Экономике отрасли (теории рыночной власти)

Конспект лекций по

Лекция 1. Предмет и подходы теории рыночной власти. О названии предмета.

Рыночная власть в самой общей форме выражается в способности рыночного агента (продавца или покупателя) перераспределять в свою пользу ресурсы и результаты экономической деятельности. То, что продавцы обладают такой способностью, было замечено с тех пор, как рынок стал предметом наблюдения. Однако проявления рыночной власти носили спорадический и неустойчивый характер, зависели от текущей конъюнктуры. По мере расширения рынка эти проявления усиливались в отдельных его зонах и принимали иногда очень устойчивый характер, например, в форме цехового права. Современный термин "олигополия" (несколько продавцов) впервые в современном значении употребил Томас Мор в своей "Утопии", а это 1516 год.

Рыночная власть сильнее, когда меньше продавцов. Когда появляется производительная техника, крупные фабрики вытесняют кустарей и начинается расцвет рыночной власти. Этот процесс быстро развивается во времена второй промышленной революции - последняя четверть 19 века: период торжества пара и железных дорог. В 1890 г. в США принимают антимонопольный закон Шермана, который в последующие десятилетия дополняется другими актами. Начинаются судебные процессы по обвинению отдельных компаний в монополизме. В ходе этих процессов разрабатываются и уточняются трактовки законодательства. Их решения служат основой для последующих разбирательств. Экономисты изучают материалы этих процессов, обоснованность их решений, изменение концентрации в различных отраслях и причины этого. Вводится единая промышленная классификация и периодически (раз в три-четыре года) производятся промышленные переписи, т. е. формируется промышленная статистика.

До начала тридцатых годов господствует в теории дихотомия: конкуренция - монополия. После выхода работ Чемберлина и Робинсон быстро завоевывает признание полиструктурное представление: между монополией и конкуренцией существует множество промежуточных градаций.

Неоклассический подход: совокупность понятий и методов современной микроэкономики. "Австрийский" подход: акцент на исключительную роль предпринимательства и факторов экономической динамики (исследования, разработки, нововведения). Трансакционный подход: изучает природу и роль трансакционных затрат в формировании экономических институтов. Поведенческий подход: включает в анализ цели отдельных людей и их влияние на результаты деятельности фирм. Информационный подход: анализирует, как воздействуют на деятельность рынков асимметрия информации, неопределенность. Экономика благосостояния: используется при анализе воздействия разных форм рыночной власти на общественное благосостояние, опираясь на широко принятый критерий Парето или другие критерии благосостояния.

Позитивный и нормативный подходы в ЭП. Позитивный подход: к каким результатам (цена, прибыль, выпуск, распределение доходов, излишек продавцов и потребителей и т.д.) приведет работа рынка в тех или иных условиях, как повлияет на них то или иное вмешательство в его деятельность (налоги, регулирование, национализация). Нормативный подход: какой результат является желательным, каков лучшим, какие средства его достижения более приемлемы.

Базовая парадигма: структура® поведение® результативность. Предполагается, что первопричиной результативности рынка является его структура (строение). Структура характеризуется числом продавцов и покупателей, степенью дифференциации продукта, входными барьерами. В свою очередь сама структура является следствием технологии, которая характеризуется производственной функцией. Таким образом, структура рынка является следствием некоторых объективных технологических факторов. Ее изменение следует за изменением технологии. Структура рынка, например, монополия, определяет "психологию" фирмы, ее решения. Эти решения приводят к той или иной результативности (прибыли, ценам, выпуску, расходу ресурсов на единицу выпуска, то есть эффективности). Но не может ли фирма задаться целью - вытеснить часть или всех конкурентов, или создать препятствия для входа на рынок и тем самым создать некоторую структуру рынка своим поведением, причем отдельные параметры результативности (в частности, цена) могут служить средством в достижении заданной цели? Это уже иная парадигма (концепция): парадигма стратегического поведения фирмы. Фирма в ней является не пассивным воплощением технологии, а активным структурообразующим фактором. Базовая парадигма придает больший вес объективным факторам, стратегическая - субъективным (новая технология возникает из заинтересованности в ней).

Проблемы эмпирической проверки теоретических моделей: доступность и качество информации; множество переменных; субъективные факторы; направление причинности.


Лекция 2. Источники рыночной власти

Условия совершенной конкуренции и реальные рынки. Неоднородность продукта (ограниченная взаимозаменяемость). Небольшое число продавцов и покупателей, особенно на рынках промежуточных товаров (отдача от масштаба). Взаимосвязанное поведение фирм.

Основные вопросы, на которые надо ответить в этой теме:

- что такое рыночная власть?

Для этого надо рассмотреть ситуацию, когда ее нет. Представим ситуацию: покупатель может приобрести один и тот же товар у множества независимых продавцов, предлагающих его на перебой. В действительности, чтобы продавец был вынужден продать товар без сверхприбыли, а только с некоторой нормальной прибылью, требуется выполнение весьма жестких условий, известных как условия совершенной конкуренции. К ним относятся: однородность (одинаковое качество любой единицы) товара, независимость продавцов, абсолютная мобильность ресурсов (свобода входа, доступность всех ресурсов по одинаковым для всех ценам), полная (совершенная) информированность продавцов (о наилучших технологиях) и покупателей (о ценах предложения). В этом случае в длительном периоде

 
 

P = MC = AC. Это можно показать на соответствующем рисунке.

Рис.1

 
 

В той степени, в которой эти условия нарушаются, продавцы или покупатели обладают рыночной властью, и цена отклоняется от предельных и средних затрат. Крайний случай - монополия: один продавец и множество покупателей товара. Тогда монополист, максимизируя прибыль,

Рис.2

выбирает сочетание цены и выпуска исходя из равенства MC = MR. Это можно показать на следующем рисунке.

Итак, в реальном мире

- сходные продукты отличаются друг от друга, причем во многих аспектах (в пространстве, во времени, по качеству, которое само многомерно)

- ресурсы (труд, капитал, земля) встречают препятствия при перемещении с одного рынка на другой

- постоянно возникают новые ресурсы, продукты и технологии, которые вступают в конкуренцию с уже существующими

- продавцы и покупатели не обладают полной информацией о технологиях, ценах

- продавцы (покупатели) могут обладать более полной информацией, чем покупатели (продавцы)

- продавцы (покупателей, или и тех и других) немногочисленны

- они могут вступать в сговор

Каждый из этих факторов может породить рыночную власть. Все-таки мы знаем, что рыночная власть тем больше, чем меньше продавцов (покупателей). Почему на многих рынках мало продавцов (покупателей)? Ключевой, хотя и не единственной причиной является экономия от масштаба. Это можно пояснить следующим рисунком.


Рис.3

AC1 - совершенная конкуренция; AC2 - олигополия; AC3 - естественная монополия.

Надо иметь ввиду, что структура рынка не задана раз и навсегда. Она может измениться под воздействием изменений спроса и затрат. Например, переход от больших мощных компьютеров к мощным персональным компьютерам устранил монополию машиносчетных станций. Напротив, появление гвоздильных автоматов лишило работы множество кузнецов. Сейчас происходят изменения в розничной торговле, связанные с приобретением товаров с помощью интернета, что может способствовать росту монополизма. Это можно отобразить смещением линии спроса или изменением формы линии средних затрат на рис. 3. Тем не менее, если спрос задан, и некоторая технология позволяет удовлетворять значительную часть спроса, то экономия от масштаба служит барьером для входа на рынок. Таким образом, усилению конкуренции препятствуют барьеры для входа.

Какие формы могут иметь эти барьеры? Существуют различные классификации барьеров: юридические и неюридические(стоимостные); стратегические и нестратегические; статические и мобильные; абсолютные (непреодолимые) и относительные (преодолимые).

Остановлюсь только на первой классификации. Юридические барьеры устанавливаются законодательством. Например, размер уставного капитала банка. В данном случае это принципиально преодолимый барьер. Другой пример - производство вооружения. Здесь барьер уже непреодолимый. Организация любой фирмы сопряжена с выполнением каких-то законодательный требований (оформление и регистрация документов, получение лицензий и т.п.). Поэтому вход на любой современный рынок сопряжен с преодолением юридического барьера. Кроме того, это стоит денег. Необходимы также расходы на организацию производства или торговли, которые зависят от специфики конкретного дела. В совокупности они составляют стоимостной барьер для входа. Очевидно различие в величине стоимостных барьеров для входа в судостроение и в производство кондитерских изделий, на рынок водителей и на рынок программистов.

Стоимостные барьеры можно подразделить на связанные с

- первоначальными затратами;

- экономией от масштаба.

Например, для организации маленького (с точки зрения всего рынка) банка требуются большие затраты. Но невозможно организовать маленький вагоностроительный завод, поскольку при небольшом объеме выпуска он будет средние затраты будут слишком велики.

Означает ли, однако, что если фирм мало и они способны извлекать сверхприбыль, то они обязательно будут делать это насколько это возможно? Что может подвигнуть фирмы отступить от максимизации прибыли?

а) Потенциальная конкуренция, возможная при низких барьерах выхода.

б) Стремление к увеличению доли рынка.

в) Управленческая слабина.

г) X -неэффективность.

Как оценить ущерб от рыночной власти на отдельном рынке и в экономике в целом? Экономисты используют концепцию излишков производителей и потребителей. Рассмотрим рис. 4


Рис.4

PEA - излишек потребителя PEA - излишек потребителя

BEP - излишек производителя BKEP - излишек производителя

KEE - общественные потери

Чтобы определить ущерб в экономике надо просуммировать потери по всем рынкам.


Лекция 3. Измерение рыночной власти

Если понимание рыночной власти не выходит за рамки вербальных определений без возможности ее количественной оценки, то нет твердой опоры для отделения конкурентных рынков от монополизированных.

Кроме того, измерение рыночной власти необходимо для проведения антимонопольной политики. Например, антимонопольный орган должен решить вопрос можно ли разрешить слияние компаний "Мерседес-Бенц" и "Крайслер".

Вы можете ответить: как так, на прошлой лекции вы показали нам как рассчитать ущерб от монопольной власти. Дело в том, что рассчитать величину треугольника Харбергера в действительности с приемлемой точностью невозможно.

Но тогда как количественно измерить рыночную власть? Обычно свойство некоторого объекта (в данном случае это фирма или рынок) измеряется не непосредственно, а через его (объекта) воздействие на другие объекты. Например, температура тела измеряется через его воздействие на вещество, заключенное в трубке термометра.

Каким "термометром" можно измерить рыночную власть? На что она воздействует, где она оставляет свои следы или чем она определяется или с чем коррелирует? Можно выделить, по крайней мере, четыре таких феномена:

- концентрация,

- прибыль,

- замещаемость,

- экономия от масштаба (на уровне завода или фирмы).

Рассмотрим их подробней.

а) Концентрация - число фирм на данном рынке и их относительные размеры.

Показателей концентрации очень много. Наиболее часто использующиеся показатели:

1. Индекс концентрации - совокупная доля некоторого числа крупнейших фирм в объеме данного рынка. Например, CR4 = 80% (или 0,8) означает, что 4 крупнейших компании обладают 80% рынка.

В современной статистике объем рынка измеряется, как правило, по добавленной ценности (у нас говорят - добавленной стоимости). Почему не в штуках или метрах? Потому, что товары на одном рынке неоднородны по свойствам, например, офисная мебель.

Рассмотрим следующую таблицу.

Величина CR4 Число отраслей Доля в общем числе отраслей, % Доля в сов. добавл. стоимости, %
0-19 20-39 40-59 60-79 80-100   19,2 36,4 26,8 12,5 5,1 21,7 38,8 19,7 14,9 4,9

2. Индекс Херфиндала-Хиршмана.

n

ИХХ = Σ s2 i,

i = 1

где si - доля i-й фирмы на данном рынке, выраженная в долях или процентах.

При монополии ИХХ = 1 (или в % =10000).

При 100 одинаковых фирмах ИХХ = 0,01 (или в % = 100). В США ИХХ применяется для принятия решений в области слияний и поглощений:

ИХХ

рынок с высокой концентрацией (запрет слияний и погл.) > 1800

рынок с низкой концентрацией (разрешение слияний и погл.)< 1000

промежуточная конц-я (требуется дополн. исслед-е) 1000<ИХХ<1800

Основной, хотя и не единственный, недостаток этих индексов - несовпадение статистической отрасли с рынком. Для группировки предприятий по отраслям в развитых странах используется стандартная промышленная классификация. Она строится на принципе возможной однородности технической организации производства и природы применения данного продукта. Для рынка же безразлично первое и важно второе, причем важно не просто то, что разные товары удовлетворяют одну и ту же потребность, а насколько близкими заменителями они являются. Например, автомобили: являются ли "ВАЗы", "Опели" и "Роллс-ройсы" автомобилями одного рынка? Степень заменяемости товаров измеряется перекрестной эластичностью спроса по цене:

ΔQi Pj

еij = _____ x _______

ΔPj Qi

еij может быть больше, меньше и равно нулю.

еij > взаимозаменяемые товары (субституты)

еij < взаимодополняющие товары (комплементарные)

еi j= независимые товары.

Скажем, если еij = +1, то это означает, что увеличение цены товара j на 1% увеличивает объем спроса на товар i также на 1%.

б) Прибыль.

1. Индекс Лернера.

P - MC,

P

где P - цена;

МС - предельные затраты.

Вспомним, что при совершенной конкуренции (отсутствии монопольной власти) цена равна предельным затратам. Следовательно, при совершенной конкуренции IL = 0. При той или иной степени монополизма 0 < IL < 1.

Его недостаток в том, что трудно практически определить предельные затраты, что еще более осложняется разницей в концепциях бухгалтерских и альтернативных затрат.

2. Индекс Бэйна.

Бухгалтерская прибыль - Нормальная прибыль,

Собственный капитал фирмы

то есть индекс Бэйна измеряет отклонение доходности капитала, называемой также нормой прибыли, от нормальной. Если бухгалтерская прибыль равна нормальной, то индекс равен нулю.

Проблемы его определения следующие:

- какую прибыль надо считать нормальной;

- каким методом оценивать собственный капитал фирмы; дело в том, что собственный капитал фирмы можно оценивать по бухгалтерскому балансу, а можно по рыночной оценке его активов (акций); ценность любого актива в рыночной экономике определяется по дисконтированному потоку доходов; например, квартиру можно сдавать в аренду и дисконтированная за определенный период арендная плата может являться ее оценкой;

Высокое значение и индексов Лернера и Бэйна необязательно указывает на рыночную силу. Оно может отражать, например, благоприятную конъюнктуру или конкурентные преимущества фирмы.

в) Взаимозаменяемость

Примером может служить индекс Папандреу, предложенный им в 1949 г. (Впоследствии Папандреу стал премьер-министром Греции).

Этот индекс называют также коэффициентом проникновения. Он таков

ΔQdi P j

С = lj · ─── · ───,

ΔPj Qdi

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей рыночной властью;

Pj - цена конкурента (конкурентов);

lj - коэффициент ограничения по мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. (lj = ΔQjпотен./ΔQd). (i - доминирующая фирма; j - конкурент(ы))

Чем ниже индекс Папандреу, тем выше рыночная власть данной фирмы и ниже способность конкурентов проникнуть на данный рынок. Правая часть индекса показывает насколько сильно повлияет изменение цен конкурентов на объем спроса доминирующей фирмы. Если влияние незначительно, то это говорит о слабой проникающей способности конкурентов.

Левая часть (lj) показывает какую долю дополнительного объема спроса, возникшего из-за снижения цены (конкурентами), они (конкуренты) смогут удовлетворить.

г) Экономия от масштаба

Минимальный эффективный размер.

 
 

Рассмотрим следующий график

Объем Q* является наименьшим, при котором средние затраты минимальны. Он носит название минимально эффективного размера (MES).

Если рыночный объем спроса при цене, равной минимальным затратам, поделить на Q*, то получим максимальное число эффективных заводов, которые могут уместиться на данном рынке. Оно может служить косвенным показателем конкурентности данного рынка. Надо, однако, учесть, что одна фирма может владеть несколькими заводами.

Чаще MES измеряют как долю в общем рыночном объеме спроса. Рассмотрим таблицу, в которой представлены такие данные.

Эмпирические оценки минимально эффективного размера (MES)

Отрасль MES в % от рынка Великобритании MES в % от регионального рынка Увеличение затрат в процентах при 50 % от MES
       
Произ-во обуви (фабричн.) 0.2 -  
Кирпич 0.5    
Хлеб      
Пиво      
Цемент      
Стиральный порошок   - 2.5
Электродвигатели   -  
Металлорежущие станки > 100 -  

Региональный рынок меньше общенационального. Поэтому. MES в процентном выражении здесь выше.


Лекция 4. Дифференциация продукта и реклама

Как дифференциация продукта и реклама могут использоваться для обретения, поддержания и эксплуатации рыночной власти?

 
 

Пример: фирмы

Pс = Pд = 100 руб./кг

Какую колбасу вы купите?

Люди не склонные к риску, а таких большинство, купят колбасу от САМСОНА.

А если Pс > Pд , например, Pс = 105, а Pд = 100 тогда что вы купите?

Опять-таки, вероятно, удастся удержать своих покупателей. Конечно, чем больше разность ΔP = Pс - Pд, тем будет больше перебежчиков. Пороговая величина ΔP, за которой начнется массовое бегство, может служить характеристикой рыночной власти САМСОНА.

Означает ли такое поведение покупателей, что качество САМСОНА выше, чем качество ДАЛИЛЫ? Вообще говоря, нет. Почему же покупатели согласны платить больше? В силу влияния рекламы, своего и чужого опыта они придают большую субъективную оценку САМСОНУ. Т.о., отличие продукта одной фирмы от продукта другой дает ей определенную рыночную власть.

Теперь выйдем за рамки примера и попробуем ответить на более общий вопрос: почему сходные по назначению товары отличаются друг от друга?

Сквозь историю проходят две взаимно переплетающиеся и противоборствующие тенденции: стандартизация (унификация) и индивидуализация. Стандартизация позволяет снизить затраты, индивидуализация - приблизить товар к вкусам, желаниям и возможностям отдельных покупателей.

Итак, со стороны спроса существует разнообразие вкусов, желаний и возможностей; со стороны предложения - стремление извлечь выгоду (дополнительную прибыль) из этого разнообразия.

Это приводит к следующим вопросам:

(позитивным)

- как фирмы осуществляют выбор разнообразия, иначе говоря, чем определяется количество разновидностей продукта, выпускаемое данной фирмой;

- как фирмы осуществляют выбор уровня качества продукта;

- как фирмы определяют величину затрат на рекламу и каков размер этих затрат;

(нормативным)

- не тратят ли фирмы на создание разнообразия больше ресурсов, чем это

- желательно с точки зрения общества (как они представляются тому или иному индивиду);

- приводит ли работа реальных рынков к оптимальному с точки зрения общества разнообразию (то есть когда выпускается не много и не мало разновидностей некоторого товара) или не приводит;

- выбирают ли фирмы оптимальное, с точки зрения потребителей, качество товара (ведь можно создать автомобиль, который будет ломаться чаще, а можно тот, который реже).

На некоторые из этих вопросов мы ответим в ходе рассмотрения того, как фирмы могут дифференцировать продукт, то есть мы рассмотрим топологию дифференциации продукта.

Можно выделить три способа продуктовой дифференциации:

- в пространстве

- во времени

- по качеству

Рассмотрим их по порядку.

1. Продуктовая дифференциации в пространстве.

Пример: в Петербурге несколько крупных и ряд мелких компаний владеют автозаправками. Безразлично ли этим компаниям, где разместить эти бензоколонки или между ними идет борьба за наиболее выгодные места расположения? Где выгоднее построить заправку? Очевидно там, где наибольший поток транспорта.

Теперь рассмотрим более общую задачу. Есть некоторый населенный пункт, располагающийся вдоль единственной улицы.

А В

         
   
 
   


Сделаем следующие предположения:

- в поселке только две булочных с абсолютно одинаковым ассортиментом;

- цены в этих булочных одинаковые;

- затраты булочников равны нулю;

- покупатели равномерно расположены вдоль улицы;

- каждый покупатель в единицу времени приобретает одну единицу продукта;

- покупатели всегда идут в ближайшую булочную, стремясь минимизировать время, необходимое для приобретения товара;

- перемещение булочной из одной точки в другую не требует затрат.

Попробуем ответить на следующие вопросы:

- где, в конечном счете, расположатся фирмы, или как говорят экономисты, каким будет равновесное размещение;

- какое расположение будет оптимальным с точки зрения потребителей;

- как повлияет на равновесное размещение (или проще - равновесие) изменение предположений.

Такая модель была предложена американским экономистом Гарольдом Хотеллингом в 1929 г.

Далее рассматривается процесс движения к равновесию (центр отрезка) и объясняется, почему это размещение является равновесным (никто не может улучшить свое положение, выбрав иную точку), находится точка наиболее выгодная покупателям (две точки на расстоянии одной четвертой от концов) и анализируются последствия изменения отдельных предположений.

2. Дифференциация продукта во времени.

Примеры:

а) Авиарейсы (поезда, автобусы) в одном направлении могут уходить в разные часы.

б) Концерты, встречи с колдуном, избавляющим от венца безбрачия, могут начинаться в разное время.

в) Магазины могут иметь разный временной режим работы.

Модель Хотеллинга может быть переформулирована для объяснения этой формы дифференциации продукта.

3. Дифференциация продукта по качеству.

Здесь каждый из Вас мог бы мог бы найти десятки примеров. Ясно, что чем большим числом качеств (характеристик) обладает товар, чем большее число значений может принимать каждая из характеристик, тем выше возможности дифференциации продукта.

Какое значение дифференциация продукта может иметь для обретения, поддержания и использования рыночной власти? Вначале лекции мы уже говорили об эффекте репутации. Отметим еще два момента. Предположим, что затраты укоренения в модели Хотеллинга больше нуля, как это и есть в реальной жизни. Тогда одна фирма может так разместить свои магазины (заправки и т.п.), что сделает невозможным прибыльный или достаточно прибыльный вход на рынок других фирм. Этот вывод применим не только к пространственной, но и к временной и качественной дифференциации. Скажем, фирма "Gallina Blanca" может выпустить такой широкий ассортимент супов, что усложнит поиск. С точки зрения рыночной власти важно отметить следующее:

1. Предположим, что затраты укоренения больше нуля, как это и есть в реальной жизни. Тогда одна фирма может так разместить свои магазины (заправки и т.п.), что сделает невозможным вход на рынок других фирм.

2. Фирмы могут дифференцировать качество так, что бы ущемлять интересы одних покупателей за счет других. Жюль Дюпюи (1804-1866), французский инженер и экономист, отметил еще в 1849 году, что железнодорожные компании специально делают вагоны третьего класса без крыши, а сиденья вагонов второго класса жесткими, чтобы вынудить платежеспособных покупателей ехать соответственно 2-м и 1-м классом. Он писал, что компании "отказывают бедным в необходимом, предоставляя богатым излишнее".


Лекция 5. Ценовая дискриминация

Существуют разные определения ценовой дискриминации. Наиболее простое: ценовое дискриминация это продажа некоторой фирмой одного товара разным покупателям по разным ценам. Слово "дискриминация" означает "различение, разделение" и не несет здесь никакой моральной нагрузки.

 
Рассмотрим следующий рисунок.


Рис. 5.1

Предполагается для простоты, что средние затраты фирмы-монополии постоянны (горизонтальная линия AC). Если фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, продает товар по единой цене, то объем выпуска будет Q*, а цена - P*. Выручка составит площадь прямоугольника P*LQ*O. Прибыль составит площадь прямоугольника P*LMN.

Если бы продавец смог с каждого покупателя получить его цену спроса, то он продал бы количество Q**, выручка составила бы KFQ**O, а прибыль - KFN, то есть больше на величину KLP* + LFM.

При каких условиях фирма может проводить дискриминацию? Их три.

1) Фирма должна обладать некоторой рыночной властью.

2) Фирма должна обладать способностью идентификации потребителя, то есть определения его цены спроса.

3) Покупатели должны быть лишены возможности перепродажи товаров.

Таким образом, наличие рыночной власти является необходимым условием ценовой дискриминации. Выполнение двух других условий позволяет извлекать с ее помощью дополнительную прибыль.

В зависимости от способности фирмы реализовать условия 2) и 3) различают три типа (иногда говорят - степени, рода) ценовой дискриминации.

I. Совершенная ценовая дискриминация. Она имеет место, когда продавец способен идентифицировать и отделить от остальных каждого покупателя. Именно эта ситуация и была показана на рисунке 5.1. Как видим, при этом типе ценовой дискриминации выпуск фирмы равен выпуску при совершенной конкуренции, но плата за это - присвоение продавцом излишка покупателей. Осуществить совершенную ценовую дискриминацию на практике весьма сложно, поскольку сложно идентифицировать цены спроса каждого покупателя.

Блочная ценовая дискриминация, или ценовая дискриминация второго рода. В этом случае продавец стремится выделить группы покупателей посредством увязки цен с объемами закупок. В частности, это может принимать форму скидок. Рассмотрим следующий рисунок.


Продавец устанавливает только два уровня цен: P1 на объем закупок от нуля до Q1 и P2 на объем сверх Q1. В этом случае он присвоит излишек потребителя P1KLMR (=P1KNR + TLMN), что меньше, чем при совершенной ценовой дискриминации. Чем больше ступеней цен, тем ближе блочная ценовая дискриминация к совершенной.

На графике 5.2 продавцу удалось определить объемы спроса данного покупателя при соответствующих ценах. В действительности фирма не располагает точными данными о функции спроса отдельных покупателей. Кроме того, они различны у разных покупателей. Поэтому определение ступеней цен и объемов является проблемой. С другой стороны, при заданных ценах и объемах покупатели сами определяют, сколько им выгодно купить, то есть производят самоотбор, что несколько облегчает задачу дискриминирующей фирмы.

II. Ценовая дискриминация третьего рода, или сегментная. В этом случае различение и разделение покупателей осуществляется по некоторому признаку, косвенно отражающему их платежеспособность. Например, выделяются пенсионеры и не пенсионеры, дети и взрослые, предъявители купона на скидку и остальные, члены Английского клуба и не члены клуба, юридические лица и частные лица, государственные предприятия и частные, инвалиды и не инвалиды, военнослужащие и гражданские, утренние посетители и вечерние и т.п.

Таким образом, фирма делит единый рынок на несколько и для каждого назначает разную цену. С позитивной точки зрения интересны следующие вопросы:

- при каких условиях имеет смысл для фирмы сегментировать рынок; иначе говоря, когда это может увеличить прибыль;

- какие цены будут максимизировать прибыль фирмы.

Рассмотрим эти вопросы. Прибыль фирмы будет максимальна при выполнении условия

MR1 = MR2 = MC.

Почему? Если предельные выручки равны между собой, но не равны предельным затратам, то увеличив или уменьшив выпуск можно увеличить прибыль. Если же предельные выручки при оптимальном выпуске не равны между собой, то можно увеличить общую выручку и, соответственно, прибыль, перераспределив выпуск между рынками.

Далее, можно показать, что

1

MR = P (1 - ____), где

E

dQ P

E = - ____ · ____ - (прямая) эластичность спроса по цене,

dP Q показывающая на сколько процентов изменится объем спроса на данный товар при изменении его цены на один процент. Подставив это равенство в предыдущее, после преобразований получим

P1 1 - 1 / E2

____ = __________ ,

P2 1 - 1 / E1

откуда следует, что цена выше на том рынке, где эластичность ниже, и наоборот, цена ниже, где эластичность выше (ответ на второй вопрос).

Если же эластичности равны, то равны и цены, и ценовая дискриминация не имеет смысла, то есть рынки разделить можно, но извлечь из этого выгоду нельзя, что является

Рис.5.3

ответом на первый вопрос. Обратимся теперь к рисунку 5.3.

 
 

Сегментная ценовая дискриминация плохо поддается систематизации. Все же можно выделить ее четыре широких класса: пространственную, временную, по доходу, по качеству продукта.

- Примером пространственной может служить снижение стоимости одного километра с изменением дальности в цене железнодорожного билета.

- Примером временной - повышенные расценки на рекламу в "пиковые" часы.

- Примером дискриминации по доходу - цены железнодорожных билетов в вагонах разной комфортности.

- Примером качественной ценовой дискриминации - изменение цены автомобиля с изменением его цвета, обивки салона, мощности двигателя и т.п.

Любой из этих примеров противоречит определению ценовой дискриминации, данному в начале лекции. Ведь неделю назад мы говорили о пространстве, времени, качестве как факторах дифференциации продукта.

Действительно, в реальном мире большинство продуктов являются неоднородными, дифференцированными. Можно ли в этом случае говорить о ценовой дискриминации? Можно, если определить ее более широко. Такое определение можно найти у Луи Флипса (Phlips) в его "Экономике ценовой дискриминации". Оно звучит так: ценовая дискриминация имеет место там, где различие в ценах больше, чем стоимость дифференциации продукта.

Заметим, что это определение годится и для случая однородных продуктов, когда стоимость дифференциации равна нулю.

Конечно, во всем надо знать меру. Такой подход будет продуктивен, если рассматриваются достаточно близкие заменители (вспомните положительную перекрестную эластичность). Нет смысла рассматривать стоимость дифференциации чайника от утюга.

Такое определение ценовой дискриминации не просто расширяет область применения теории, но приводит к осознанию, что в современной экономике именно качество товара выступает основным способом проведения дискриминации. Модельный ряд фирмы, с широким диапазоном и разнообразными сочетаниями качественных характеристик, и соответствующий ему ряд цен, служат средством сепарации потребителей и присвоения их излишка.

Продажа взаимодополняющих товаров.

Ценовая дискриминация может осуществляться фирмой, продающей взаимосвязанные товары. Статья, в которой впервые был рассмотрен этот вопрос, называлась "Дилемма «Диснейленда»: двухчастные (двухставочные) тарифы монополии Микки Мауса". В чем же состоит дилемма?

Парк аттракционов может взимать плату за вход и плату за каждый отдельный

аттракцион, а может взимать только одну из них. Какая ценовая политика будет оптимальной (то есть, максимизирующей прибыль)? Или иначе: как присвоить максимум излишка

 
 

Рис.5.4

потребителей?

Предположим, что все потребители одинаковы, то есть их индивидуальные

кривые спроса идентичны. Предельные затраты на аттракцион постоянны.

Вариант 1. Pвх = Затраты фирмы + Излишек потребителя, то есть площадь

KLQ*O. Для этого фирма должна знать форму D и Q*. Если фирма недооценит Q*, то затраты могут превысить выручку (затраты будут равны площади под линией MC). Это опасно также тем, что высокая входная цена может отпугнуть покупателя, который не знает сколь быстро он насытится. Здесь уместно провести различие между поисковыми и испытуемыми благами.

Вариант 2. Входная плата отсутствует (равна нулю). Есть только цена аттракциона. Тогда для присвоения излишка потребителя необходимо проводить совершенную ценовую дискриминацию, то есть взимать с него разную цену за каждый дополнительный аттракцион, что, в принципе, реализуемо, но требует достаточно точного знания формы кривой спроса.

Вариант 3. Можно установить плату за аттракцион, равную предельным затратам, а излишек потребителя изымать в форме входной платы. Конечно, здесь также имеются информационные проблемы, но они не грозят убытком и отталкивающим воздействием, как в варианте 1, реализация же проще, чем в варианте 2.

В чем здесь ценовая дискриминация? Если потребители неодинаковы, то они будут посещать разное число аттракционов, следовательно, в среднем один аттракцион будет стоить для них по-разному.

Это пример нелинейного ценообразования, то есть ситуации, когда сумма, уплачиваемая за товар, меняется непропорционально объему. Такая нелинейность имеет место, например, при оплате телефона, электроэнергии, услуг мобильной связи и т.п.

О последствиях ценовой дискриминации для благосостояния.

Здесь можно выделить несколько аспектов: как ценовая дискриминация воздействует на

- объем выпуска товара (услуги);

- излишек отдельных групп потребителей;

- конкуренцию на данном рынке.

Как мы видели, ценовая дискриминация приводит обычно к росту объема выпуска, и, следовательно, делает товар доступным более широким слоям населения.

При совершенной ценовой дискриминации все потребители равны, в том смысле, что полностью лишаются излишка. При блочной ценовой дискриминации более состоятельные потребители теряют меньшую часть излишка, то есть она сильнее ударяет по благосостоянию более бедных. Сегментная ценовая дискриминация также может приводить к такому результату.

Некоторые формы ценовой дискриминации, в частности - пространственной, могут повышать барьеры входа на рынок и, тем самым, ослаблять конкуренцию.

В заключение можно сказать, что ценовая дискриминация принимает столь различные формы, что ее воздействие на благосостояние требует анализа конкретного случая.


Лекция 6. Принципы и цели антимонопольной политики и антимонопольное

законодательство.

Цели антимонопольного законодательства

Статья 1 закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" так определяет его цель:

"Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков".

Что такое недобросовестная конкуренция? Статья 4, в которой определяются основные понятия, говорит: "недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации " (курсив здесь и далее мой - А.С.).

Как мы видим здесь много слов, которые не имеют однозначной трактовки. Их трактовка находится в ведении антимонопольных органов и судов.

Что же такое "эффективное функционирование товарных рынков"? В законе нет его определения, но есть определение конкуренции: "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке" (статья 4).

Очевидно, здесь это смягченное с учетом реальностей и переложенное на юридический язык определение совершенной конкуренции. Закон мягко очерчивает допустимую область отклонения от совершенной конкуренции: на рынке не должно быть диктатора.

Является ли такая нестрогость закона и плохо определенная область полномочий чисто российской недоработкой или это свойственно законодательствам всех стран? Верно последнее. Именно судебная практика, сформулированные в решениях судов трактовки служат часто основой для последующих решений и рассматриваются, таким образом, как часть законодательства (правило прецедента).

Итак, цель закона - защита эффективной конкуренции. Именно конкуренции, а не конкурентов, хотя в определении недобросовестной конкуренции есть намеки и на защиту конкурентов: как, конкурируя, например, с помощью снижения цен, можно не нанести ущерб конкурентам?

Инструменты (методы) антимонопольной политики

Их можно разделить на две категории: профилактические и " лечебные ". Последние можно разделить на " терапевтические " и " хирургические ".

Примером профилактических мер является контроль над слияниями и поглощениями. Так в соответствии со статьей 18 требуется предварительное согласие антимонопольного органа на слияние предприятий с суммарной стоимостью их активов свыше 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда. На сегодняшний день минимальный минимальный размер оплаты труда 84 рубля. Следовательно, сумма активов не должна превышать 8,4 млн.руб.

Примером терапевтических мер является предписание с требованием прекратить ценовую дискриминацию в форме предоставления исключительных скидок, возмещение ущерба конкуренту и т.п.

Примером хирургического вмешательства может быть ликвидация или разделение компании.

Конечно, хирургические меры являются крайними и применяются редко. Мне не известны такие случаи в России. В США в 1911 г. компания Standard Oil была разделена на 33 фирмы, бывшие ее филиалами. В том же году American Tabacco Company была разделена на 16 частей. Перечень можно продолжить, но он не столь уж длинный. Российский закон вводит достаточно жесткие условия для разделения (ст. 19, п.2):

- возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;

- отсутствие жесткой технологической связи между структурными подразделениями;

- возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Терапевтические методы можно разделить на четыре части:

- выполнение предписания антимонопольного органа по прекращению монополистической деятельности;

- уплата штрафа за нарушение антимонопольного закона компанией или руководителем (штрафы варьируются в зависимости от вида нарушения от 0 до 25 тыс. минимальных окладов для организаций и от 0 до 200 минимальных окладов для должностных лиц);

- возмещение убытков пострадавшей стороне (в соответствии с действующим законодательством);

- уголовная ответственность (в соответствии с действующим законодательством).

Конечно, сама возможность терапевтических и хирургических мер является профилактическим средством, хотя оценить эффективность этого средства очень трудно.

Рассмотрение по существу и правило разумности

В юридической практике существует два метода рассмотрения дел: по существу и по правилу разумности.

Рассмотрение по существу подразумевает следующее: если фирма практиковала некоторые действия, которые считаются незаконными, то она признается виновной. Например, если несколько предприятий договорились об уровне цен, то они могут быть признаны виновными в ограничении конкуренции (ст.6, п.1).

Правило разумности предполагает, что ограничение конкуренции может иметь не только отрицательные, но и положительные последствия. Например, слияние двух компаний может привести к появлению или усилению монопольной власти, но в тоже время может повысить их эффективность. Рост монопольной власти приведет к росту цены. Рост эффективности приведет к экономии ресурсов.

Рассмотрим следующую ситуацию.


До объединения - конкурентная рыночная цена РС; после объединения линия предельных затрат смещается в положение SM и благодаря монопольной власти устанавливается цена PM. Ущерб от монополизации отражает площадь А, выигрыш от роста эффективности - площадь В. Если В > А, то имеет смысл разрешить слияние.

Проблема в том, что в реальности трудно оценить выгоды от слияния, но очевидна опасность монополизации. Каков выход? На сегодняшний день решение выглядит так: фирмы, заинтересованные в слиянии, должны доказать, что выгоды от него перевешивают издержки. Поскольку доказательство является дорогостоящей процедурой, то фирмы не станут этим заниматься, если выгоды от слияния незначительны.

Такой подход применяется не только по отношению к слияниям, но и к другим видам монополистической деятельности, например, к фиксированию цен.

Кого и за что можно наказывать?

Предположим, что все ларьки на Сенной площади будут скуплены одним владельцем. Можно ли его привлечь к ответственности в соответствии с законом? Нет. Почему? Потому, что совокупность ларьков не образует существенную долю рынка ни по одному из продаваемых в них товаров. Какая же доля рынка является настолько существенной, чтобы антимонопольный орган мог вмешиваться в деятельность рынка? Для этого фирма должна занимать доминирующее положение на рынке.

"Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам" (ст.4). Закон далее разъясняет:

- признается доминирование при доле рынка равной или большей 65%

- не может быть признано доминирование при доле ниже 35%

- антимонопольный орган имеет право доказать наличие доминирования

при доле от 35% до 65%

- фирма имеет право доказать, что она не доминирует при доле >=65%.

Само по себе доминирование не является наказуемым; наказывается злоупотребление доминированием, которое конкретизируется в ст. 5, п.1, в частности, создание препятствий доступу на рынок, установление монопольно высоких (низких) цен, а также "нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования". Последний пункт кажется наследием советской эпохи, но, возможно, имеет в виду товары, цены которых регулируются местными органами власти, такие как хлеб и молоко.

Кто еще может подвергаться преследованию, кроме доминирующих фирм? Фирмы, находящиеся в сговоре с совокупной долей на рынке выше 35%. Осуждаемые цели сговора (ст.6) включают установление цен, территориальный раздел рынка и др. Почему несколько фирм с общей долей в 40% опасней, чем одна фирма с такой же долей? Я не могу найти этому рациональное объяснение.

Кроме фирм, закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает органам власти (государственным, муниципальным) принимать решения, ограничивающие конкуренцию (ст.7), например, давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей, необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы и т.д. Закон предусматривает наказания за нарушение этих положений.

Закон предусматривает также преследование фирм, ведущих недобросовестную конкуренцию, безотносительно к величине их рыночной доли, но это выходит за пределы нашего предмета.

С какими трудностями сталкиваются антимонопольные органы?

В каждом случае доказательство монополистической деятельности сталкивается со специфическими трудностями и трудно провести их классификацию. Поэтому ограничусь примером конкретного судебного процесса - дела против IBM. Дело было представлено к рассмотрению в 1969 г. и прекращено как "не заслуживающее внимание" в 1982 г. Компания IBM обвинялась в монополизации рынка компьютеров. IBM отрицала и сам факт монополизации, и наличие такого умысла.

Правительство считало, что рынок охватывает производство "электронных цифровых компьютерных систем общего назначения". Доля IBM на этом рынке составляла 82% в 1962 и 72% в 1972 г. IBM настаивала на более широком определении рынка, охватывающего также коммутационные устройства, военную компьютерную технику и карманные программируемые калькуляторы, а также лизинг и обслуживание компьютеров. На этом рынке доля IBM в 1972 г. составляла 32%.

Основной вопрос состоял в том, удерживала ли IBM доминирующее положение за только счет более успешной работы или она также препятствовала появлению конкурентов.

Правительство усмотрело барьеры входа на рынок в политике комплексной продажи компьютерной техники, программного обеспечения и обслуживания.

Когда конкуренты стали выпускать полностью совместимые с IBM накопители на дисках и магнитной ленте, IBM заказала детальное исследование финансового состояния конкурентов с целью поиска уязвимых мест этих компаний, и провела резкое, в некоторых случаях дискриминационное снижение цен. Когда этого оказалось недостаточно, IBM изменила конструкцию соединения компьютера с периферийными устройствами, чтобы затруднить совместимость своих компьютеров с чужими устройствами.

Тем не менее, из-за динамичного развития отрасли доля IBM постоянно снижалась.

Процесс из-за ошибок правительственной команды и упорства IBM длился очень долго. Компания тщательно изучала правила антитрестовской игры, а ее юристы тщательно продумывали решения, чтобы затруднить работу антимонопольных органов.

Тем временем сменилась технология, начался переход к микрокомпьютерам, в котором видную роль играла компания Apple. Таким образом, разбиравшаяся в деле ситуация потеряла какую-либо связь с реальностью.

Таким образом, процесс прекратился под давлением реальных изменений.

Какие выводы напрашиваются из этого случая:

- сложной проблемой, не имеющей однозначного решения, является определение границ рынка;

- изощренная стратегия в области технологии и ценообразования затрудняет доказательство обвинения;

- большие финансовые ресурсы крупной компании позволяют ей вести более длительную и упорную борьбу с антимонопольными органами;

- в динамично развивающихся отраслях длительные процессы не могут привести к конструктивным решениям.

Регулирование естественных монополий

Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не охватывает сферу деятельности естественных монополий. Ее регулирует закон "О естественных монополиях".

Его цель (ст. 1) - создание "баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий".

Как определяется в законе естественная монополия? Это (ст. 3) "состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей мере зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

Кого относит закон к естественным монополиям? Это (ст. 4):

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Каким образом государство регулирует деятельность естественных монополий?

Закон различает два метода (ст. 6):

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре.

В чем состоит проблема регулирования естественной монополии?

Рис. 6.2

Обратимся к
рисунку 6.2.

Далее анализируются варианты установления цен на уровнях РАС и РМС и связанные с этим проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: