Пифагор и Гераклит о понятии «философия»

Изобретение самого термина традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Пифагор первым дал себе название " философ" ("любомудр"), вместо "мудрец" ("сведущий "). На место "мудрости" как осведомленности о практической жизнедеятельности общества и личности, Пифагор поместил чистое размышление (рассмотрение "мудрости" - sophia - как любимого предмета), что позднее было названо "философией" (phileo - люблю и sophia). Философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.

Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.) — др.-греч. философ (г. Эфес в Ионии).

Философия, по Гераклиту - это искусство верной интерпретации и разделения чувственного текста на "слова и вещи". Каждое слово-понятие призвано объединять в себе соответствующую пару противоположностей. ("мудрость в том, чтобы знать все как одно").

Люди неверно расшифровывают этот мир: "большинство не воспринимает вещи такими, какими встречает их (в опыте)... но воображает". Люди погружены в себя, "присутствуя, отсутствуют" и видят лишь сновидения. Борьба у Гераклита - "отец", "царь" всех вещей, раскрывающая в людях и рабов, и свободных, и богов. Политеизм Гераклит призывал сменить единобожием: "Признавать одно Мудрое Существо: Дух, могущий править всей Вселенной".

Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности. Конкретно он имел в виду, чтовсе в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, "жизнь одних есть смерть других", да и вообще — жизнь есть смерть.

Поскольку все взаимосвязано, то всякое свойство относительно.

Гераклита интересует, прежде всего, изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: