Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом РПЦ 25 декабря 2012 г. воскресные школы подразделяются на три типа:
1. Воскресная учебно-воспитательная группа;
2. Воскресная школа (не имеющая статуса юридического, структурное подразделение религиозной организации РПЦ – прихода);
3. Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Данная диагностическая таблица поможет специалистам епархиальных ОРОК, а так же директорам воскресных школ самостоятельно определить тип воскресной школы.
Признаки воскресной учебно-воспитательной группы:
· Воскресная учебно-воспитательная группа, как правило, располагается в приспособленном помещении и не имеет отдельных учебных помещений, туалетов и т.д.;
· В воскресной учебно-воспитательной группе количество преподавателей соответствующих требованиям п. 5.4 Стандарта к образованию педагогов менее 1/2 от общего количества преподавателей (без учета священнослужителей);
|
|
· В воскресной учебно-воспитательной группе Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы, учебный план и программы по вероучительным дисциплинам находится в состоянии разработки.
Соответствие любому из вышеперечисленных признаков определяет статус школы как – воскресной учебно-воспитательной группы.
Признаки воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица:
· Наличие собственного помещения или арендуемого помещения с отдельными учебными классами гардеробной и санитарными комнатами;
· Наличие в штате не менее 1/2 преподавателей соответствующих требованиям, изложенным в п. 5.4 Стандарта (среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания прошедшие катехизаторские курсы; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви);
· Наличие Программы учебно-воспитательной деятельности и учебного плана и программ по дисциплинам;
Только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус – воскресная школа без статуса юридического лица.
Признаки воскресной школы - Центр духовно-нравственного воспитания, имеющей статуса юридического лица:
· Наличие всех признаков соответствия статусу - воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица;
· Наличие статуса юридического лица и документов, подтверждающих прохождение государственного лицензирования, образовательного учреждения дополнительного образования.
|
|
Только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус – воскресная школа, имеющая статус юридического лица - Центр духовно-нравственного воспитания.
Определив тип воскресной школы, необходимо заполнить одну из перечисленных далее таблиц, в соответствии со статусом Вашего учебно-воспитательного учреждения.
Заполнив одну из таблиц, ее необходимо передать в епархиальный ОРОиК. Епархиальный ОРОК в свою очередь передает единый реестр в Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации по электронной почте spo@otdelro.ru
Таблица № 1. Статистические данные, отражающие состояние воскресной учебно-воспитательной группы.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | |
1. Наименование воскресной учебно-воспитательной группы | |
2. Наименование прихода | |
3. Наименование епархии, викариатства, благочиния | |
4. Количество человек регулярно посещающих воскресную учебно-воспитательную группу | Указать число |
5. Количество детей до 7 лет | Указать число |
6. Количество детей 7-11 лет | Указать число |
7. Количество детей 12-16 лет | Указать число |
8. Количество детей старше 16 лет | Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ | |
1. Где располагается воскресная учебно-воспитательная группа? | 1. Приспособленное помещение (крестильная, трапезная и т.д.); 2. Школьное помещение, находящееся в церковной собственности; 3. Арендуемое помещение; |
2. Сколько учебных классов? | Указать число |
3. Наличие санузла, учительской, актового зала? | Перечислить что есть |
4. Наличие оснащения для занятий? (парты, доска, наглядные пособия, компьютеры, интерактивная доска, фортепьяно) | Перечислить что есть |
5. Наличие школьной библиотеки (обязательно наличие учебников, медиапособий и другой литература необходимой для преподавания) | Да/нет |
6. Наличие интернета | Да/нет |
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ | |
1. Количество воспитателей / преподавателей (включая директора) | Указать число |
2. Наличие священников, диаконов (с богословским образованием), преподающих в воскресной учебно-воспитательной группе. | Указать число |
3. Наличие в воскресной учебно-воспитательной группе преподавателей, имеющих среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания, прошедших катехизаторские/богословские курсы (не включая священнослужителей). | Указать число |
4. Наличие в воскресной учебно-воспитательной группе преподавателей, имеющих среднее или высшее богословское образование (не включая священнолужителей). | Указать число |
5. Наличие преподавателей, имеющих начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. | Указать число |
6. Количество преподавателей, не соответствующих вышеуказанным требованиям. | Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
1. Отсутствие/наличие в воскресной учебно-воспитательной группе Программы учебно-воспитательной деятельности. | |
2. Отсутствие/наличие в воскресной учебно-воспитательной группе учебного плана. | |
3. Отсутствие/наличие в школе программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности. | |
4. Наличие в воскресной учебно-воспитательной группе дошкольной ступени | |
5. Наличие на начальной ступени в воскресной учебно-воспитательной группе вероучительных предметов (отметить галочкой) | 1. Закон Божий 2. Основы Христианской нравственности 3. Церковно-славяснкий язык 4. Основы хорового и церковного пения 5. |
6. Наличие на основной ступени в воскресной учебно-воспитательной группе вероучительных предметов (отметить галочкой) | 1. Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; 2. «Православное Богослужение» («Литургика»); 3. «Основы православного вероучения» («Катехизис»); 4. «История Христианской Церкви», 5. «Христианская этика». 6. |
Таблица № 2. Соответствие воскресной школе, не имеющей статуса юридического лица.
|
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | |
1. Наименование воскресной школы | |
2. Наименование прихода | |
3. Наименование епархии, викариатства, благочиния | |
4. Количество человек регулярно посещающих воскресную школу | Указать число |
5. Количество детей до 7 лет | Указать число |
6. Количество детей 7-11 лет | Указать число |
7. Количество детей 12-16 лет | Указать число |
8. Количество детей старше 16 лет | Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ | |
1. Где располагается? | - Школьное помещение находящееся в церковной собственности; - Арендуемое помещение; - |
2. Сколько учебных классов? | Указать число |
3. Наличие санузла? | Да/нет |
4. Наличие оснащения для занятий? (парты, доска, наглядные пособия, компьютеры, интерактивная доска) | Перечислить что есть |
5. Наличие школьной библиотеки (в библиотеке обязательно наличие учебников, медиапособий и другой литература необходимой для преподавания) | Да/нет |
6. Используемая учебно-методическая литература | Перечислить используемое |
7. Наличие интернета | Да/нет |
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ | |
1. Количество воспитателей / преподавателей (включая директора). | Указать число |
2. Наличие священников (с богословским образованием), преподающих в воскресной школе. | Указать число |
3. Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания прошедших катехизаторские курсы (не включая священников). | Указать число |
4. Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее богословское образование (не включая священников) | Указать число |
5. Наличие преподавателей, имеющих начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви (не включая священников). | Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
1. Наличие в школе Программы учебно-воспитательной деятельности. | |
2. Наличие в воскресной школе учебного плана. | |
3. Наличие в школе программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности. | |
4. Наличие в воскресной школе дошкольной ступени. | |
5. Наличие на начальной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой). | 1. Закон Божий 2. Основы Христианской нравственности 3. Церковно-славянский язык 4. Основы хорового и церковного пения |
6. Наличие на основной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой). | 1. Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; 2. «Православное Богослужение» («Литургика»); 3. «Основы православного вероучения» («Катехизис»); 4. «История Христианской Церкви», 5. «Христианская этика». |
Таблица № 3. Соответствие Центру духовно-нравственного воспитания, являющегося самостоятельным юридическим лицом
|
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | |
1. Наименование Центра | |
2. Наименование прихода | |
3. Наименование епархии, викариатства, благочиния | |
4. Наличие статуса юридического лица и документов, подтверждающих прохождение государственного лицензирования, в качестве образовательного учреждения дополнительного образования. | |
5. Количество человек обучающихся в воскресной школе | Указать число |
6. Количество детей до 7 лет | Указать число |
7. Количество детей 7-11 лет | Указать число |
8. Количество детей 12-16 лет | Указать число |
9. Количество детей старше 16 лет | Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ | |
1. Где располагается? | - Школьное помещение находящееся в церковной собственности; - Арендуемое помещение; - |
2. Сколько учебных классов? | Указать число |
3. Наличие санузла, учительской, актового зала? | Перечислить что есть |
4. Наличие оснащения для занятий? (парты, доска, наглядные пособия, компьютеры, интерактивная доска, фортепьяно) | Перечислить что есть |
5. Наличие школьной библиотеки (в библиотеке обязательно наличие учебников, медиапособий и другой литература необходимой для преподавания) | Да/нет |
6. Наличие доступа в сеть Internet | Да/нет |
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ | |
1. Наличие воспитателей / преподавателей (включая директора) | Указать число |
2. Наличие священников (с богословским образованием), преподающих в воскресной школе | Указать число |
3. Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее гуманитарн. образование с правом преподавания (не включая священников). | Указать число |
4. Наличие преподавателей, имеющих среднее или высшее богословское образование (не включая священников). | Указать число |
5. Наличие преподавателей, имеющих начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее образование и прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях РПЦ (не включая священников). | Указать число |
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
1. Наличие в школе программы учебно-воспитательной деятельности | Да/нет |
2. Наличие в воскресной школе учебного плана | Да/нет |
3. Наличие в школе программ по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности | Да/нет |
4. Наличие в воскресной школе дошкольной ступени. | Да/нет |
5. Наличие на начальной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой) | - Закон Божий - Основы Христианской нравственности - Церковно-славяснкий язык - Основы хорового и церковного пения |
6. Наличие на основной ступени в воскресной школе вероучительных предметов (отметить галочкой) | - «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; - «Православное Богослужение» («Литургика»); - «Основы православного вероучения» («Катехизис»); - «История Христианской Церкви», - «Христианская этика». |
ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА | |
1. Реализуемые программы дополнительного образования | перечислить |
2. Количество педагогов реализующих программы дополнительного образования | Указать |
3. Количество педагогов, реализующих программы дополнительного образования имеющих профильное образование | Указать |