double arrow

Основные закономерности и принципы воспитания


Ранее мы приводили закономер­ности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и законо­мерности, лежащие в основе воспитания как специально организован­ного и управ­ляемого процес­са формирования личности, т.е. как педагогического явления.

Приведем закономерности воспитания на уровне межличностного взаимодействия педагогов и учащихся, вытекающие из особенностей и структуры воспитательных отношений, которые организуются во внеучебное время.

Основываясь на психологических особенностях развития учащихся, можно выделить следующие закономерности воспитания: включение учащихся в активную совместную деятельность; соответствие цели и достигнутого уровня развития учащихся; опора на положительные личностные качества учащихся, характерные для современного развития общества; учет возрастных особенностей развития учащихся.

Включение учащегося в активную совместную деятельность связано с формированием активной жизненной позиции и социальной мобильности, характерной для рыночных отношений. Все это способствует реализации «Я-концепции» обучающихся и как следствие самореализация личности.

Соответствие цели воспитания и достигнутого уровня развития учащегося позволяет видеть перспективы собственного роста и быстрее добиваться результатов в воспитании. Это позволяет также воздействовать на внутреннюю систему мотивов, потребностей, эмоций учащегося, что позволяет воспитательные воздействия трансформировать во внутренние достижения.

Опора на положительные качества личности необходима в процессе воспитания, так как формирует соответствующие воспитательные отношения. Таковыми являются гуманизм, толерантность, взаимодействие, коллективизм, креативность.

Учет возрастных особенностей развития учащихся необходим в процессе воспитания, поэтому технология воспитательных воздействий для разных возрастных групп будет различной.

Закономерности, объясняющие ход самого воспитательного процесса взаимодействия педагога и воспитанника позволяют говорить о его технологичности. Технологизация воспитания позволяет учесть всю совокупность объективных и субъективных факторов, воздействующих на процесс воспитания, и сделать его оптимальным. Кроме того, технологизация воспитания как прогнозируемого, систематического и планомерного процесса в соответствии с поставленной целью позволяет повысить его качество.

Особенности взаимодействия процесса воспитания с внешней средой определяют следующими закономерностями: воспитание в коллективе и через коллектив, единством в действиях педагога, семьи и общества в целом, учет национально-региональных особенностей и социально-экономических условий развития общества, социального партнерства.




В воспитательной работе мастер профес­сионального образования реализует принципы воспитания, которые являются мостиком из теории в практику.

Принцип – это общее руководящее положение, требующее последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется достаточно широкий диапазон принципов организации воспитательной работы, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя на практике. Это принцип педагогической целесообразности. Его сформулировал А.С. Макаренко, который утверждал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»*. Что бы и когда бы не делал педагог, проводя те или иные занятия, организуя труд своих воспитанников, проводя с ними досуг, он не должен выпускать из виду целей воспитания, а, наоборот, должен последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, физических и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобразную программу личности современного труженика и гражданина.

Опытный педагог как бы держит перед глазами эту программу и, понимая, что «человек не воспитывается по частям», организуя учебу и труд своих воспитанников, настойчиво стремится к достижению поставленных воспитательных целей. Так реализуется на практике принцип педагогической целесообразности.

С этим принципом связан другой – принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей, который в современных условиях приобретает особо важное значение. В недавнем прошлом вся воспитательная работа в образовательных учреждениях была односторонне политизирована и идеологически нацелена в одном направлении – на коммунистическое воспитание молодого поколения.



В современном обществе, кода происходит его значительное классовое расслоение, активизировались различные политические движения и партии, такая односторонность воспитательной работы становится неоправданной и попросту невозможной. Политические пристрастия – личное дело каждого молодого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как это было прежде. В этих условиях возникает потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, которые не разъединяли бы, а, наоборот, объединяли бы людей.

Ценностное отношение к действительности, окружающей воспитанника, в корне преобразует его поведение, а в поведении он выстраивает отношение к тому, что ценностно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения, и излишним становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение.

Следующий принцип воспитания – это единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива, и его интересы ставились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, ее интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем, эта дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность – человек, такова формула реального гуманизма. Но человек – это не только личность, это и те общности людей, в составе которых реально существует и развивается личность, а именно – семья, коллектив, народ, человечество. Поэтому противопоставление личности коллективу надуманно и служит лишь формой прикрытия крайнего эгоизма. Вне коллектива невозможно нормальное развитие личности, немыслимо ее комфортное существование. Одним из важнейших открытий педагогики XX века стала концепция воспитательного коллектива, понимание того, что коллектив является главным воспитателем личности, что педагог, организуя коллектив, сплачивая его, добивается достижения воспитательных целей.

Принцип развития самодеятельности личности впервые был выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика в учении. Он писал: «Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или иного предмета; не учить, а помогать учиться»*. Не учить, а помогать учиться – так просто был сформулирован принцип развития самодеятельности личности. Многие педагоги поняли эту формулу буквально, считая, что воспитаннику надо с самого начала предоставить полную свободу для самостоятельного творчества. Однако педагогический опыт показал, что никакого творчества не может быть на пустом месте.

Самодеятельность личности – это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявляются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива. Следовательно, принцип «воспитывать через творчество» выступает как один из ведущих принципов воспитания.

Принцип развитие воспитательных функций коллективаобусловливает общение личности с определенным кругом людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. Народ давно подметил эту закономерность и определил ее образно и просто: «С кем поведешься – от того и наберешься». Но не всякий коллектив воспитывает в соответствии с поставленными целями. Нужна специальная работа организатора, наставника, педагога, чтобы коллектив стал воспитательной силой.

Принцип, определяющий направления развития отношений педагога и учащихся, который четко сформулировал А.С. Макаренко – это единство требования и уважения к личности.

«У нас к личности, - говорил Антон Семенович, - предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это соединение требований к личности и уважения к ней – не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем деле, в нашей общей работе, это уважение к деятелю»**.

Значимость данного принципа особенно велика на сегодняшнем этапе развития нашего общества, когда растет число беспризорных подростков, бедных и сверхбедных семей, большими темпами растет негосударственная форма образования и т.д.

Рассматривая современные подходы к проблемам воспитания, особый интерес представляет состав принципов организации воспитательной работы, предложенный академиком Е.В. Ткаченко*. Это следующие принципы.

Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов полного принятия учащегося, требует ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение педработников и учащихся.

Принцип толерантности, провозглашенный ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий.

На его основе возможно не только эффективное формирование уважения к культуре и традициям собственного и других народов, но и формирование гражданских качеств, воспитание духовности, приоритетов социальной адаптации.

Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах. Он проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализации «Я-концепции» подростков и молодежи.

Принцип коллективизма, следующий из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования.

Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молодежи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особенностей, включающих среди прочих и особенности общения.

Принцип универсализации воспитания, его проведение не только в образовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работодателей и учреждений образования в условиях обновляемого социального партнерства.

Социальное партнерство в воспитании подразумевает сотрудничество образовательного учреждения со всеми социальными структурами, которые играют роль в воспитании подрастающего поколения. Это общественные организации, союзы и ассоциации, учреждения дополнительного образования, библиотеки, центры психологической помощи семье и подростку, досуговые центры, отделы молодежи и спорта и т.д. Сотрудничество в воспитательном пространстве с этими организациями и учреждениями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить проблему социализации молодого поколения, а также повысить его конкурентоспособность на рынке труда, если будет строиться с учетом радикально изменяющихся жизненных интересов, ценностей и приоритетов современной молодежи.

Предметом совместной деятельности социальных партнеров должно стать: формирование контингента обучающихся, проектирование структуры и содержания образования и воспитания, педагогическое, учебно-технологическое обеспечение реализации образовательных программ, оценка качества подготовки и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования как важнейших факторов, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Пришло время, когда в качестве субъектов социального партнерства следует рассматривать также семью, личность учащегося, преподавателей и мастеров профессионального обучения, что выводит на уровень социального партнерства и отношения между ними.

Принцип сопряженной возрастной (начиная с ранней) идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.

Сущность разработки такого принципа заключается в том, что подростки и молодежь, пришедшие в систему начального профессионального образования, - это уже группа риска, имеющая свою трактовку законодательных норм в обществе. Поэтому как можно более ранняя организация профильной воспитательной работы со своим «будущим контингентом» не только в основной школе, но даже в детском саду (в условиях учреждений непрерывного образования) является важным и перспективным направлением работы как для конкретных детей и учреждений НПО, так и общества в целом.

Принцип совместного творчества, совместной творческой работы учащихся, педработников, родителей показывает, что для молодежи системы НПО характерны активное желание и участие в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства). Здесь имеется база не только для высокой самооценки, но и позитивной оценки деятельности подростков их родителями, педагогами, часто переходящей в сотрудничество, совместное творчество. В рамках этого принципа создаются особо благоприятные условия для развития индивидуальности подростков (фактически на основе принципа развития индивидуальности).

Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет учащимся проявить себя на уровне индивидуальности, стимулирует внутреннюю активность подростка, его способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору идет активное развитие духовного опыта молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и всех его жизненных сил.

Принцип умеренного традиционализма – это использование опыта прошлых лет в традиционных, идущих вне времени направлениях воспитательной работы, т.е. исторический опыт системы НПО ХХ века и лучший опыт патриотического, нравственного воспитания, однако освобожденный от стандартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих естественное неприятие современной молодежи.

Принцип исторической преемственности – это создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.

Различные подходы к выделению принципов воспитания подчеркивает сложность такого понятия, как воспитание, воспитательная работа в современных социально-экономических условиях. Союз различных принципов воспитания придает ему гармонию и позволяет формировать личность будущего рабочего с учетом его потребностей и потребностей общества.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: