Материально-техническая база строительства включает: предприятия и хозяйства строительной индустрии, находящиеся в непосредственном подчинении строительно-монтажных организаций, и промышленные предприятия, изготовляющие для строительства материалы и изделия и принадлежащие союзным и республиканским министерствам промышленности строительных материалов, а также другим министерствам и ведомствам. На предприятиях стройиндустрии изготавливают железобетонные, металлические, деревянные и другие конструкции, детали и изделия, бетонные, растворные и асфальтобетонные смеси, монтажные заготовки, а также нестандартное оборудование. К хозяйствам стройиндустрии относятся стационарные производственные базы технической эксплуатации и ремонта строительных машин, автотранспортные предприятия, складское хозяйство строительных организаций.
Предприятия промышленности строительных материалов специализируются на производстве цемента, шифера, стекла, керамики, теплоизоляционных, акустических, кровельных и других материалов, специального железобетона, нерудных материалов и легких заполнителей, отделочных материалов, древесностружечных и древесноволокнистых плит, паркета, фанеры, клееных деревянных конструкций и др. Некоторые строительные материалы, такие, как сборный железобетон, кирпич и другие, изготавливают как предприятия стройиндустрии, так и заводы промышленности строительных материалов. Продукция этих предприятий — легкие ограждающие конструкции на основе профилированного стального листа с полимерными покрытиями и эффективным утеплителем, комплектные металлические конструкции промышленных зданий из тонкостенных гнутых профилей, алюминиевые строительные конструкции, индустриальные столярные изделия, эффективные теплоизоляционные материалы и другие — выпускается с высокой заводской готовностью и не требует дополнительных затрат труда на строительных площадках. Это принципиально новый путь развития производственной базы строительства, который определяет главное направление технического прогресса в отрасли.
Хорошо развитая материально-техническая база обеспечивает дальнейшую индустриализацию строительства — генеральное направление его развития. Поэтому очень важно правильно наметить пути развития материально-технической базы, ее организационную структуру, определить рациональные мощности и размещение предприятий. Только в этом случае капиталовложения, будут эффективно использованы. Необходимо найти такие решения, которые позволили бы строить предприятия, обеспечивающие стройки материалами и конструкциями комплектно, своевременно и с наименьшими затратами.
. Организация складов в строительстве и их классификация
Важным звеном в материально-техническом снабжении строительства является рационально организованное складское хозяйство.
При организации складов обычно решаются следующие вопросы: определяются запасы, предназначаемые к хранению на складе материалов, конструкций и изделий; производится расчет площадей, объемов и размеров складских помещений и открытых площадок; выбираются способы укладки и хранения материальных ценностей на складах, а также способы производства погрузочно-разгрузочных работ; устанавливается порядок приема, учета и отпуска материальных ценностей со склада.
При проектировании складов необходимо широко использовать типовые проекты, при соответствующих условиях объединять различного вида и типа склады в районные производственно-комплектовочные базы, имеющие единое энергетическое, транспортное хозяйство и другие вспомогательные службы.
Для сокращения затрат, связанных с транспортированием и хранением материалов, конструкций и изделий на складах, доставку последних на строящиеся объекты следует производить в специальных контейнерах транзитным способом, минуя перегрузочные и нейтральные склады.
При организации складов на строительных площадках целесообразно применять сборно-разборные, контейнер:.ые и передвижные склады фургонного типа, позволяющие быстро и с наименьшими затратами перебазировать их на новые объекты строительства.
Большое значение для эффективного функционирования складского хозяйства имеют правильно вибрагные средства механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
При их выборе должны быть учтены следующие требования: планируемые объемы работ должны быть выполнены в установленные сроки и с наименьшими затратами труда и материальных средств; при производстве работ должна быть обеспечена качественная и количественная сохранность материалов; выбранный тип погрузочно-разгрузочного оборудования должен по своим техническим данным соответствовать характеру складируемого материала или конструкций, их весу и габаритам; при выполнении работ должны быть соблюдены требования техники безопасности.
Выбор средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ должен быть обоснован технико-экономическими показателями, главные из которых себестоимость и трудоемкость переработки 1 т материалов и удельные капитальные затраты. Потребное количество погрузочно-разгрузочных машин пп.р, при заданном грузообороте склада, определяется по формуле
где птР — число одновременно подаваемых под погрузку (разгрузку) транспортных средств с учетом имеющегося фронта погрузки (разгрузки); <7ср—средний тоннаж одного транспортного средства; /7^"р — часовая производительность одной погрузочно-разгрузоч-ной машины или механизма; Г„рМ — установленная норма простоя транспортных средств под погрузкой (разгрузкой); Кв —■ коэффициент использования погрузочно-разгрузочной машины во времени.
В зависимости от назначения и места расположения склады строительных организаций подразделяются на центральные, участковые, приобъектные и перегрузочные1.
1 Вопросы организации складов промышленных предприятий строительной индустрии излагаются в учебнике А. Н. Бастрыкина «Организация промышленных предприятий строительной индустрии». М., 1975.
Центральные склады, находящиеся в ведении органов снабжения и производственно-комплектовочных баз строительно-монтажных трестов, объединений, домостроительных комбинатов и других строительных организаций, предназначаются для приемки и хранения материалов и изделий, которые в дальнейшем направляются на участковые и приобъектные склады, а также в цехи для переработки и комплектации.
Центральные склады размещаются в районах наибольшого сосредоточения строительства с учетом вида применяемого транспорта и других местных условий. При наличии нескольких видов транспорта центральные склады целесообразно устраивать в местах пересечения транспортных путей, что дает возможность отказаться от устройства дополнительных перегрузочных складов и сократить тем самым объем погрузочно-разгрузочных работ.
Участковые склады, призванные снабжать материалами и изделиями группу близлежащих объектов определенного общестроительного или специализированного участка (управления), располагаются обычно непосредственно в районе строящихся объектов.
На участковых складах, главным образом, хранятся материалы и оборудование, потребление которых на отдельных объектах строительства относительно невелико. Например, различные отделочные материалы, стекло, метизы, санитарно-техническое и электротехническое оборудование, инструмент и т. п.
Участковые склады обычно носят временный характер и потому их целесообразно устраивать из сборно-разборных конструкций.
Разработаны общесоюзные «Унифицированные типовые секции» (УТС) временных зданий, позволяющие размещать в них склады различного назначения и площади.
Приобъектные склады размещаются непосредственно на строительных площадках около или в зоне обслуживания башенного крана или других подъемно-транспортных механизмов. К приобъектным складам также можно отнести склады сырья, полуфабрикатов и готовой продукции построечных бетонорастворосмесительных установок и различных временных мастерских.
Площади, отводимые под такие склады, должны быть минимальными, для чего следует сокращать запас находящихся на складе материалов, конструкций и изделий, а также учитывать возможность организации их монтажа с транспортных средств.
Эффективны в условиях строительной площадки склады-кладовые контейнерного или фургонного (передвижного) типа. В отдельных случаях небольшие склады-кладовые целесообразно размещать в первых этажах строящихся зданий или в помещениях построек, подлежащих в дальнейшем сносу.
Перегрузочные склады (прирельсовые и береговые) устраиваются в местах предполагаемой перегрузки грузов с одного вида транспорта на друшй. Для сокращения затрат на производство погрузочно-разгрузочных и транспортных работ перегрузочные склады рекомендуется устраивать только в самых необходимых случаях, совмещая их по возможности с центральными складами.
Кроме приведенной классификации склады подразделяются на универсальные и специализированные.
В универсальных складах хранятся различного вида материалы, электротехническое и санитарно-техническое оборудование, инструменты, спецодежда и т.п., в специализированных — определенные виды материалов, например цемент, лесоматериалы и др.
В зависимости от условий хранения различают склады: открытые полузакрытые, закрытые и специальные.
Окрытые склады в виде различной формы и размеров штабелей предназначаются для хранения массовых строительных материалов и конструкций, качество которых не снижается- от прямого воздействия атмосферных осадков и температурных изменений (нерудные строительные материалы, кирпич, сборные железобетонные изделия и др.).
Полузакрытые склады в виде навесов используются для хранения различных материалов и оборудования, не теряющих своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, но на качестве которых отрицательно сказывается непосредственное воздействие атмосферных осадков и солнечных лучей (столярные изделия, рубероид, шифер, технологическое оборудование и др.).
Закрытые склады предназначаются для хранения различных мелкоштучных материалов, инструмента, оборудования, спецодежды, а также материалов, портящихся при хранении на открытом воздухе (цемент, известь, гипс и др.). Закрытые склады бывают одноэтажные и многоэтажные, отапливаемые и неотапливаемые.
Специальные склады (надземные и подземные) используются для хранения горючих и легко воспламеняющихся жидкостей, взрывчатых веществ (ВВ), различных химических материалов и т. п.
В зависимости от сроков эксплуатации склады бывают постоянные (центральные, перевалочные) и временные (участковые и приобъектные).