Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность

Необходимо также указать на причины возникновения экстремизма. Анализ современной российской экстремистской преступности позволяет выделить следующие основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту:

1) распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов (например, националистических выступлений в прессе, по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п.).

Особо следует отметить наличие в Интернете экстремистско-националистических сайтов, активно пропагандирующих идеологию экстремизма и национализма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению убийств и т.п. Кроме того, в Интернете регулярно размещаются фото- и видеоматериалы с шокирующими кадрами казни «нерусских» - своего рода видеопособия для начинающих экстремистов. Учитывая то, что сайты экстремистской направленности создаются, как правило, за пределами России, для противодействия размещению в Интернете информации экстремистского характера, пресечения экстремистско-националистической пропаганды в Интернете прежде всего необходимо создание эффективной международной правовой базы - основы международного сотрудничества государств в данной сфере;

2) отсутствие необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности.

Общественная опасность экстремизма представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности.

Несмотря на то, что проявления экстремизма несовместимы с утверждаемыми Конституцией РФ основами государственной и общественной жизни[17], анализ современной экстремистской преступности свидетельствует: 1) существующая в Российской Федерации проблема экстремизма и терроризма вышла далеко за пределы понятия «кавказский экстремизм и терроризм»; 2) складывается сложнейшая криминальная ситуация и негативные тенденции в данной сфере.

Особая опасность современного российского экстремизма состоит в том, что деятельность экстремистских организаций (группировок) нередко направлена на подрыв основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации; нарушение ее территориальной целостности; дестабилизацию социально-политической ситуации в стране[18]; унижение человеческого и национального достоинства; разжигание (возбуждение) социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды; нарушение прав и свобод граждан; нанесение вреда основным ценностям демократического общества[19].

В последние годы в Российской Федерации предпринят ряд правовых и организационных мер по противодействию экстремизму. Однако анализ криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности показывает, что количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается.

Так, по данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. в Российской Федерации зафиксировано 230 случаев нападений и конфликтов на почве национальной ненависти и ксенофобии, в которых погибли 74 человека, 317 получили ранения, а в 2008 г. - 300 нападений, в результате которых погибли 122 человека[20]. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. только на территории Центрального федерального округа Российской Федерации зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г.[21]. По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве зафиксировано 95 фактов нападений на лиц неславянской национальности (по данным СКП РФ - более 80[22]), в том числе 47 убийств и 46 случаев причинения тяжкого вреда здоровью из националистических побуждений. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. в Москве увеличилось на 30% по сравнению с 2007 г. В январе - начале февраля 2009 г. в Москве уже зарегистрировано 16 нападений на национальной почве, обезврежено 4 экстремистских группировки[23]. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. по национальному признаку жертвы ксенофобной агрессии подразделяются следующим образом[24]: русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, киргизы, цыгане, корейцы, кабардинцы, дагестанцы, калмыки, вьетнамцы, буряты, чеченцы, татары, якуты, афганцы, иранцы, грузины, ингуши, выходцы из Африки, выходцы из арабских стран, евреи, китайцы, малазийцы, турки, индусы[25].

Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство (РНЕ), Национально-державная партия (НДПР), Национал-большевистская партия (НБП), идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России[26]. Как отметил министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, именно дестабилизация социально-политической ситуации в стране является главной целью экстремистских группировок.

Молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги»[27].

По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве была пресечена деятельность 5 молодежных экстремистских группировок: Салищева - Исакина, Александрова - Сухарева, Берсеньева (Лютого), Михайлова, «МОБ-88», в которые входили 28 человек в возрасте от 15 до 21 года. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»)[28].

Так, по данным ФСБ России, в 2008 г. в Российской Федерации за преступления, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, было осуждено около 900 человек[29].

Опасность экстремизма и необходимость активного противодействия его проявлениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, институтов гражданского общества требуют пристального внимания к состоянию законодательства и эффективности деятельности правоохранительных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: