная наука, изучающая законы полеводства с целью рационального использования земли, повышения плодородия почв и урожая культур | Агрономия | Полеводство | Земледелие | Почвоведение | Мелиорация | |||
Переведите греческое слово «agros» | Поле | Агроном | Угодие | Целина | Залежь | |||
Переведите греческое слово «nomos» | Закон | Теория | Учение | Спор | Новый | |||
Первая ученая степень во многих зарубежных странах | Бакалавр | Студент | Аспирант | Агреже | Ассистент | |||
В англо-американской системе образования между бакалавром и доктором | Магистр | Агреже | Лиценциат | Кандидат | Бакалавр | |||
Ученая степень в республике Казахстан | Кандидат, доктор | Студент, аспирант | Лаборант, ассистент | Доцент, академик | Аспирант, академик | |||
Ученое звание в республике Казахстан | Доцент, профессор | Кандидат, доктор | Доктор, академик | Студент, аспирант | Магистр, кандидант | |||
Обьективная реальность во всей ее конкретности и подлинности, включающая явление и сущность | Действительность | Аксиома | Наблюдение | Абстракция | Субъективность | |||
Две категории действительности, представляющие единство и противоположность | Явление, сущность | Анализ, синтез | Индукция, дидукция | Регресс, прогресс | Теория, практика | |||
Внешняя форма объекта научного исследования, познаваемая в ощущении и созерцании ученого | Явление | Сущность | Структура | Строение | Сложение | |||
Внутреннее содержание объекта научного исследования познаваемое мышлением человека | Сущность | Структура | Строение | Сложение | Явления | |||
Фактор жизни растении, который отражает главную особенность исследовании в агрономической науке | Свет | Тепло | Вода | Пища | Воздух | |||
Закон объединяющий теорию фотосинтеза и корневого питания растении | Автотрофность | Микротрофность | Миниумы | Максиума | Оптиума | |||
Закон, который реализуется на практике в результате расширенного воспроизводства плодородия почвы | Роста плодородия | Автотрофность | Гетеротрофность | Плодосмена | Либиха | |||
Закон, отражающий постоянство составных частей почвы, обусловленное равновесной плотностью | Корреляции | Тяжести | Инверсии | Фишера | Ревута | |||
Закон, соблюдение которого обеспечивает повышение плодородия почвы | Возврат веществ | Микротрофность | Автотрофность | Гетеротрофность | Мальтуса | |||
Закон, отражающий принцеп плодосмены путем внедрения севооброта в хозяйстве | Единство фотоценоза | Прянечникова | Повторных посевов | Монокультура | Парование полей | |||
Закон, имеющий определение: «При данном уровне потенциального плодородия почвы маскимальный урожай в севообороте имеет место при ежегодной смене культур, наиболее отдаленных по биологии и агротехники» | Плодосмена | Максиума | Оптиума | Миниума | ДВУ | |||
Агрохимик, изобразивший диалектическую систеиу связи в виде треугольника три вершины которого обозначают растения, почву и удобрения | Д Н Пряничников | А Теер | Ю Либих | К К Гедройц | Б А Ягодин | |||
Совокупность физико-химических и биологических свойств почвы, обеспечивающая урожай культур | Плодородие | Окультирование | Технология | Бонитировка | Генеральная | |||
Процесс улучшения прииродных свойств почвы путем внедрения интенсивных технологии возделывая культур | Окультурование | Мелиорация | Гипсование | Известкование | Агротехника | |||
Автор теории минерального питания растении и закона минимума | Ю Либих | А Теер | Ю Сакс | В Кноп | К К Гедройц | |||
Автор гумусовой теории питания растении | А Теер | Ю Сакс | В Кноп | К К Гедройц | Ю Либих | |||
Переведите греческое слово «tropke» | Питание | Трофей | Синтез | Дыхание | Элемент | |||
Воздушное питание растения с переводом солнечной энергии в потенциальную энергию органического вещества | Фотосинтез | Дыхание | Колорийность | Алиментация | Хемосинтез | |||
Питания растении с усвоением ионов нетолько почвенного раствора, но и поглошеными коллоидами | Корневое | Воздушное | Углеродное | Диетическое | Обменное | |||
Плодородие опытного участка, которое характеризуется общими запасами воды и пищи | Потенциальное | Эффективное | Экономическое | Относительное | Абсолютное | |||
Плодородие опытного поля, которое характеризуется доступными для растения запасами воды и пищи | Эффективное | Природное | Относительное | Исскуственное | Экономическое | |||
Плодородие опытного поля, которое характеризуется урожаем культур, затратами труда и себестоимостью продукции | Экономическое | Потенциальное | Суммарное | Природное | Эффективное | |||
Группа показателями плодороди яопытного поля, включающее физические и технологические свойства, водно-воздушной и тепловой режимами почвы | Агрофизическое | Агрохимическое | Биологическое | Механическое | Режимное | |||
Воднофизические константы почвы опытного участка для определения срока и норма полива культуры | НВ, ВЗР | МГ, ВУЗ | ПВ, ВУЗ | НВД, МГ | W, ВУЗ | |||
Основной биологический показатель плодородия почвы опытного поля | Органическое вещество | Водный режим | Пищевой режим | Тепловой режим | РН | |||
Показатели плодородия опытного поля, включающие биоту и фитосанитарное состояние почвы | Биологическое | Физическое | Сорбционое | Комплексное | Химическое | |||
Переведите латинское слово «humus» | Почва | Рельеф | Гумин | Гумат | Навоз | |||
Процесс, происходящий вне клеток почвенных микроорганизмов, но при участии выделяемых ими ферментов | Гумунификация | Нетрификация | Амонификация | Ферментация | Фиксация | |||
Фаза гумуса, которые теряется или пополняется, участвуя непосредственно в круговороте углерода и азота | Активная | Пассивная | Константы | Гуминовая | Средняя | |||
Тип гумуса с отношением гуминовых кислот к фульвокислотам более 1,5 | Гуматный | Фульватный | Нейтральный | Кислый | Щелочной | |||
Показатели плодородия опытного поля, включающие элементы питания и поглотительную способность почвы | Агрохимические | Биологические | Сорбционые | Комплексные | Физические | |||
Агрохимический показатель почвы опытного участка | рН | Гумус | Биота | Гербицит | Пестицид | |||
Катионы, переходящие из ППК в раствор и создающие кислотность | Н+,АI3+ | K+. Na+ | Ca2+. | Na+. Mg2+ | K+. Ca | |||
Катионы, переходящие из ППК в раствор и обусловливают его щелочность | Na+. Mg2+ | Н+,АI3+ | H+. Fe3+ | AI3+. Fe3+ | H+. Ce- | |||
Сорбция почвы взвешенных частиц крупнее 0,001 мм из фильтрующихся суспензии | Механическая | Физическая | Химическая | Обменная | Биологическая | |||
Адсорбция частицами почвы целых молекул различных веществ, в том числе и пестицидов | Физическая | Химическая | Обменная | Биологическая | Механическая | |||
Собция почвы с образованием нерастворимых и труднорастворимых в воде соединений | Химическая | Обменная | Биологическая | Физическая | Механическая | |||
Сорбция почвы из раствора различных катионов с вытеснением в него эквивалентного количества других катионов | Обменная | Механическая | Физическая | Химическая | Биологическая | |||
Сорбция почвы связанная с жизней растении и микроорганизмами которые избирательно поглащают из раствора необходимые элементы пищи, переводя их в органические соеденения своих тел | Биологическая | Обменная | Механическая | Физическая | Химическая | |||
Биологические методы повышения плодородия почвы опытного поля | Севооборот | Гипсование | Известкование | Внесение мочевины | Обработка почвы | |||
Определить процент гумуса опытного поля, если содержание углерода содержает 2 % | 3,45 | 4,55 | 2,50 | 5,00 | 6,90 | |||
Расчитать запас гумуса в т/га, если в слое 0-50см. с плотностью 1,3 гр/см 3 его содержание составляет 4% | ||||||||
Определить запасы доступного азота в кг/га, если в слое 0-40 см с плотностью 1,25 гр/см 3 его содержится 2,0 мг/ 100 гр почвы | ||||||||
Рассчитать запасы джоступного фосфора в кг/ га, если в слое 0-20 см с плотностью 1,2 гр/см 3 его содержится 1,5 мг на 100 г сухой почвы | ||||||||
Научный прием, регистрирующий и фиксирующий факты и явления действительности, отражающие в сознание ученого | Наблюдение | Индукция | Дедукция | Анализ | Синтез | |||
Воприятие информации на приборах, позволяющее исследователю быстро накапливать банк данных и обрабатывать их на компьютере | Научные наблюдения | Монитор | Аудит | ЭВМ | Статистика | |||
Научный прием, название которого соотвествует латинскому слову эксперемент и греческому - эмпиризм | Опыт | Модель | Стандарт | Обобщение | Гипотеза | |||
Переведите греческие слово «hуроtesis» | Научные предположения | Планирование | Программирование | Моделирование | Химия | |||
Научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте | Гепотиза | Синтез | Анализ | Дедукция | Индукция | |||
Переведите греческие слово «аnalisis» | Разложение | Аналитик | Озоление | Наличие | Система | |||
Научный прием, расчленяющий целое на составные части с целью детального изучения объекта исследования | Анализ | Индукция | Дедукция | Гипотиза | Синтез | |||
Переведите греческие слово «Sуnthesis» | Соединение | Искусственный | Естественный | Синтетика | Разложение | |||
Научный прием, изучающий объект исследования в единстве и взаимной связи его частей | Синтез | Анализ | Индукция | Дедукция | Гипотеза | |||
Переведите латинское слово «inductio» | Наведение | Индиго | Сознание | Мышление | Индукция | |||
Научный прием, отражающий способ мышления исследователя от фактов к сравнительным выводам | Индукция | Логика | Дедукция | Наблюдение | Эмпиризм | |||
Переведите латинское слово «deductio» | Выведение | Девиз | Разум | Логика | Теория | |||
Научный прием, отражающий логическое умозаключение исследователя от общего к частному | Дедукция | Логика | Индукция | Наблюдение | Эмпиризм | |||
Научный прием, позволяющий создавать явления природы, процесса, систем | Моделирование | Наблюдение | Обобщение | Опыт-проба | Эксперимент | |||
Научный прием, позволяющий изложить результаты исследования в общем виде по окончании эксперимента | Обобщение | Эссе | Заключение | Абстрагирование | Моделирование | |||
Научный прием, позволяющий логически обобщать конкретные отдельные составные части исследования с общими понятиями и законами развития | Абстрагирование | Наблюдение | Опыт-проба | Гипотеза | Анализ | |||
Метод определения гумуса,основанный на его окислении раствором калия двухромовокислого в серной кислоте | И.В.Тюрина | Кьелдаля | М.М.Кононовой | С.Ж.Рахимгалиевой | А.Теера | |||
Определить степень насыщенности основаниями (Y) в процентах, если сумма поглощенных оснований (S) равна 18 мг/экв, а поглощенного водорода (Hг) – 2 мг/экв/100 г. почвы | ||||||||
Рассчитать емкость поглощения в мг. экв/100 г. Почвы, если ППК содержит 400 мг Са2+, 60 мг Мg2+ и 18 мг NH4+, а эквивалентная масса кальция 20, магния 12 и аммония 18 | 47,8 | |||||||
Определить запасы продуктивной влаги в м3/га, если в метровом слое почвы опытного поля влажность составляла 20%, плотность -1,45 г/см3, а ВУЗ -140 мм | ||||||||
Научное исследование проводимое в агрохимической лаборатории с целью изучения действия факторов на опытные объекты | Лабораторный опыт | Опыт-проба | Полевой опыт | Производственный опыт | Лизиметрический опыт | |||
Научное исследование жизни растений и почвенных процессов в специальных бетонных или кирпичных устройствах | Лизиметрический опыт | Практический опыт | Опыт-проба | Полевой опыт | Вегетационный | |||
Научное исследование проводимое в полевой обстановке на специально выделенном земельном участке | Полевой опыт | Вегетационный | Лабораторный опыт | Опыт-проба | Практический опыт | |||
Научное исследование проводимое в контролируемых к условиях с целью установления различии между вариантами опыта | Вегетационный | Теоретический | Практический | Лабораторный опыт | Опыт-проба | |||
Вид полевого опыта, изучающий один количественный фактор в нескольких градациях | Однофакторный | Многофакторный | Двухфакторный | Вегетационный | Лизиметрический | |||
Вид полевого опыта, изучающий действие и устанавливающий характер и величину взаимодействие факторов | Многофакторный | Лизиметрический опыт | Опыт-проба | Лабораторный опыт | Однофакторный | |||
Вид краткосрочного полевого опыта, который закладывается ежегодно по одной схеме на новых участках с повторностью 3-4 года | Нестационарный | Стационарный | Демонстрационный | Опыт-проба | Длительный | |||
Вид краткосрочного полевого опыта, который проводится на постоянных участках с повторностью 4-10 лет | Стационарный | Нестационарный | Длительный | Многолетний | Массовый | |||
Вид полевого опыта продолжительностью более 50 лет | Длительный | Многолетний | Опыт-проба | Краткосрочный | Показательный | |||
Вид полевого опыта продолжительностью 11-50 лет | Многолетний | Длительный | Краткосрочный | Массовый | Единичный | |||
Вид полевого опыта, проводимый по разным схемам в отдельных пунктах, независимых друг от друга | Единичный | Массовый | Показательный | Географический | Опыт-проба | |||
Вид полевого опыта одинакового содержания, проводимый одновременно по согласованной схеме и методике, но в разных зонах | Географический | Единичный | Длительный | Многолетний | Срочный | |||
Метод поиска нового, что может быть использовано в последующем для совершенствования сельского производства | Опыт-проба | Точный опыт | Сравнительный опыт | Показательный опыт | Исследования | |||
Научное исследование, которое по существу совмещается с процессом внедрения агроприемов, проверенных, в научных учреждениях и в полевых | Опыт по учету эффекта | Опыт- проба | Точный опыт | Сравнительный опыт | Показательный опыт | |||
Научное исследование, которое изучает и проверяет рекомендации научных учреждений в конкретных условиях хозяйства | Точный сравнительный опыт | Показательный | Демонстрационный | Производственный | Опыт-проба | |||
Полевой опыт, который дает наглядное представление о преимуществе и особенностях нового приема, сорта,, виды удобрений, а их эффективность не вызывает сомнений | Показательный | Сравнительный | Точный | Пробный | Сортовой | |||
Комплексное научно поставленное исследование, которое проводится непосредственно в производственных условиях и отвечает конкретным задачам сельского хозяйства | Производственный с.-х. опыт | Бригадный | Звеньевой | Фермерский | АПК | |||
Греческое слово, отражающее положительное взаимодействие изучаемых факторов в многофакторном опыте | Синергизм | Антагонизм | Аудитивизм | Диалектика | Гипотеза | |||
Греческое слово, отражающее отрицательное взаимодействие изучаемых в опыте факторов | Антагонизм | Аудитивизм | Диалектика | Гипотеза | Синергизм | |||
Латинское слово, отражающее отрицательное взаимодействие изучаемых в опыте факторов | Аудитивизм | Диалектика | Гипотеза | Синергизм | Антагонизм | |||
Элемент методика опыта, показывающий изучаемый сорт, агроприем, виды и дозы удобрений, условия вегетации, их сочетания | Вариант | Фитоценоз | Делянка | Повторение | Повторность | |||
Один или несколько вариантов опыта, с которым сравнивают изучаемые варианты | Контроль | Повторение | Повторность | Лизиметр | Блок | |||
Число одноименных делянок каждого варианта, или число лет проведения опыта | Повторность | Вариант | Стандарт | Контроль | Лизиметр | |||
Часть площадь опытного поля, которая включает делянки с полным набором вариантов | Повторение | Повторность | Сотка | Гектар | Акр | |||
Элементарная граница полевого опыта | Делянка | Урожай | Повторение | Площадь | Схема | |||
Часть площади опытной делянки без ее концевых и боковых защиток | Учетная | Защитная | Выключка | Ширина | Длина | |||
Краевые части опытных делянок, исключающие влияние растений соседних вариантов | Защитка | Дорожки | Рядки | Междурядья | Выключки | |||
Часть делянки, на которой во время опыта допущены грубые ошибки или случайные повреждения | Выключка | Защитка | Блок | Средняя | Грубая | |||
Совокупность опытных и контрольных вариантов, объединенных общей идеей. | Схема опыта | Цель опыта | Задача опыта | Объекты опыта | Повторение | |||
Форма опытной делянки, если отношение сторон равно единице | Квадратная | Овальная | Круглая | Удлиненная | Прямоугольная | |||
Форма опытной делянки при отношении сторон больше единицы, но меньше десяти | Прямоугольная | Квадратная | Овальная | Правильная | Удлиненная | |||
Форма опытной делянки при отношении сторон более десяти | Удлиненная | Квадратная | Прямоугольная | Овальная | Правильная | |||
В зарубежной литературе термин, обозначающий как полное так и неполное повторение опыта | Блок | Повторность | Схема | Квадрат | Рендомизация | |||
Методы размещения делянок, на которых контрольный вариант располагается через 1-4 опытных варианта | Стандартные | Систематические | Случайные | Ротационные | Рендомизированные | |||
Метод размещения делянок, на которых стандарт чередуется с каждым опытным вариантом | Ямб-метод | Дактиль-метод | Парный | Двойной | Сложный | |||
Метод размещения делянок, на которых стандарт чередуется через два опытных варианта | Дактиль-метод | Двойной | Ямб-метод | Парный | Диметод | |||
Методы размещения делянок, на которых в каждом повторении варианты опыта чередуются в строгой последовательности | Систематические | Случайные | Стандартные | Хаотические | Броуновские | |||
Метод размещения делянок, на которых в последующих ярусах расположение вариантов опыта смещается на частной от деления число вариантов на число ярусов | Шахматный | Ярусный | Ямб-метод | Дактиль метод | Сложный | |||
Направление делянок длинной стороной в опытах по изучению эрозии на склонах | Вдоль | Поперек | По контуру | По диагонали | По водоразделу | |||
Направление делянок длинной стороной в опытах, разложенных между лесополосами | Перпендикулярное | Диагональное | Вдоль | Южное | Северное | |||
Опыт, требующий проведения исследований только на специально выделенном участке с хорошо изученный историей поля | Полевой | Производственный | Вегетационный | Лизиметрический | Показательный | |||
Типичность полевого опыта, в котором строго соблюдается зональная технология возделывания культуры | Агротехническая | Зональная | Технологическая | Полевая | Культурная | |||
Типичность опыта, результаты которого получены в благоприятный, средний и засушливый периоды вегетации культуры | Климатическая | Трехлетняя | Максимальная | Оптимальная | Минимальная | |||
Типичность опыта, проведенного на тяжелом суглинке, занимающим 90 % площади пашни хозяйства | Почвенная | Суглинистая | Тяжело-суглинистая | Хозяйственная | Механическая | |||
Принцип целесообразности и оптимальности, требующий соблюдения изучаемых различий в однофакторном опыте | Единственного различия | Ортогональности | Факториальности | Плодосмена | Возврата веществ | |||
Принцип, требующий соблюдения в схеме многофакторного опыта все сочетания изучаемых вариантов | Факториальности | Плодосмена | Возврата | Равнозначимости | Незаменимости | |||
Условия обозначение полного факториального эксперимента | ПФЭ | NРК | N2 | I =n | n2 | |||
Главный объективный показатель при оценке изучаемых вариантов при условии, что опыт достоверен по существу | Урожай и качество | Плодородие | Значимость | Уровень значимости | Р1 | |||
Показатели, которые характеризуют достоверность полевого опыта | Точность, существенность | Количество, качество | Вода, пища | Свет, тепло | Гумус, РН | |||
Методическое требование, которому соответствует правильно спланированная и реализованная схема опыта и другие элементы методики исследования | Достоверность | Типичность | Дисперсия | Планирование | Реализация | |||
Риск сделать ошибочное заключение при оценке результатов опыта, или это мера объективной возможности и обозначается Р1 | Существенность | Вероятность | Грубая ошибка | Дисперсия | Стандарт | |||
Существенность или уровень значимости, на который принято рассчитывать при оценке результатов опыта | 1 и 5% | 0 и 3 % | 5 и 10% | 10-15% | 15-20% | |||
Различие между фактическим значением изучаемой величины генеральной совокупности и результатом выборочного учета | Ошибка | Остаток | Итог | Плюс | Минус | |||
Ошибка, допущенная в опыте по изучению разных доз суперфосфата, если на контроле внесен аммофос | Грубая | Агрохимическая | Технологическая | При посевная | Минеральная | |||
Ошибка опыта, которая увеличивает или уменьшает, изучаемую величину в результате действия определенной постоянной причины | Систематическая | Грубая | Случайная | Абсолютная | Относительная | |||
Ошибка опыта, возникающая под воздействием неизвестных факторов, которые нельзя выделить и учесть в отдельности | Случайная | Систематическая | Грубая | Постоянная | Переменная | |||
Мера объективной возможности события, явления, которая обозначается Р и равна 100% - Р1 | Вероятность | Существенность | Точность | Значимость | Субъективность | |||
Различные обозначения точности опыта, или относительной ошибки | Sх-%, m% | P1. Sd | I. n | S2. Sd | C. ∑X | |||
Формула для расчета точности опыта или относительной ошибки-Sх- | 100Sх-: Х- | Sx- : Х- | ∑X:n | √S2 | S: N | |||
Формула для расчета абсолютной ошибки опыта – S x- | S: √n | ∑X: N | √S2 | I . n | n2 | |||
Группа объектов или явлений природы, имеющая характерные общие признаки | Совокупность | Повторность | Звено | Система | Партия | |||
Совокупность, в которой изучению подлежит вся группа объектов | Генеральная | Выборочная | Химическая | Математическая | Статистическая | |||
Метод, который считается основным при статистическом изучении совокупности | Выборочный | Массовый | Аналитический | Совокупный | Вариационный | |||
Выборочная совокупность, имеющая число объектов изучения менее 30 | Малая | Большая | Средняя | Случайная | Объективная | |||
Выборочная совокупность, имеющая число объектов изучения более 30 | Большая | Средняя | Малая | Объективная | Случайная | |||
Основное свойство любой совокупности, точный перевод которого с латинского языка означает изменчивость | Варьирование | Колебание | Амплитуда | Измерение | Вычисление | |||
Свойство, присущее всем предметам и явлениям природы, которое при любом научном исследовании обусловливает варьировании данных объекта | Изменчивость | Постоянство | Константа | Размерность | Атомность | |||
Изменчивость между объектами изучения, показывающая различия, которые не подлежат измерению и у одних объектов они имеются, а у других - отсутствует | Качественная | Количественная | Односторонняя | Абстрактная | Безразмерная | |||
Качественная изменчивость, когда изучаемый признак может принимать только два взаимоисключающих друг друга значения | Альтернативгая | Двухфазная | Двухклассная | Однофакторная | Двухфакторная | |||
Количественная изменчивость, когда различия между вариантами выражаются только целыми числами | Прерывистая | Цельная | Цифровая | Дробная | Непрерывная | |||
Количественная изменчивость, когда различия между вариантами выражаются любыми значениями | Непрерывная | Альтернативгая | Прерывистая | Генеральная | Выборочная | |||
Два типа изменчивости любой совокупности | Количественная, качественная | Плюсовая, минусовая | Рядовая, обычная | Фазная, двухфазная | Положительная, отрицательная | |||
Два типа варьирования количественной совокупности | Прерывная, непрерывная | Большая, малая | Целая, дробная | Плюсовая, минусовая | Единичная,десятичная | |||
Символ средней арифметической выборочной совокупности | Х | У | S | S2 | V | |||
Символ дисперсия выборочной совокупности | S2 | Х | У | S | ∑ Х | |||
Символ стандартного отклонения выборочной совокупности | S | S2 | Х | V | У | |||
Методы размещения делянок, на которых изучаемые варианты в каждом повторении располагаются по жребию или по таблице случайных чисел | Рендомизированные | Стандартные | Систематические | Ротационные | Шахматные | |||
Схема рендомизированного размещения вариантов опыта, где делянки расположены рядами и столбцами | Латинский квадрат | Рядовая | Латинский ромб | Парная | Двойная | |||
Схема размещения делянок опыта рядами и столбцами, а число вариантов в 2 или 3 раза больше число повторностей | Латинский прямоугольник | Латинский квадрат | Ямб - метод | Дактиль-метод | Латинский ромб | |||
Метод проведения эксперимента, в котором делянки одного опыта используют как блоки для другого опыта 8 | Сложных делянок | Ямб - метод | Дактиль-метод | Парный | Блочный | |||
Сплошной посев одной культуры для изучения изменчивости плодородия почвы опытного участка | Уравнительный | Рядовой | Узкорядный | Широкорядный | Разбросной | |||
Уравнительный посев на опытном поле, где проведены дробный учет урожайности одной культуры | Разведывательный | Сплошной | Разбросной | Шахматный | Ленточный | |||
Учет урожайности разведывательного посева одной культуры площадками 10, 50,100 м2 | Дробный | Однофазный | Двухфазный | Трехфазный | Раздельный | |||
Формула, отражающая основное свойство средней арифметической выборочной совокупности - Х | å(х - х)=0 | Х: n | x= 100S:V | x=100Sx: Sx% | x=åX: N | |||
Показатель вариации, определяемый путем деления суммы квадратов всех отклонений от средней арифметической на число степеней свободы | Дисперсия | Повторность | Число делянок | Число ярусов | Ошибка | |||
Число, отражающее одно любое отклонение от средней арифметической выборки, которое определяется варьированием всех остальных независимых величин, т.е. N -1 | Степеней свободы | Наблюдений | Вариантов | Повторений | Делянок | |||
Показатель вариации, дающий предстваление о вероятной средней ошибке отдельного единичного наблюдения и равен √ S2 | Стандартное отклонение | Дисперсия | Ошибка | Коэффициент | Стандарт | |||
Символ коэффициента вариации выборочной совокупности | V | Sx | X | S | S2 | |||
Коэффициент, отражающий стандартное, отклонение в процентах от средней выборочной совокупности, т.е. 100 S: Х | Вариации | Регрессии | Ошибка | Коэффициент | Стандарт | |||
Коэффициент вариации в процентах, при котором изменчивость плодородия опытного поля считается незначительной | Менее 10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | Более 25 | |||
Интервал коэффициента вариации в процентах, когда изменчивость плодородия опытного поля считается средней | 10-20 | 21-25 | 26-30 | 3 - 5 | 5 - 8 | |||
Коэффициент вариации плодородия почвы опытного поля, при котором полевые опыты проводить не рекомендуется | Более 20 | менее 5 | ||||||
Символ обозначения размера варьирования выборочной совокупности между значениями Хмакс и Хмин. | R | ∑X | Sx | X2 | √ X | |||
Рассчитать стандартное, отклонение, если дисперсия выборочной совокупности составляет 16 ц2/га | 0.4 | |||||||
Определить стандартное отклонение, если запасы гумуса опытного поля находятся в интервале 209-219 т/га, и коэффициент Пирсона равен 0,39 | 3.9 | 20.9 | ||||||
Определить стандартное отклонение, если содержание нитратов в почве составляет 110 – 119 кг/га, а коэффициент Снедекера равен на 3 | ||||||||
Определить коэффициент вариации (V), опытного поля, если содержание гумуса (X) в среднем составляет 3 %, а стандартное отклонение (S) равен 0,45 % | 15,0 | 1,50 | 3,45 | 2,55 | 30,0 | |||
Рассчитать средний урожай культуры при дробном учете, если стандартное отклонение равно 2,8 ц/га, а коэффициент вариации 14% | ||||||||
Рассчитать средне взвешенную величину, если на площадь 300 га содержание гумуса 4%, а на 100 га – 6% | 4,5 | 7,8 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | |||
Рассчитать стандартное отклонение, если средняя урожайность равна 20 ц/га, коэффициент вариации – 14% | 2,8 | 1,4 | 4,2 | 5,6 | 7,0 | |||
Этап научных исследовании, включающий разработку рабочей программы опыта с изучением истории опытного поля | Первый | Второй | Третий | Конечный | Финальный | |||
Этап научных исследований, включающий закладку опыта, проведение наблюдений и учетов согласно методике опыта | Второй | Третий | Первый | Конечный | Финальный | |||
Этап научных исследований, включающий математическую обработку и обобщение результатов опыта с написанием отчета | Третий | Первый | Конечный | Финальный | Начальный | |||
Раздел агрохимических исследований, где показана история опытного участка, тема, цель, задачи, объекты и схема полевого опыта | Планирование | Обзор литературы | Заключение | Обобщение | Методика | |||
Уровень значимости (Р1) в процентах, который обычно планируют для проведения полевого опыта | 0,1 | |||||||
Значение доверительной вероятности (Р) в процентах, которое планирует для проведения полевого опыта | ||||||||
Варианты ПФЭ, которые можно кодировать арабскими цифрами | Количественные | Стандартные | Качественные | Первого фактора | Второго фактора | |||
Варианты ПФЭ, которые можно кодировать латинскими заглавными буквами | Качественные | Количественные | Стандартные | Первого фактора | Второго фактора | |||
Отправной пункт для составления схемы опыта на основании обзора литературы по теме исследования | Рабочая гипотиза | Задание | План | Программа | Заявка | |||
Схема опыта по изучению количественного фактора с 4 вариантами | St P10 P15 P20 | St Навоз Солома Сидерат | St N Р 2О5 К 2О | St Mn B Cu | Пар Рожь Просо Пшеница | |||
Схема опыта с 4 вариантами по изучению качественного фактора | Контроль Навоз Солома Сидерат | Контроль P5 P10 P12 | St P15 P20 P25 | Солома N5 N10 N15 | St N30 Р30 N60 Р60 N90 Р90 | |||
Схема двухфакторного опыта, по изучению действия и взаимодействия количественных вариантов | St Р N20 Р 20N 20 | St P10 P20 P30 | Чулпан С – 4 С – 5 С - 6 | St N20 N30 N50 | Контроль N Р NК Р К | |||
Схема двухфакторного опыта по изучению действия и взаимодействия качественных вариантов | Контроль Солома Навоз Солома + навоз | Контроль Навоз Солома Сидерат | Контроль Зола Навоз Мочевина | St С – 4 С – 5 С - 6 | St N Р К | |||
Схема двухфакторного опыта по изучению качественных и количественных вариантов | Пар Пар + Р40 Пар + Р80 Зябь Зябь +Р40 Зябь + Р80 | St Чулпан С – 4 С – 5 С – 6 С - 7 | Контроль N Р К N Р N Р К | St Зола Солома Навоз Сидерат Р40 К60 | St Р20 Р40 Р60 N40 N40 Р60 | |||
Количество вариантов в ПФЭ по изучению трех элементов питания – NPK | ||||||||
Количество делянок в ПФЭ по изучению трех элементов питания (NPK) методом латинского квадрата | ||||||||
Рассчитать число повторностей полевого опыта при плановой ошибке 5 % и фактическом коэффициенте вариации плодородия почвы 10% | ||||||||
Рассчитать коэффициент вариации плодородия почвы, на который заложен опыт в 4 повторениях с точностью 5 % | ||||||||
Рассчитать относительную ошибку полевого опыта, заложенного в четырех повторениях на опытном участке с коэффициентом вариации 10% | ||||||||
Показатель выборочной совокупности, определяемый путем деления стандартного отклонения (S) на корень квадратный из числа наблюдения (√ N) | Ошибка выборки | Число степеней | Число делянок | Дисперсия | Число повторении | |||
Показатели, которые необходимо повышать при внедрении в производство лучший варианта полевого опыта | Урожай, плодородие | Азот, калий | Бор, медь | ПВ, НВ | НВ, ВУЗ | |||
Основные объекты агрохимических исследований | Культура Почва Удобрение | Гумус рН нитраты | Рост, Развитие, Старение | Метеорологические наблюдения | Пища, Вода Воздух | |||
Определить коэффициент дисперсности почвы, если содержание ила микро агрегатном и механическом анализах составляло 1,75% и 35,0 % | 36,75 | 33,25 | 0,05 | |||||
Определить коэффициент структурности почвы если при сухом рассеве глыб было 8%, а микро агрегатном - 12% | 1,5 | |||||||
Определить коэффициент водопрочности структура почвы опытного поля в процентах, если при мокром рассеве навески 25 г в приборе Бакшеева осталось 16 г7 | ||||||||
Показатель, который характеризует ветроустойчивость почвы опытного поля после проведения культурной вспашки с заделки навоза и соломы | Комковатость | Плотность | Твердость | Влажность | Усадка | |||
Определить комковатость слоя 0-5 см, где при сухом рассеве почвы массой 1000 г агрегатов менее 1 мм было 280 г | 72% | 28% | 56% | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|