Запуск программы

После запуска программы на экране появиться диалоговое окно, в котором следует выбрать режим работы: либо создать новую модель (Create model), либо открыть существующую модель (Open model). Рис.1.

Рисунок 1- Запуск программы BPWin

При первом открытии программы (при создании новой модели) область построения содержит диаграмму IDEF-0.

На основной панели инструментов расположены элементы управления, в основном знакомые по другим Windows-интерфейсам.

Рисунок 2- Панель инструментов

1. Создать новую модель.

2. Открыть модель

3. Сохранить модель.

4. Печать модели.

5. Мастер создания отчетов.

6. Выбор масштаба.

7. Масштабирование.

8. Увеличение участка.

9. Проверка ошибок.

10. Включение и выключение навигатора модели.

На основной панели инструментов (либо в любом желаемом месте экрана) расположены инструменты редактора BPWin.

Рисунок 3- Инструменты редактирования

1. Pointer Tool – используется для выбора и определения позиции объектов добавленных в диаграмму.

2. Activity Box Tool – используется для установки блоков в диаграмме.

3. Arrow Tool – используется, чтобы устанавливать дуги в диаграмме.

4. Squiggle Tool – используется для создания тильды (squiggle), которая соединяет дугу с ее названием.

5. Text Block Tool – используется для создания текстовых блоков.

6. Diagram Dictionary Editor – открывает диалоговое окно Diagram Dictionary Editor, где можно перейти на какую-либо диаграмму или создать новую диаграмму.

7. Go to Sibling Diagram – используется для отображения следующей диаграммы того же уровня.

8. Go to Parent Diagram – переход на родительскую диаграмму.

9. Go to Child Diagram – используется, чтобы отобразить диаграмму потомка или разложить выделенный блок на диаграмму потомка.

Любая диаграмма состоит из совокупности следующих объектов:

- Блоков;

- Дуг;

- Текстовых блоков.

Для работы с любым из этих объектов можно использовать либо основное меню.

Рисунок 4- Основное меню

Либо контекстно-зависимое меню (меню, появляющееся при нажатии правой кнопке мыши).

Принципы работы с меню являются стандартными для среды Windows. Объект сначала делается активным, затем над ним осуществляются необходимые действия.


3 Описание полей бланка диаграммы

Каждая диаграмма располагается внутри бланка имеющего несколько информационных полей.

Поля верхней части рамки

Рисунок 5- Верхние поля рамки

Used At (Используется в) – используется для указания на родительский блок в случае, если на текущую диаграмму ссылались посредством стрелки вызова. Author (Автор) – имя создателя диаграммы.

Date (Дата) – дата создания и имя проекта.

Project (Проект) – имя проекта. Rev (Пересмотрено) – дата последнего редактирования диаграммы.

Notes 12345678910 (Замечания) – используется при проведении сеанса экспертизы. Эксперт должен (на бумажной копии диаграммы) указать число замечаний, вычеркивая цифру из списка каждый раз при внесении нового замечания.

Status (Статус) – статус отображает стадию создания диаграммы, отображая все этапы публикации;

Working (Рабочая версия) – новая диаграмма, кардинально обновленная диаграмма или новый автор диаграммы;

Draft (Эскиз) – диаграмма прошла первичную экспертизу и готова к дальнейшему обсуждению;

Recommended (Рекомендовано) – диаграмма и все ее сопровождающие документы прошли экспертизу. Новых изменений не ожидается;

Publication (Публикация) – диаграмма готова к окончательной печати и публика- ции. Reader (Читатель) – имя читателя (эксперта).

Date (Дата) – дата прочтения (экспертизы).

Context (Контекст) – схема расположения работ в диаграмме верхнего уровня.

Работа, являющаяся родительской, показана темным прямоугольником, остальные – светлым. На контекстной диаграмме (А-0) показывается надпись ТОР. В левом нижнем углу показывается номер по узлу родительской диаграммы:

Поля нижней части рамки

Рисунок 6- Поля нижней части рамки

Node (Узел) – номер узла диаграммы (номер родительского блока).

Title (Название) – имя диаграммы. По умолчанию – имя родительского блока. Number (Номер) – C-номер, уникальный номер версии диаграммы.

Page (Страница) – номер страницы, может использоваться как номер страницы при формировании папки.


4 Описание модели

IDEF0-модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties. Рис. 7.

Рисунок 7- Вызывающий диалог Model Properties

В закладке Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition – определение модели и описание области. В закладке Status того же диалога можно описать статус модели (черновой вариант, рабочий, окончательный и т.д.), время создания и последнего редактирования (отслеживается в дальнейшем автоматически по системной дате). В закладке Source описываются источники информации для построения модели (например, "Опрос экспертов предметной области и анализ документации"). Закладка General служит для внесения имени проекта и модели, имени и инициалов автора и временных рамок, модели – AS-IS и TО-ВЕ. Результат описания модели можно получить в отчете Model Report. Диалог настройки отчета по модели вызывается из пункта меню Tools/Reports/ModelReport. В диалоге настройки следует выбрать необходимые поля (при этом автоматически отображается очередность вывода информации в отчет).

Рисунок 8 - Диалог настройки отчета

Работа с блоками и дугами

Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводиться описание системы вцелом (контекстная диаграмма), после чего проводиться декомпозиция – система разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно.

5 Контекстная диаграмма

После создания проекта мы видим окно с единственным блоком. Нужно назвать этот блок. Для этого необходимо щелкнуть правой клавишей мыши по блоку и выбрать команду Name и в диалоговом окне ввести название. Рис. 9.

Рисунок 9- Диалоговое окно название диаграммы

По отношению к тексту применимы стандартные способы форматирования, для их использования следует выполнить команду контекстно-зависимого меню Font. Вы можете изменять размеры блока. Для изменения высоты необходимо перетащить мышью верхнюю или нижнюю стороны блока, аналогично меняется размер по горизонтали. После создания объекта необходимо обозначить его основные функции и элементы взаимодействия. В Bpwin этими элементами являются дуги.

Для построения дуг управления, входа, выхода и механизмов необходимо выбрать инструмент (Arrow Tool), затем щелкнуть мышью со стороны периметра и второй щелчок с соответствующей стороны блока. Для построения дуги выхода щелкнуть первоначально справой стороны блока, затем со стороны периметра. То с какой стороны дуга подходит к блоку является своего рода значением данной дуги:

- Слева – вход в блок;

- Справа – выход в блок;

- Сверху – управляющая информация;

- Снизу – механизмы (средства производства).

Дугам, как и блокам можно придавать свои имена. Для этого необходимо: щелкнуть правой клавишей мыши по блоку и выбрать команду Name и в диалоговом окне ввести название дуги.

Название дуги является независимым объектом, который можно перемещать относительно дуги. Текст может располагаться по отношению к дуге в свободной форме, либо соединен с дугой символом тильды. Чтобы установить тильду следует нажать инструмент (Squiggle Tool), а затем выбрать дугу, либо использовать команду контекстно-зависимого меню Squiggle.

Изменение стиля – команда контекстно-зависимого меню Style. Изменение цвета – команда контекстно-зависимого меню Color. Изменение размера – команда контекстно-зависимого меню Trim.

Редактирование формы

Дуга представляет собой совокупность отельных графических объектов: прямые участки, изогнутые участки, изображение наконечника. Отдельные элементы можно передвигать независимо друг от друга, меняя форму дуги, также дугу можно перемещать как единый неделимый элемент.

Работа с текстовым блоком. Для набора текста следует нажать инструмент (Text Block Tool), после чего щелкнуть мышью в позиции предполагаемого ввода текста. Затем в появившемся диалоговом окне. Рис 10.

Рисунок 10- Работа с текстовым блоком

Удаление блоков, дуг или текста. Для удаления блока и дуги или текста необходимо их выделить щелчком левой кнопки мыши и нажать клавишу Delete, а затем подтвердить намерения по поводу удаления.


6 Декомпозиция

После создания контекстной диаграммы необходимо расписать работу отдельных участков банка автомобилистов. Для этого декомпозируем эту диаграмму. Для декомпозиции необходимо в браузере щелкнуть левой кнопкой мыши на имени диаграммы, а затем нажать кнопку (Go to Child Diagram), затем в диалоговом окне. Рис. 11.

Рисунок 11- Создание декомпозиции

Если в дальнейшем необходимо добавить блоки на диаграмме, то необходимо выбрать инструмент (Activity Box Tool) и щелкнуть мышью в нужном месте диаграммы. После декомпозиции необходимо соединить получившиеся блоки дугами. Для этого необходимо выбрать инструмент, щелкнуть мышью по исходной стороне блока затем по конечной стороне следующего блока. Аналогично строятся разветвления и слияния дуг.


7 Стоимостной анализ (АВС) и свойства, определяемые пользователем (UDP)

Область применения

Стоимостной анализ используется для оценки модели. Он основан на работах (Activity Based Costing, ABC) и представляет собой соглашение об учете, используемое для сбора затрат, связанных с работами, с целью определить общую стоимость процесса. Обычно АВС применяется для того, чтобы понять происхождение выходных затрат и облегчить выбор нужной модели работ при реорганизации деятельности предприятия (Business Process Reengineering, BPR). ABC может проводиться только тогда, когда создание модели работы закончено. Основные элементы и их графическое изображение АВС включает следующие основные понятия:

- объект затрат – причина, по которой работа выполняется, обычно, основной выход работы, стоимость работ есть суммарная стоимость объектов затрат;

- движитель затрат – характеристики входов и управлений работы, которые влияют на то, как выполняется и как долго длится работа;

- центры затрат, которые можно трактовать как статьи расхода. При проведении стоимостного анализа в BPwin сначала задаются единицы измерения денег.

Для задания единиц измерения следует вызвать диалог Model Properties (меню Model/Model Properties), закладка ABC Units.

Рисунок 12 - Диалоговое окно задания единиц измерения

Если в списке выбора отсутствует необходимая валюта, ее можно добавить. Затем описываются центры затрат (cost centers). Для внесения центров затрат необходимо вызвать диалог Cost Center Editor (меню Model/Cost Center Editor).

Рисунок 13 - Диалоговое окно описания центров затрат

Каждому центру затрат следует дать подробное описание в окне Definition. Список центров затрат упорядочен. Порядок в списке можно менять при помощи стрелок, расположенных справа от списка. Задание определенной последовательности центров затрат в списке, во-первых, облегчает последующую работу при присвоении стоимостиработам, во-вторых, имеет значение при использовании единых стандартных отчетов в разных моделях. Для задания стоимости работы (для каждой работы на диаграмме декомпозиции) следует щелкнуть правой кнопкой мыши по работе и на всплывающем меню выбрать Costs.

Рисунок 14 - Окно задания стоимости работы

В диалоге Activity Cost указывается частота проведения данной работы в рамках общего процесса (окно Frequency) и продолжительность (Duration). Затем следует выбрать в списке один из центров затрат и в окне Cost задать его стоимость. Аналогично назначаются суммы по каждому центру затрат, т. е. задается стоимость каждой работы по каждой статье расхода. Если в процессе назначения стоимости возникает необходимость внесения дополнительных центров затрат, диалог Cost Center Editor вызывается прямо из диалога Activity Cost соответствующей кнопкой. Общие затраты по работе рассчитываются как сумма по всем центрам затрат. При вычислении затрат вышестоящей (родительской) работы сначала вычисляется произведение затрат дочерней работы на частоту работы (число раз, которое работа выполняется в рамках проведения родительской работы), затем результаты складываются. Если во всех работах модели включен режим Compute from Decompositions, подобные вычисления автоматически проводятся по всей иерархии работ снизу вверх. Если схема выполнения сложная (например, работы производятся альтернативно), можно отказаться от подсчета и задать итоговые суммы для каждой работы вручную (Override Decompositions).

Результаты стоимостного анализа наглядно представляются на специальном отчете BPwin – Activity Cost Report (меню Tools/Report/Activity Cost Report…). Результаты отображаются и непосредственно на диаграммах. В левом нижнем углу прямоугольника работы может показываться либо стоимость (по умолчанию), либо продолжительность, либо частота проведения работы. Настройка отображения осуществляется в диалоге Model Properties (меню Model/Model Properties), закладка Display, ABC Data, ABC Units. Если стоимостных показателей недостаточно, имеется возможность внесения собственных метрик – свойств, определенных пользователем (User Defined Properties, UDP). UDP позволяет провести дополнительный анализ, хотя и без суммирующих подсчетов. Для описания UDP служит диалог User-Defined Property Name Editor (меню Model/UDP Definition).

Рисунок 15 - Диалог описание UDP

В верхнем окне диалога вносится имя UDP, в списке выбора Datatype описывает тип свойства. Имеется возможность задания 18 различных типов UDP, в том числе управляющих команд и массивов, объединенных по категориям. Для внесения категории следует задать имя категории в окне New Category/Member и щелкнуть по кнопке Add Category. Для присвоения свойства категории необходимо выбрать UDP из списка, затем категорию из списка категорий и щелкнуть по кнопке Update. Одна категория может объединять несколько свойств, в то же время одно свойство может входить в несколько категорий. Свойство типа List может содержать массив предварительно определенных значений.

Для определения области значений UDP типа List следует задать значение свойства в окне New Category/Member и щелкнуть по кнопке Add Member. Значения из списка можно редактировать и удалять. Каждой работе можно поставить в соответствие набор UDP. Для этого следует щелкнуть правой кнопкой мыши по работе и выбрать пункт меню UDP Editor. В закладке UDP Values диалога IDEF0 Activity Properties можно задать значения UDP. Свойства типа List отображаются списком выбора, который заполнен предварительно определенными значениями. Кнопка Categories служит для задания фильтра по категориям UDP. По умолчанию в списке показываются свойства всех категорий. Результат задания проанализировать в отчете Diagram Object Report (меню Report/Diagram Object Report…). В левом нижнем углу диалога настройки отчета показывается список UDP. С помощью кнопки Activity Categories можно установить фильтр по категориям.


8 Диаграммы Workflow (IDEF3)

Область применения IDEF3 – используется для описания логики взаимодействия информационных потоков. Эта методология моделирования использует графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. Диаграммы Workflow могут быть использованы в моделировании бизнес-процессов для анализа завершенности процедур обработки информации. С их помощью можно описывать сценарии действий сотрудников организации, например, последовательность обработки заказа или события, которые необходимо обработать за конечное время.

Основные элементы

Единица работы (UOW) - центральный компонент модели. Изображаются прямоугольниками с прямыми углами и имеют имя, выраженное отглагольным существительным, обозначающим процесс действия, одиночным или в составе фразы, и номер; другое имя существительное в составе той же фразы обычно отображает основной выход (результат работы).

Связи - показывают взаимоотношение работ. Все связи в IDEF3 однонаправлены и могут быть направлены куда угодно, но обычно диаграммы IDEF3 стараются построить так, чтобы связи были направлены слева направо. В IDEF3 различают три типа стрелок, изображающих связи, стиль которых устанавливается через контекстное меню Style.

Рисунок 16 - Типы стрелок

Рисунок 17 - Описание типов стрелок

Старшая связь и поток объектов. Старшая связь показывает, что работа-источник заканчивается ранее, чем начинается работа-цель. Часто результатом работы-источника становится объект, необходимый для запуска работы-цели. В этом случае стрелку, обозначающую объект, изображают с двойным наконечником.

Перекрестки. Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния и разветвления стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления. Для внесения перекрестка служит кнопка в палитре инструментов. В диалоге Select Junction Type.

Рисунок 18 - Перекрестки

Рисунок 19 - Описание возможных перекрестков

Все перекрестки на диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс J. Можно редактировать свойства перекрестка окне его своиств. В IDEF3 стрелки могут сливаться и разветвляться только через перекрестки.

Объект ссылки. Выражает некую идею, концепцию или данные, которые нельзя связать со стрелкой, перекрестком или работой. Для внесения объекта ссылки служит кнопка в палитре инструментов. Объект ссылки изображается в виде прямоугольника, похожего на прямоугольник работы. Имя объекта ссылки задается в диалоге Referent.

Рисунок 20 - Внесение объекта ссылки

В качестве имени можно использовать имя какой-либо стрелки с других диаграмм или имя сущности из модели данных. Объекты ссылки должны быть связаны с единицами работ или перекрестками пунктирными линиями. Официальная спецификация IDEF3 различает три стиля объектов ссылок – безусловные, синхронные и асинхронные. При внесении объектов ссылок помимо имени следует указывать тип объекта ссылки.

Рисунок 21 - Типы объекта ссылки и их описание

Декомпозиция работ. В IDEF3 декомпозиция используется для детализации работ. Можно многократно декомпозировать работу, т.е. работа может иметь множество дочерних работ. При этом номер работы состоит из номера родительской работы, версии декомпозиции и собственного номера работы на текущей диаграмме.


9 Диаграммы DFD

Область применения Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD представляет модельную систему как сеть связанных между собой работ. Для создания диаграммы DFD необходимо в диалоге New Model выбрать кнопку DFD.

Рисунок 22 - Создание диаграммы

Декомпозиция работы IDEF0 в диаграмму DFD. Для создания дочерней диаграммы DFD следует при декомпозиции в диалоге Activity Box Count выбрать кнопку DFD.

Создается новая диаграмма DFD, и стрелки, которые касаются родительской работы, мигрируют на диаграмму нижнего уровня так, как если бы это была диаграмма IDEF0.

Стрелки входа родительской работы на дочерней диаграмме DFD показываются входящими стрелками с левой стороны диаграммы DFD, стрелки управления – входящими стрелками с верхней стороны диаграммы и т. д.

Согласно нотации DFD диаграмма не должна иметь граничных стрелок – все стрелки должны начинаться и заканчиваться на работах, хранилищах данных или внешних сущностях. Поэтому, если строго следовать правилам нотации, надо:

1. Удалить все граничные стрелки на диаграмме DFD.

2. Создать соответствующие внешние сущности и хранилища данных.

3. Создать внутренние стрелки, начинающиеся с внешних сущностей вместо граничных стрелок.

Основные элементы DFD описывает:

- функции обработки информации (работы);

- документы (стрелки, arrow), объекты, сотрудников или отделы, которые участвуют в обработке информации;

- внешние ссылки (external references), которые обеспечивают интерфейс с внешними объектами, находящимися за границами моделируемой системы;

- таблицы для хранения документов (хранилище данных, data store).

В BPwin для построения диаграмм потоков данных используется нотация Гейна- Сарсона. Для того чтобы дополнить модель IDEF0 диаграммой DFD, нужно в процессе декомпозиции в диалоге Activity Box Count “кликнуть” по радиокнопке DFD. В палитре инструментов на новой диаграмме DFD появляются новые кнопки.

Рисунок 23 - Панель инструментов

1. Добавить в диаграмму работу Activity Box Tool – используется для установки блоков в диаграмме.

2. Добавить в диаграмму внешнюю ссылку (External Reference). Внешняя ссылка является источником или приемником данных извне модели.

3. Добавить в диаграмму хранилище данных (Data store).

Хранилище данных позволяет описать данные, которые необходимо сохранить в памяти прежде, чем использовать в работах. Стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Это представление потоков совместно с хранилищами данных и внешними сущностями делает модели DFD более похожими на физические характеристики системы – движение объектов (data flow), хранение объектов (data stores), поставка и распространение объектов (external entities).

DFD рассматривает систему как совокупность предметов. Контекстная диаграмма часто включает работы и внешние ссылки. Работы обычно именуются по названию системы.

Рисунок 24 - Описания элементов

Слияние и разветвление стрелок

В DFD стрелки могут сливаться и разветвляться, что позволяет описать декомпозицию стрелок. Каждый новый сегмент сливающейся или разветвляющейся стрелки может иметь собственное имя. В DFD номер каждой работы может включать префикс, номер родительской работы (А) и номер объекта. Номер объекта – это уникальный номер работы на диаграмме. Уникальный номер имеют хранилища данных и внешние сущности независимо от их расположения на диаграмме. Каждое хранилище данных имеет префикс D и уникальный номер, например D5. Каждая внешняя сущность имеет префикс E и уникальный номер.


Вывод

По данному отчету мы постарались рассмотреть возможности программы. Рассмотрели ее панель инструментов в разных нотациях, так же посмотрели какие типы стрелок бывают и для чего они нужны.

Провели краткое описание нотаций.


Вывод

По данному отчету мы постарались рассмотреть возможности программы. Рассмотрели ее панель инструментов в разных нотациях, так же посмотрели какие типы стрелок бывают и и для чего они нужны.

Список литературы

1 К. А Аксенов Работа с CASE-средствами BPwin [Электронный ресурс] // Екатеринбург 2004. URL: https://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/Method_BpWin_ERwin.pdf.

2 BPWin 4.0 уроки и задачи [Электронный ресурс]// URL: https://specialf.narod.ru/bpwin/urok.html.

3 Скачать BPWin 4.1.4.SP4.rar - Файлообменник [Электронный ресурс] // URL: https://www.fayloobmennik.net/2453782


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: