Группа | Момент времени 1 | Момент времени 2 | Момент времени 3 | Формула результата |
Экспериментальная | Предварительный тест | Стимул | Контрольный тест | Результат = [(контрольный тестЭ – предварительный тест Э) – (контрольный тест к1 – предварительный тест к1)] – (контрольный тест э – контрольный тест к2) |
Контрольная 1 | Предварительный тест | – | Контрольный тест | |
Контрольная 2 | – | Стимул | Контрольный тест |
Программа почти такая же, как в классическом эксперименте, различие состоит только в том, что добавлена третья группа. В третьей группе (контрольной группе 2) есть стимул и есть контрольный тест, но нет предварительного теста. В то время как различия между оценками предварительного и контрольного тестов в экспериментальной группе могут быть обязаны своим происхождением и предварительному тесту, и стимулу, те же самые различия в контрольной группе 1 могут возникать только под воздействием предварительного теста, а в контрольной группе 2 – только под воздействием стимула. Если мы вправе предположить, что первоначально значение зависимой переменной во всех группах фактически одно и то же и что группы прореагировали на стимул одним и тем же образом, то различие между оценками контрольного теста в экспериментальной группе и оценками контрольного теста в контрольной группе 2 и будет демонстрировать тест-эффект. Тогда воздействие самой независимой переменной (стимула) можно измерить, вычтя тест-эффект из общего результата эксперимента (последний подсчитывается по той же формуле, которая используется для оценки результатов программы классического эксперимента).
Программа с двумя контрольными группами позволяет нам оценить и, как мы надеемся, исключить тест-эффект как альтернативное объяснение наблюдаемых изменений в оценках испытуемых. Существуют, однако, другие возможные причины изменения оценокзависимой переменной в группах в контрольном тесте по сравнению с предварительным. Одна из причин – воздействие внешних факторов, находящихся вне контроля экспериментатора. Другая причина – естественные изменения, происходящие с испытуемыми вне связи с экспериментом (такие, как старение, изменения в ходе длительных экспериментов или умственное утомление). Воздействие таких посторонних факторов можно оценить (и тем самым исключить в качестве конкурирующего объяснения результатов эксперимента), используя программу Р. Соломона с тремя контрольными группами.