Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 утверждено “Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением".

Специальное образовательное учреждение данного типа призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию наиболее запущенных детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. К числу таких учреждений отнесены:

· специальная общеобразовательная школа;

· специальное профессиональное училище;

· специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

В современных условиях профилактику девиантного поведения обеспечивает сама учебная деятельность школы [50]. Учебная деятельность в течение всего периода общего среднего и дополнительного образования оказывает позитивное влияние на подростков.

Идея организации дополнительного образования для детей и подростков (в том числе и для профилактики правонарушений) была закреплена в законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", по которому учреждения внешкольного воспитания были преобразованы в учреждения дополнительного образования детей.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей – это новый особый тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Основные задачи такого учреждения:

· обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

· адаптация их к жизни в обществе;

· формирование общей культуры;

· организация содержательного досуга.

С 1995 года дополнительное образование организуется не только в специальных, но и в обычных общеобразовательных учреждениях.

Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения по профилактике девиантного поведения подростков представляет из себя многоплановую и многоуровневую систему действий педагогического коллектива в сфере учебного и свободного времени учащихся (воспитанников), направленную на реализацию содержательных видов деятельности, способствующих развитию и удовлетворению их потребностей, на социальную адаптацию, подготовку к новым условиям жизнедеятельности в современном обществе.

Эффективность социально-педагогической деятельности образовательного учреждения по профилактике девиантного поведения подростков может быть повышена за счет организации на его базе инфраструктуры дополнительного образования и социально-педагогической службы под руководством социального педагога и с участием заместителя руководителя образовательного учреждения по безопасности.

Основными направлениями совершенствования работы образовательного учреждения по профилактике девиантного поведения подростков могут быть:

· программное оснащение содержательных видов деятельности в сфере свободного времени подростков;

· внедрение популярных и социально-значимых форм, методов, методик и технологий работы с детьми в сфере свободного времени;

· проведение концертно-конкурсных программ, викторин, массовых праздников и культурно - досуговых мероприятий в сфере свободного времени;

· спортивно-оздоровительная деятельность в каникулярный период;

· реализация социально-педагогических программ по работе с семьями;

· социально-правовая защита детства;

· социально-благотворительная деятельность и др.

Рекомендуемая литература:

Б а л ы х и н Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. – М.: ИФ «Образование в документах», 2007. - 248 с.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор - сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.- 192 с.

Иванова З.С. Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 300 - 344.

Иванова З.С. Профилактика детского и подросткового вандализма. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 284-300.

Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа с учащимися, имеющими отклонения в поведении. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 240-246.

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко.- М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Организация профилактической работы с девиантными детьми, склонными к употреблению психоактивных веществ. Лаборатория «Медико-психологическая реабилитация» МГППУ. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 344-374.

П е т р о в С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: МИОО, 2005.- 224 с.

Пилипенко В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

П и л и п е н к о В.Ф., К а р г и н А.Н. Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в образовательных учреждениях: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 4 /Отв. редактор Е.С. Кушель – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 56 с.

Противодействие вовлечению подростков и молодежь в экстремистские организации и религиозные секты. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 247-266.

Правовое воспитание учащихся в образовательных учреждениях. Лаборатория профилактики безнадзорности и правонарушений НИИ развития образования. В Сб.: Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Выпуск 4 / Отв. редактор В.П. Моисеенко. – Центр «Школьная книга», 2008.- С. 266-284.

Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: Учебное пособие // Под ред. А.Б. Фоминой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 128 с.

Кодексы Российской Федерации:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ ”;

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: