Материально-техническая база строительства

Материально-техническая база строительства включает: предприятия и хозяйства строительной индустрии, нахо­дящиеся в непосредственном подчинении строительно-монтажных организаций, и промышленные предприятия, изготов­ляющие для строительства материалы и изделия и принадлежа­щие союзным и республиканским министерствам промышленности строительных материалов, а также другим министерствам и ведом­ствам. На предприятиях стройиндустрии изготавливают железобетон­ные, металлические, деревянные и другие конструкции, детали и изделия, бетонные, растворные и асфальтобетонные смеси, мон­тажные заготовки, а также нестандартное оборудование. К хозяйствам стройиндустрии относятся стационарные производственные базы технической экс­плуатации и ремонта строительных машин, автотранспортные предприятия, складское хозяйство строительных организаций.

Предприятия промышленности строительных материалов спе­циализируются на производстве цемента, шифера, стекла, керами­ки, теплоизоляционных, акустических, кровельных и других мате­риалов, специального железобетона, нерудных материалов и лег­ких заполнителей, отделочных материалов, древесностружечных и древесноволокнистых плит, паркета, фанеры, клееных деревянных конструкций и др. Некоторые строительные материалы, такие, как сборный же­лезобетон, кирпич и другие, изготавливают как предприятия стройиндустрии, так и заводы промышленности строительных ма­териалов. Продукция этих предприятий — легкие ограждающие конст­рукции на основе профилированного стального листа с полимер­ными покрытиями и эффективным утеплителем, комплектные ме­таллические конструкции промышленных зданий из тонкостенных гнутых профилей, алюминиевые строительные конструкции, ин­дустриальные столярные изделия, эффективные теплоизоляцион­ные материалы и другие — выпускается с высокой заводской го­товностью и не требует дополнительных затрат труда на строи­тельных площадках. Это принципиально новый путь развития производственной базы строительства, который определяет глав­ное направление технического прогресса в отрасли.

Хорошо развитая материально-техническая база обеспечивает дальнейшую индустриализацию строительства — генеральное на­правление его развития. Поэтому очень важно правильно наме­тить пути развития материально-технической базы, ее организа­ционную структуру, определить рациональные мощности и раз­мещение предприятий. Только в этом случае капиталовложения, будут эффективно использованы. Необходимо найти такие решения, которые позволили бы строить предприятия, обеспечи­вающие стройки материалами и конструкциями комплектно, своевременно и с наименьшими затратами.

. Организация складов в строительстве и их классификация

Важным звеном в материально-тех­ническом снабжении строительства является рационально организо­ванное складское хозяйство.

При организации складов обычно решаются следующие вопросы: определяются запасы, предназначаемые к хранению на складе ма­териалов, конструкций и изделий; производится расчет площадей, объемов и размеров складских помещений и открытых площадок; выбираются способы укладки и хранения материальных ценностей на складах, а также способы производства погрузочно-разгрузочных работ; устанавливается порядок приема, учета и отпуска материаль­ных ценностей со склада.

При проектировании складов необходимо широко использовать типовые проекты, при соответствующих условиях объединять различ­ного вида и типа склады в районные производственно-комплекто­вочные базы, имеющие единое энергетическое, транспортное хозяйство и другие вспомогательные службы.

Для сокращения затрат, связанных с транспортированием и хра­нением материалов, конструкций и изделий на складах, доставку последних на строящиеся объекты следует производить в специальных контейнерах транзитным способом, минуя перегрузочные и нейтраль­ные склады.

При организации складов на строительных площадках целесооб­разно применять сборно-разборные, контейнер:.ые и передвижные склады фургонного типа, позволяющие быстро и с наименьшими затратами перебазировать их на новые объекты строительства.

Большое значение для эффективного функционирования склад­ского хозяйства имеют правильно вибрагные средства механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

При их выборе должны быть учтены следующие требования: пла­нируемые объемы работ должны быть выполнены в установленные сроки и с наименьшими затратами труда и материальных средств; при производстве работ должна быть обеспечена качественная и ко­личественная сохранность материалов; выбранный тип погрузочно-разгрузочного оборудования должен по своим техническим данным соответствовать характеру складируемого материала или конструк­ций, их весу и габаритам; при выполнении работ должны быть со­блюдены требования техники безопасности.

Выбор средств механизации погрузочно-разгрузочных и склад­ских работ должен быть обоснован технико-экономическими пока­зателями, главные из которых себестоимость и трудоемкость перера­ботки 1 т материалов и удельные капитальные затраты. Потребное количество погрузочно-разгрузочных машин пп.р, при заданном гру­зообороте склада, определяется по формуле

где птР — число одновременно подаваемых под погрузку (разгрузку) транспортных средств с учетом имеющегося фронта погрузки (раз­грузки); <7ср—средний тоннаж одного транспортного средства; /7^"р — часовая производительность одной погрузочно-разгрузоч-ной машины или механизма; Г„рМ — установленная норма простоя транспортных средств под погрузкой (разгрузкой); Кв —■ коэффициент использования погрузочно-разгрузочной машины во времени.

В зависимости от назначения и места расположения склады строи­тельных организаций подразделяются на центральные, участковые, приобъектные и перегрузочные1.

1 Вопросы организации складов промышленных предприятий строительной индустрии излагаются в учебнике А. Н. Бастрыкина «Организация промышлен­ных предприятий строительной индустрии». М., 1975.

Центральные склады, находящиеся в ведении органов снабжения и производственно-комплектовочных баз строительно-монтажных трес­тов, объединений, домостроительных комбинатов и других строи­тельных организаций, предназначаются для приемки и хранения ма­териалов и изделий, которые в дальнейшем направляются на участ­ковые и приобъектные склады, а также в цехи для переработки и ком­плектации.

Центральные склады размещаются в районах наибольшого сосре­доточения строительства с учетом вида применяемого транспорта и других местных условий. При наличии нескольких видов транспорта центральные склады целесообразно устраивать в местах пересечения транспортных путей, что дает возможность отказаться от устройства дополнительных перегрузочных складов и сократить тем самым объем погрузочно-разгрузочных работ.

Участковые склады, призванные снабжать материалами и изде­лиями группу близлежащих объектов определенного общестроитель­ного или специализированного участка (управления), располага­ются обычно непосредственно в районе строящихся объектов.

На участковых складах, главным образом, хранятся материалы и оборудование, потребление которых на отдельных объектах строи­тельства относительно невелико. Например, различные отделочные материалы, стекло, метизы, санитарно-техническое и электротехни­ческое оборудование, инструмент и т. п.

Участковые склады обычно носят временный характер и потому их целесообразно устраивать из сборно-разборных конструкций.

Разработаны общесоюзные «Унифицированные типовые секции» (УТС) временных зданий, позволяющие размещать в них склады раз­личного назначения и площади.

Приобъектные склады размещаются непосредственно на строи­тельных площадках около или в зоне обслуживания башенного кра­на или других подъемно-транспортных механизмов. К приобъектным складам также можно отнести склады сырья, полуфабрикатов и го­товой продукции построечных бетонорастворосмесительных уста­новок и различных временных мастерских.

Площади, отводимые под такие склады, должны быть минималь­ными, для чего следует сокращать запас находящихся на складе ма­териалов, конструкций и изделий, а также учитывать возможность организации их монтажа с транспортных средств.

Эффективны в условиях строительной площадки склады-кладо­вые контейнерного или фургонного (передвижного) типа. В отдельных случаях небольшие склады-кладовые целесообразно размещать в первых этажах строящихся зданий или в помещениях построек, под­лежащих в дальнейшем сносу.

Перегрузочные склады (прирельсовые и береговые) устраиваются в местах предполагаемой перегрузки грузов с одного вида транспорта на друшй. Для сокращения затрат на производство погрузочно-разгрузочных и транспортных работ перегрузочные склады рекомен­дуется устраивать только в самых необходимых случаях, совмещая их по возможности с центральными складами.

Кроме приведенной классификации склады подразделяются на универсальные и специализированные.

В универсальных складах хранятся различного вида материалы, электротехническое и санитарно-техническое оборудование, инстру­менты, спецодежда и т.п., в специализированных — определенные виды материалов, например цемент, лесоматериалы и др.

В зависимости от условий хранения различают склады: открытые полузакрытые, закрытые и специальные.

Окрытые склады в виде различной формы и размеров штабелей предназначаются для хранения массовых строительных материалов и конструкций, качество которых не снижается- от прямого воздей­ствия атмосферных осадков и температурных изменений (нерудные строительные материалы, кирпич, сборные железобетонные изделия и др.).

Полузакрытые склады в виде навесов используются для хранения различных материалов и оборудования, не теряющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, но на качестве ко­торых отрицательно сказывается непосредственное воздействие ат­мосферных осадков и солнечных лучей (столярные изделия, рубе­роид, шифер, технологическое оборудование и др.).

Закрытые склады предназначаются для хранения различных мел­коштучных материалов, инструмента, оборудования, спецодежды, а также материалов, портящихся при хранении на открытом воздухе (цемент, известь, гипс и др.). Закрытые склады бывают одноэтажные и многоэтажные, отапливаемые и неотапливаемые.

Специальные склады (надземные и подземные) используются для хранения горючих и легко воспламеняющихся жидкостей, взрывча­тых веществ (ВВ), различных химических материалов и т. п.

В зависимости от сроков эксплуатации склады бывают постоян­ные (центральные, перевалочные) и временные (участковые и приобъ­ектные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: