Наряду с судами общей юрисдикции защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав организаций и граждан-предпринимателей в пределах установленной законом компетенции осуществляется арбитражными судами.
Арбитражные суды, являясь федеральными судами, образуют единую систему, определенную Законом Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Первую ступень системы составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов). В то же время допускается действие как одного арбитражного суда на территории нескольких субъектов Федерации, так и нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта Федерации.
Деятельность арбитражных судов субъектов Федерации в основном связана с разрешением дел по первой инстанции. Кроме того, они выступают в качестве апелляционных судов по повторному рассмотрению дел, бывших предметом разрешения тех же судов по первой инстанции.
Весьма важна работа арбитражных судов субъектов Федерации по изучению и обобщению судебной практики, подготовке предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, по анализу судебной статистики. Суды этого звена системы арбитражных судов наделены также правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу, рассматриваемому ими по первой или по апелляционной инстанции.
Вторую ступень системы арбитражных судов занимают федеральные окружные арбитражные суды. Они являются судами по кассационной проверке законности судебных постановлений по делам, рассмотренным нижестоящими судами по первой инстанции и в апелляционном порядке. В Российской Федерации образовано десять федеральных окружных судов, каждый из которых распространяет свою деятельность на определенные регионы страны, состоящие из территорий нескольких субъектов Федерации. Так, федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку судебных постановлений, принятых арбитражными судами Москвы и Московской области, а федеральный суд Центрального округа -- судебных постановлений арбитражных судов Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областей.
Федеральные арбитражные окружные суды также вправе пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты. Как и суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле, изучать и обобщать судебную практику, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализировать судебную статистику.
Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который согласно ст. 127 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, и который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью.
К функции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также относится рассмотрение по первой инстанции дел о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей, экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, о пересмотре постановленных им судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Помимо непосредственной судебной деятельности Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров (в частности, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации), изучать и обобщать практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, давая при этом разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывая предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего указанные правоотношения.
Так, Пленумом Высшего Арбитражного Суда был принят ряд постановлений, в которых даны разъяснения по применению процессуального законодательства.
Среди них следует отменить постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Анализируя данные судебной статистики, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации организует работу по ведению статистики и в нижестоящих судах. Значительное по объему и важности место в его работе занимает осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. Высший Арбитражный Суд в пределах своей компетенции ведает вопросами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации, а также осуществляет иную деятельность в области международных отношений.
Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации предоставлено право законодательной инициативы. Им издается «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
Внутреннее устройство, структура компетентного арбитражного суда, занимающего определенное место в системе, обусловлены выполняемой им функцией и объемом работы.
В арбитражных судах любого звена образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются председателем суда и возглавляются председателем состава, который в свою очередь утверждается президиумом соответствующего арбитражного суда.
Центральное место в осуществлении правосудия занимают судьи арбитражных судов. Они являются носителями судебной власти.
Их статус определяется Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Судья организует разрешение дела, способствует достижению мирного исхода судебного спора, участвует в разрешении жалоб (протестов) на судебные постановления арбитражных судов, изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, осуществляет иные функции, возложенные на него законом. Судья вправе требовать от государственного или иного органа, организации, должностных лиц, граждан исполнения требований, связанных с рассматриваемым делом или исполнением судебного постановления, запрашивать от них необходимую информацию. При разрешении любых вопросов, возникающих в заседании арбитражного суда, судьи пользуются равными правами. В то же время судья арбитражного суда в своей деятельности обязан исполнять требования законодательства.
Арбитражный суд любого уровня возглавляется его председателем, который имеет своих заместителей. Деятельность суда обеспечивается его аппаратом. Работники аппарата состоят на федеральной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата суда и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе.