Творческие аспекты деятельности преподавателя

Педагог – это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система.

Системный характер педагогического мастерства отражается в профессиональном потенциале педагога, который является его главной характеристикой. Это совокупность естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности. Профессиональный потенциал может быть определен как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запланированных результатов.

Профессиональный потенциал – это возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности. По сути, он представляет собой концентрирование приобретенных качеств, то есть систему приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

В структуру профессионального потенциала педагога включаются следующие компоненты:

профессиональная подготовка: ориентация на профессию, профессиональное становление, профессиональная направленность;

творчество педагога: педагогический интеллект, профессиональная компетентность, индивидуальный стиль деятельности, творческое отношение к труду, развитие творческой инициативы;

профессионализм педагога: инновационная деятельность, гуманистическая ориентация, профессиональный рост, профессиональная позиция, профессиональная активность;

педагогическая культура: педагогический стиль мышления, педагогическая техника, мастерство общения, социальная активность, методическое мастерство.

Педагог – это всегда активная, творческая личность, выступающая организатором повседневной жизни студентов. Побуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творческая деятельность как целостный процесс характеризуется следующими чертами:

√ наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

√ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);

√ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

√ наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

√ новизна и оригинальность процесса или результата.

Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Среди творческих аспектов деятельности преподавателя можно выделить следующие:

▪ план каждого занятия и его реализация;

▪ новый методический прием;

▪ методическое усовершенствование (разработка новых методических материалов, преобразование научной информации в учебную);

▪ методическое обобщение;

▪ методическое изобретение;

▪ дидактическое обобщение (классификация методов обучения по источникам информации);

▪ дидактическое изобретение – разработка новых способов и средств обучения;

▪ дидактическое открытие (разработка новых процедур, например, поэтапное формирование умственной деятельности П. Я. Гальперина);

▪ совершенствование теории, уточнение и разработка определений;

▪ теоретическое обобщение;

▪ новая теория;

▪ педагогическое усовершенствование (новый стандарт, новый учебный план);

▪ педагогическое изобретение;

▪ педагогическое открытие.

Семинар № 7. «Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы»

План

1. Профессиональные способности педагога.

2. Профессиональная устойчивость преподавателя.

3. Основные компоненты педагогического мастерства.

4. Педагогическая техника преподавателя высшей школы.

5. Творческие аспекты деятельности преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: