Тестирование. Тестирование – это проверка соответствия между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением в специально заданных

Тестирование – это проверка соответствия между реальным поведением программы и ее ожидаемым поведением в специально заданных, искусственных условиях. Разберем это определение по частям.

Ожидаемое поведение программы. Исходной информацией для тестирования является знание о том, как система должна себя вести, то есть требования к ней или к ее отдельной части. Самым распространенным способом тестирования является тестирование методом черного ящика, то есть когда реализация системы недоступна тестировщикам, а тестируется только ее интерфейс. Часто это закрепляется и организацией коллектива – тестеровщики оказываются отдельными сотрудниками и в некоторых компаниях они даже принципиально не общаются с разработчиками, чтобы минимально знать реализационных деталей и максимально полно выступить в роли проверяющей инстанции. Существует тестирование методом белого ящика, когда код программ доступен тестеровщикам и используется в качестве источника информации о системе 2) . Его схема представлена на рис. 7.1.

На этом рисунке видно, что на основе требований к системе создается реализация и тестовая модель системы. Тестирование есть сопоставление двух этих представлений с целью выявить их несоответствия. Чем независимее друг от друга будут эти представления, тем лучше. Иначе, если тестеровщики существенно используют информацию о реализации системы при составлении тестов, то они могут невольно внести в тесты ошибки реализации. Найденное при тестировании несоответствие – это еще не ошибка, поскольку сами тестеровщики могли неправильно понять требования, в тестах и средствах тестирования могли быть ошибки.

Данный подход закрепляется также и в организации коллективов программистов - тестеровщики, как правило, отделены от разработчиков. Это разные люди, несовместимые роли в MSF. В одной американской компании разработчики и тестеровщики сидят на разных этажах, ходят в разной одежде (тестеровщики в костюмах, разработчики – в свитерах) и начальство не поощряет нерабочие отношения между этими группами. Это, конечно же, крайность, но она еще раз подчеркивает, как важно, чтобы точка зрения на систему у тестеров отличалась от точки зрения разработчиков. Но, конечно, и та и другая должны исходить из общего видения системы – ее требований.

Специально заданные, искусственные условия, – те условия, где осуществляется тестирование. При этом ключевым аспектом здесь является наличие тестов – воспроизводимых шагов манипуляции с системой, приводящих к ее некорректной работе. Концепция теста очень важна, так как необходимо не просто обнаружить некорректное поведение системы, а создать и зафиксировать алгоритм воспроизведения ошибки – чтобы повторить его для разработчика или чтобы разработчик сам смог воспроизвести ошибку. Если ошибка не воспроизводится, то нет возможности ее исправить.

Тесты могут быть "ручными" и автоматизированными. "Ручной" тест – это последовательность действий тестеровщика, которую он (или разработчик) может воспроизвести и ошибка произойдет. Как правило, в средствах контроля ошибками такие последовательности действий содержатся в описании ошибки. Автоматический тест – это некоторая программа, которая воздействует на систему и проверяет то или иное ее свойство. Автоматический тест, по сравнению с "ручным", можно легко воспроизводить без участия человека. Можно создавать наборы тестов и прогонять их часто, например, в режиме регрессионного тестирования. Кроме того, автоматические тесты можно генерировать по более высокоуровневым спецификациям, например, по формально описанным требованиям к системе. А, например, тесты для компиляторов можно генерировать по формальному описанию языка программирования.

Таким образом, преимущества автоматических тестов перед "ручными" очевидны. Поговорим теперь о трудностях автоматического тестирования.

Во-первых, для того, чтобы тесты автоматически запускать, нужны соответствующие программные продукты, которые также являются неотъемлемой частью специально заданных, искусственных условий, которые мы сейчас обсуждаем. Их будем называть инструментами тестирования. В их задачу входит запуск теста на системе, "прогон" целого пакета тестов, а также анализ получившихся результатов и их обработка.

Кроме того, немаловажной задачей инструментов тестирования является обеспечение доступа теста к системе через некоторый ее интерфейс. Доступ к системе может оказаться затруднительным, например, в силу политических обстоятельств, когда сторонними разработчиками делается подсистема некоторой стратегической системы, и доступ к этой объемлющей системе у разработчиков сильно ограничен. Или в силу аппаратных ограничений – трудно "залезть" на "железку", где работает целевой код системы.

Кроме того, часто трудно "бесшовно" тестировать систему, оказывая на нее минимальное воздействие и добираясь при этом до всех аспектов ее функционирования. В целом, настройка и развертка готовых, сторонних тестовых инструментов часто оказывается дорогостоящей и непростой задачей. Разработка своих собственных тестовых инструментов также непроста.

  • Во-вторых, часто возникает проблема ресурсов для автоматического тестирования. Особенно при автоматической генерации тестов: часто есть возможность автоматически сгенерировать очень большое количество тестов, так что если их еще выполнять регулярно, в режиме непрерывной интеграции, то не хватит имеющихся системных ресурсов. При этом качество тестирования может оказаться неудовлетворительным – ошибки находятся редко или вообще не находятся. Дело в том, что количество всех возможных состояний программной системы очень велико, и тестирование не может покрыть их все. На практике, в реальных проектах, определяют критерии тестирования, которые определяют ту "планку" качества, которую необходимо достичь в этом проекте. Ведь хорошее качество стоит дорого и очевидно, что разное ПО имеет разное качество, например, система управления ядерным реактором и текстовый редактор. На практике, часто, качество ПО определяется бюджетом проекта по его разработке. Далее, в силу ограниченности ресурсов на тестирование часто целесообразно бывает определить те аспекты ПО, которые наиболее важны -как для общей работоспособности системы, так и для заказчика.

Наконец, кроме ограничения количества тестов их отбора важным является их прогон на некоторых (не на всех возможных!) входных данных. Часто здесь применяют принцип факторизации – множество всех возможных входных значений разбивают на значимые с точки зрения тестирования классы и "прогоняют" тесты не на всех возможных входных значениях, а берут по одному набору значений из каждого класса. Например, тестируют некоторую функцию системы на ее граничные значения – очень большие значения параметров, очень маленькие и пр. Часто факторизацию удобно делать, исходя из требований к данной функции, также бывает полезно посмотреть на ее реализацию и "пройтись" тестами по разным ее логическим веткам (порождаемым, например, условными операторами).

Виды тестирования. Не претендуя на полноту, выделим следующие виды тестирования.

  • Модульное тестирование - тестируется отдельный модуль, в отрыве от остальной системы. Самый распространенный случай применения – тестирования модуля самим разработчиком, проверка того, что отдельные модули, классы, методы делают действительно то, что от них ожидается. Различные среды разработки широко поддерживают средства модульного тестирования – например, популярная свободно распространяемая библиотека для Visual Studio NUnit, JUnit для Java и т.д. Созданные разработчиком модульные тесты часто включаются в пакет регрессионных тестов и таким образом, могут запускаться многократно.
  • Интеграционное тестирование – два и более компонентов тестируются на совместимость. Это очень важный вид тестирования, поскольку разные компоненты могут создаваться разными людьми, в разное время, на разных технологиях. Этот вид тестирования, безусловно, должен применяться самими программистами, чтобы, как минимум, удостовериться, что все живет вместе в первом приближении. Далее тонкости интеграции могут исследовать тестеровщики. Необходимо отметить, что такого рода ошибки – "ошибки на стыках" - непросто обнаруживать и устранять. Во время разработки все компоненты все вместе не готовы, интеграция откладывается, а в конце обнаруживаются трудные ошибки (в том смысле, что их устранение требует существенной работы). Здесь выходом является ранняя интеграция системы и в дальнейшем использование практики постоянной интеграции.
  • Системное тестирование – это тестирование всей системы в целом, как правило, через ее пользовательский интерфейс. При этом тестеровщики, менеджеры и разработчики акцентируются на том, как ПО выглядит и работает в целом, удобно ли оно, удовлетворяет ли она ожиданиям заказчика. При этом могут открываться различные дефекты, такие как неудобство в использовании тех или иных функций, забытые или "скудно" понятые требования.
  • Регрессионное тестирование – тестирование системы в процессе ее разработки и сопровождение на регресс. То есть проверяется, что изменения системы не ухудшили уже существующей функциональности. Для этого создаются пакеты регрессионных тестов, которые запускаются с определенной периодичностью – например, в пакетном режиме, связанные с процедурой постоянной интеграции.
  • Нагрузочное тестирование – тестирование системы на корректную работу с большими объемами данных. Например, проверка баз данных на корректную обработку большого (предельного) объема записей, исследование поведение серверного ПО при большом количестве клиентских соединений, эксперименты с предельным трафиком для сетевых и телекоммуникационных систем, одновременное открытие большого числа файлов, проектов и т.д.
  • Стрессовое тестирование – тестирование системы на устойчивость к непредвиденным ситуациям. Этот вид тестирования нужен далеко не для каждой системы, так как подразумевает высокую планку качества.
  • Приемочное тестирование – тестирование, выполняемое при приемке системы заказчиков. Более того, различные стандарты часто включают в себя наборы приемочных тестов. Например, существует большой пакет тестов, поддерживаемых компанией Sun Microsystems, которые обязательны для прогона для всех новых реализаций Java-машины. Считается, что только после того, как все эти тесты успешно проходят, новая реализация вправе называться Java.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: