Концентрация и специализация в таможенном деле

Осуществление таможенными органами регулятивной, контрольной, экономической, правоохранительной и информационно-аналитической функций связано с процессами разделения труда и его обобществления. Па практике это выражается в процессах концентрации, специализации и кооперировании в таможенном деле.

Концентрация в таможенной сфере - это процесс сосредоточения таможенной деятельности в относительно крупных таможнях.

Процесс концентрации обусловлен техническим прогрессом, возможностью увеличить мощность отдельных объектов, в том числе и таможен. Концентрация создает условия для более эффективного использования техники, программных продуктов, баз данных, для роста производитель­ности труда и централизации управления. Концентрация таможенного дела в универсальных таможнях удобна и для участников ВЭД. Процесс концентрации может осуществляться также в форме увеличения мощности специализированных таможен. В таможенной деятельности это предполагает сосредоточение на таможнях и постах однородных технологических процедур, а в таможенных организациях и подразделениях - одного вида работ.

Процессу концентрации способствует рост потребности в таможенных услугах в быстро развивающихся промышленных и торговых центрах, стандартизация и унификация таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможен.

Объектом стандартизации в таможенном деле являются не только документы, но также нормы, требования, методы, термины, обозначения. Роль стандартов возрастает, если они вводятся комплексно, охватывают весь процесс работы с участниками ВЭД от начала до конца.

Унификация предполагает единообразие в технологии оформления и наборе документов при оказании таможенных услуг одинакового назначения.

Уровень концентрации в таможенном деле характеризуется экономическими показателями объема таможенных услуг и работ, используемых ресурсов в среднем в расчете на один таможенный орган, такими как:

- число деклараций на товар;

- вес или стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- сумма таможенных платежей;

- стоимость производственных основных средств;

- численность должностных лиц.

Высокая степень концентрации товарных потоков на некоторых направлениях приводит к соответствующей концентрации услуг по таможенному оформлению. Таможенный пост MAПП «Нехотеевка» (Белгородской таможни) контролирует почти 20% всего автотранспортного потока, пересекающего российско-украинскую границу в обоих направлениях, а таможенные посты МАПП «Торфяновка» и МАПП «Брусничное» (Выборгская таможня) почти 90% грузов, прибывающих автомобильным транспортом из стран ЕС.

Из 25 таможен Центрального таможенного управления (ЦТУ) три таможни: Южная, Центральная акцизная, Подольская оформляют более 15 % всего массива таможенных деклараций.

В зоне ответственности Центрального (ЦТУ), Северо-Западного (СЗТУ) и Южного (ЮТУ) таможенных управлений проживают 50 % жителей Российской Федерации, зарегистрированы 60 % участников внешнеэкономической деятельности.

Сухопутная граница со странами СНГ в этих регионах России составляет 44% всей ее протяженности, а со странами дальнего зарубежья -31%. Следствием этих и других экономических, географических, социальных факторов является сложившаяся направленность грузовых и пассажирских потоков и размещение таможенных органов на территории отдельных регионов России. Так, в ведении ЦТУ, СЗТУ и ЮТУ находятся 64 % международных автомобильных пунктов пропуска и 58 % железнодорожных пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации, В них оформляется более 60 % физических лиц, следующих через границу.

На Дальнем Востоке высока степень концентрации в оказании таможенных услуг и выполнении работ на юге территории. Две из 15 таможен ДВТУ (Владивостокская и Уссурийская) оформляют до 35 % всех деклараций на товар региона. Наибольший вклад в уплату таможенных платежей В регионе вносят Владивостокская, Находкинская, Амурская и Хасанская таможни (более 50 % общей суммы платежей региона).

Высокая степень концентрации в уплате таможенных платежей проявляется и на других таможенных территориях. Так, из 8 таможен Уральского таможенного управления более 40% платежей обеспечивает Тюменская таможня и около 20 % Нижневартовская.

При анализе и планировании процессов концентрации в таможенном деле можно использовать группировки таможен и постов по перечисленным показателям. Степень концентрации в таможенном деле на каждом этапе развития должна соответствовать потребностям в таможенных услугах, уровню таможенных технологий и оборудования, а также обеспечивать эффективное использование выделенных ресурсов. Излишняя концентрация может быть также не оправдана, как и функционирование большого числа таможен, оформляющих незначительное число деклараций в год.

При поиске оптимального уровня концентрации таможенного дела надо исходить из внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относят мощность товарных потоков, стоимость строительства или обустройства, наличие необходимых для этого трудовых ресурсов и др. Учет внутренних факторов предполагает максимальное использование всех имеющихся в распоряжении таможни производственных ресурсов.

Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу. Этим определен универсальный комплексный характер их работы. Большинство таможен осуществляют таможенное оформление всех групп товаров, доставляемых различными видами транспорта. Однако территориальный принцип не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.

Федеральная таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Специализация - это сосредоточение основной деятельности таможенного органа на выполнении узкого круга работ и услуг. Она является следствием разделения труда и формой организации таможенного дела, специализация в таможенном деле осуществляется в трех формах: предметная, подетальная и технологическая.

Предметная специализация означает, что в таможенном органе оказывают услуги конечного потребления, то есть технологически процесс таможенного оформления окончен и пакет документов дает право участнику ВЭД на дальнейшее движение его товара от продавца к покупателю.

Предметная специализация может быть реализована по нескольким признакам. Например, по группе оформляемого товара: Центральная энергетическая таможня (нефть, газ, нефтепродукты), таможенные посты «Аэропорт Магадан» (Магаданская таможня), «Малахит» (Екатеринбургская таможня), «Космодемьянский» (Калининградская таможня) - это таможен­ные посты по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных метанием и драгоценных камней.

Центральная акцизная и Северо-Западная акцизная таможня являются специализированными таможенными органами, осуществляющими методическое руководство таможнями соответственно Центрального и Северо-Западного таможенных управлений по вопросам таможенного оформления подакцизных товаров. Таможенные посты, подчиненные Центральной акцизной таможне и Северо-Западной акцизной таможне, являются специализированными таможенными органами, обладающими правомочиями совершения таможенных операций в отношении определенных групп подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Приказом ГТК РФ от 21.11.2003 № 1307 установлены специализированные и иные таможенные органы, которым предоставлено право на совершение таможенных операций в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней, сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, природных алмазов и бриллиантов.

Исключительными правомочиями на совершение операций в отношении природных алмазов как необработанных, так и частично обработанных, которые могут быть использованы для изготовления бриллиантов, наделен специализированный таможенный поет Центральной акцизной таможни.

Приказом ГТК РФ от 20.11.2003 № 1303 установлены специализированные и иные таможенные органы, которым предоставлено исключительное право на совершение таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов, а также оборудования для их производства, хранения, транспортировки, измерения и соответствующую документацию, перемещаемую через таможенную границу Российской Федерации. Другие таможенные органы могут проводить в отношении этих товаров только операции, связанные с обеспечением внутреннего и международного транзита.

Товарную специализацию таможен, то есть преобладание какой-либо товарной группы в оформлении, определяют по данным ГНИВЦ, которые в свою очередь, сформированы на основе электронных копий деклараций на товар. По отобранным для анализа группам товаров в разрезе таможен и постов определяются физические величины импортируемого (или экспортируемого) товара за определенный период. Затем рассчитывают удельный вес каждой таможни в импорте или экспорте данного товара:

(4.3)

dјi = aјi /Ai 100%

dјi удельный вес j-й таможни в импорте (экспорте) i го товара за соответствующий промежуток времени;

aјi количество импортируемого (экспортируемого) i -го товара через j-ю таможню за соответствующий промежуток времени (тыс. тони);

A i общее количество импортируемого (экспортируемого) i-ro товара (тыс.тони).

По виду транспорта, на котором товар доставляется к таможенному оформлению, различают авиационные, морские, речные, железнодорожные таможни и посты. Для определения транспортной специализации таможен выделяют преимущественный вид транспортных средств, оформленных при пересечении границы на каждой таможне. Транспортная специализация характеризуется удельным весом таможен в оформленных при пересечении таможенной границы транспортных средствах за определенный промежуток времени (автомашин грузовых, легковых, судов морских, речных и воздушных и железнодорожного транспорта):

bјi = tјi/Ti 100%

где bјi - удельный вес j-й таможни в оформленных при пересечении границы транспортных средствах i-ro вида;

t.јi количество i-x транспортных средств, оформленных j-й таможней при пересечении ими границы;

Тi. общее количество i-x транспортных средств, пересекших таможенную границу за соответствующий период времени.

Создаются таможенные посты, признаком специализации которых является предназначение товара или способ его перемещения через таможенную границу: таможенные посты «Выставочный» (Московская таможня), «Международный почтамт» (Московская таможня). В крупных таможнях организованы таможенные посты, специализирующиеся на таможенном оформлении и контроле только транспортных средств пли пассажиров, или товаров иностранных представительств и их работников (Шереметьевская таможня).

Уровень специализации характеризуется долей специализированных таможен (постов) в их общем числе, количестве оформленных таможенных деклараций, численности личного состава.

Подетальная специализация - сосредоточение определенных промежуточных операций и документов, а также выполнение отдельных «внутренних» технологических процессов для реализации таможенными органами их функций. Технологический признак специализации представляет наибольшийинтерес для экономики таможенного дела. По этому признаку в таможенных органах формируются службы и подразделения, разрабатываются программы развития.

Формирование подразделений, выполняющих экономические функции показано на примере РТУ (табл. 4.1).

Подразделения РТУ, выполняющие экономические функции

Наименование службы, отдела, отделения
Служба федеральных таможенных доходов  
Отдел таможенной статистики и анализа  
Отдел валютного контроля  
Отдел контроля таможенной стоимости  
Отдел нетарифного регулирования и экспортного контроля  
Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров  
Отдел таможенных платежей  
Служб таможенной инспекции  
Отдел учета участников внешнеэкономической деятельности  
Отделение взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами  
Инспекционный отдел  
Финансово-бухгалтерская служба  
Финансово-экономический отдел  
Отдел бухгалтерского учета и контроля  
Контрольно-ревизионный отдел  
Отдел пенсионного обеспечения  
Отдел исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях  
Тыловая служба  
Отдел материально-технического обеспечения  
Отдел капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры  
Отдел эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры  
Отдел социального развития  
Отдел медицинского обеспечения  
Автотранспортный отдел  
Отделение организации и проведения конкурсных торгов.  

Технологическая специализация это превращение отдельных работ, связанных с таможенным оформлением и контролем или их обеспечением, в самостоятельные производства. Так, для лучшего ведения оперативно-розыскной деятельности, выявления, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений в таможенном деле созданы оперативные таможни. В составе, которых организованы специализированные отделы: по борьбе с контрабандой на транспортных перевозках, кинологический, криминалистики, по борьбе с контрабандой драгоценных металлов и камней. Создан специализированный таможенный пост сбора и анализа информации «Западный» (Смоленская таможня).

Отдельные виды работ являются предметом деятельности специализированных региональных управлений: РТУ оперативно-поисковое, РТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, РТУ организации силового обеспечения. Тыловые таможни и посты осуществляют обеспечение таможенных органов материально-техническими ресурсами. Действует Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России.

Специально обособленные виды деятельности и подразделения характеризуются:

- единым назначением услуг или выполняемых работ;

- однородностью используемых ресурсов (материальных, информационных и др.);

- общностью технологических процессов;

- однородным профессиональным составом кадров и общностью организации управления.

Специализация позволяет упростить производственную структуру таможен, создает возможность для полного использования оборудования и инструментов на основе унификации, стандартизации работ, технологий и документов, быстрого накопления опыта и, в конечном итоге, роста производительности труда. Все вопросы специализации, размещения и концентрации в таможенном деле должны решаться комплексно.

Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

Для выполнения своих функций таможенные органы вступают в тесные деловые связи с другими таможенными и правоохранительными органами, органами государственного и местного управления, международными организациями. В результате возникают внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование. Полученная в результате кооперирования информация необходима для принятия решений при таможенном оформлении товаров и может являться составной частью документов, выдаваемых участниками ВЭД. Уровень кооперирования определяется: удельным весом документов, ресурсов, получаемых по кооперированию, в общем объеме документов, услуг; количеством организаций, кооперирующихся с данной таможенной организацией.

Вопросы для контроля

1. Какие экономические, природные, политические и социальные факторы определяют размещение таможенных органов?

2. Каковы приоритеты в развитии и размещении таможенных органов в настоящее время?

3. Как формулируется критерий эффективного размещения таможенных органов?

4. С помощью каких методов можно решать задачу эффективного размещения таможенных органов? В чем состоит сложность решения этой задачи?

5. Какие ограничения вы зададите, решая задачу эффективного размещения таможенных органов с помощью математических методов?

6.Какие факторы определяют необходимость переноса таможенного оформления на таможенную границу?

7. Как повлияло на размещение таможенных органов формирование единой территории таможенного союза?

8.Что вы понимаете под концентрацией в таможенном деле?

9. Какие факторы способствуют процессу концентрации таможенного дела?

10.Какими показателями характеризуется уровень концентрации таможенного дела?

11.В каких формах проявляется специализация в таможенном деле? Приведите примеры специализированных таможенных органов (подразделений, отделов).

12. Какими показателями характеризуется роль специализированных таможенных органов (подразделений) в таможенном оформлении?

13. Как влияет на специализацию в таможенном деле технология обслуживания «одного окна»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: