Еще один типичный механизм формирования установок описывает теория социального научения Альберта Бандуры, согласно которой мы учимся не только через последствия собственных поступков, но и наблюдая за окружающими, слушая, читая, и таким образом косвенно учимся повторять за другими то, что имеет позитивные последствия, и не делать того, что приведет к неприятностям, болезни, травмам, отверженности обществом или что-нибудь еще хуже.
Эта теория включает в себя основные принципы оперантного научения, в том числе и принцип научения посредством наблюдения (викарного научения) за определенными моделями поведения и их последствиями.
Люди научаются чему-либо, просто наблюдая за поведением других людей (социальных моделей). Установки, демонстрируемые и высказываемые социальными моделями, интернализуются наблюдателем. Заимствованные, приобретенные этим способом установки являются едва ли не более распространенными, чем установки, выработанные посредством прямого подкрепления.
|
|
*Случай, рассказанный Зимбардо Ф. И Ляйппе М. (2000), показывает, как слаженно работают оба вида научения – инструментальное и викарное. Трехлетний Джон из окна своей комнаты увидел чернокожего мужчину, редкого гостя в районе, где живут белые. Он помчался к отцу с криком: «Папа, я только что видел дикого кролика!» Отец не смог удержаться от смеха и похвалил сына за «отличную шутку». У самого Джона нет и не может в три года быть личных причин дурно относится к чернокожим людям, и он едва ли обладает какой бы то ни было установкой по отношению к неграм вообще. Наверняка Джон запомнил это унизительное прозвище, потому что слышал, как его произносят другие влиятельные образцы для подражания, подобные его отцу. Учитывая высокий уровень расовых предрассудков в округе, можно предположить, что малыш часто видел, как его отец, соседи и другие жители района получали поощрение за выражение своих предрассудков. Теперь и ребенок получил закрепление навыка подобных высказываний.
Таким образом, обусловливание, ассоциирование, инструментальное и социальное научение лежат в основе тех механизмов, посредством которых установки вырабатываются. Об этом необходимо знать и помнить, поскольку возможность выявления, а тем более воздействия на установки, часто з ависит от того, каким образом и откуда они у человека появились.
(Роль подкрепления при формировании и изменении установки.)
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК (процесс убеждения)