Классификация информации

Информацию условно можно классифицировать по различным признакам – по способу кодирования, способу восприятия информации человеком, форме представления информации на материальном носителе, сфере возникновения и т. д.

По способу кодирования информацию можно разделить на аналоговую и цифровую.

По способу восприятия различают следующую информацию: визуальную (воспринимаемую посредством органов зрения), аудиальную (воспринимаемую посредством органов слуха), тактильную (воспринимаемую посредством органов осязания), обонятельную, вкусовую.

Львиную долю информации из внешней среды человек получает с помощью электромагнитных колебаний, органом приема которых являются глаза.

По форме представления информацию можно разделить на текстовую (передаваемую в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.), числовую (передаваемую в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия), графическую (передаваемую в виде картин, фотографий, схем, чертежей, графиков и т.п.).

По области возникновения выделяют информацию:

Ÿ элементарную (механическую), которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;

Ÿ биологическую, которая отражает процессы животного и растительного мира;

Ÿ социальную, которая отражает процессы человеческого общества.

По форме организации информацию можно выделить таблицу, список, ряд, неупорядоченное множество.

По области применения информацию можно разделить на бытовую, научную, производственную, техническую, управленческую и пр.

Информацию по общественному назначению можно разбить на:

Ÿ личную, предназначенную для конкретного человека;

Ÿ массовую, предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.);

Ÿ специальную, предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики;

Ÿ секретную – передаваемую узкому кругу лиц и по закрытым (защищенным) каналам.

Получатель информации оценивает ее в зависимости от того, для решения какой задачи она будет использована. При оценке информации различают ее синтаксический, семантический и прагматический аспекты. Информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Сообщение может быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для её передачи и хранения безотносительно к её содержанию. Семантический аспект информации – характеристика информации с точки зрения ее смысла, содержания (смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-нибудь).

Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации. Полученное знание и созданные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей. В этом проявляется прагматический аспект информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации.

Прагматический аспект рассмотрения информации связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Этот аспект непосредственно связан с практическим использованием информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: